ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-867/18 от 14.11.2018 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело

г. Зима 14 ноября 2018 года

Судья Зиминского городского суда Иркутской области Брода А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Зиминской городской общественной организации «Матери против наркотиков», о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области обратилось в суд с административным иском к Зиминской городской общественной организации «Матери против наркотиков», о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что Зиминская городская общественная организация «Матери против наркотиков» (далее - организация) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу **.**.** за основным государственным регистрационным номером . Место нахождения организации: <адрес>, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от **.**.**. Руководителем организации является - Председатель ФИО1, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от **.**.**, зарегистрированная по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (форма заявления № РН0001 лист Е, страница 1). В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 -ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление) в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях, организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельностив 2011 - 2017 г.г., а также не представила отчеты за 2010 - 2017 г.г. по форме №ОН0003. 26.07.2018 Управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение об устранении указанных нарушений в срок до **.**.**. Организация требования не исполнила, нарушения не устранены. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», п.п. «б» п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и предоставлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.03.2011 № 81, установлено, что некоммерческие организации предоставляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, организацией допущены нарушения законодательства, выразившиеся в неоднократном непредставлении в Управление ежегодной информации, предусмотренной абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», что в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц. Управление является государственным органом, действующим в целях защиты государственных интересов, уполномоченным в соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п.п. 65, п.п. 74 п. 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. В соответствии со ст. 104 Кодекса административного судопроизводства РФ, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (часть 2) органы государственной власти, обращающиеся в суд общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В данном случае, предъявляя иск о ликвидации юридического лица - некоммерческой организации и об исключении её из ЕГРЮЛ, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области защищает государственные и общественные интересы, поскольку основной целью заявленных исковых требований является обеспечение функционирования зарегистрированных некоммерческих организаций в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Административный истец просит признать Зиминскую городскую общественную организацию «Матери против наркотиков» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. В административном иске начальник Управления ФИО2 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Более того, до рассмотрения дела по существу от представителя Управления ФИО3 действующей по доверенности от 09.01.2018 поступило письменное уведомление, в котором указала, что они поддерживают в полном объеме исковые требования и просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя, а в случае неявки административного ответчика в порядке упрощенного производства.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Иркутской области ФИО4, действующая по доверенности от 02.10.2018 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила отзыв, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, отводов не имеют, суду доверяет и просит направить им копию решения.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителя заинтересованного лица, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав представленные материалы, ценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях», от 19 мая 1995 № 82 общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц. Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно с п.п. 65,74 п. 6 Положения об Управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица;

Из материалов дела следует, что Зиминская городская общественная организация «Матери против наркотиков» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу **.**.** за основным государственным регистрационным номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», п.п. «б» п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и предоставлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.03.2011 № 81, на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью Зиминской городской общественной организации «Матери против наркотиков» установлено, что организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельностив 2011 - 2017 г.г., не представила отчеты за 2010 - 2017 г.г. по форме №ОН0003.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин непредставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что **.**.** Управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение об устранении указанных нарушений в срок до **.**.**. Организация требования не исполнила, нарушения не устранены.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82- ФЗ «Об общественных объединениях», неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

В судебном заседании установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области для их устранения, не имелось. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, после получения предупреждения о нарушении действующего законодательства меры, направленные на устранение выявленных нарушений, руководителем организации не принимались, отчет о деятельности организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области до настоящего времени представлен не был.

При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания прекратившей деятельность общественной организации в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Признать Зиминскую городскую общественную организацию «Матери против наркотиков», зарегистрированную Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу **.**.** за основным государственным регистрационным номером с исключением сведений об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца с момента вынесения через Зиминский городской суд.

Судья А.М.Брода