дело № 2а-867/2020 УИД: 16RS0031-01-2020-001736-90 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 4 сентября 2020 года город Набережные Челны Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зверевой О.П., при помощнике судьи ведущему протокол судебного заседания ФИО1, с участием представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействие исполнительного комитета Тукаевского муниципального района выраженного в нерассмотрении заявления о продлении срока разрешения на строительство и возложении обязанности продлить срок разрешения на строительство, установил: ФИО2 в интересах ФИО4 обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету Тукаевского муниципального района (далее по тексту – Исполком) о признании незаконными бездействие исполнительного комитета Тукаевского муниципального района выраженного в нерассмотрении заявления о продлении срока разрешения на строительство и обязании продлить срок разрешения на строительство. В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности, на основании договора купли-продажи, принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категории: земли промышленности, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения лодочной станции, по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение. 21 апреля 2016 года истец получил градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением Исполкома, № 1105, 5 мая 2016 года получил разрешение на строительство эллинга, №, сроком действия до 5 мая 2017 года. Действие разрешения на строительство эллинга продлено до 25 сентября 2018 года. Строительство эллинга начато 5 мая 2016 года. 5 сентября 2018 года административный истец обратился к ответчику с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, однако ответчик отказал в удовлетворении его заявления о продлении срока разрешения на строительство, с указанием на необходимость предоставить полный пакет документов согласно статье 51 ГрК РФ. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 21 января 2019 года решение исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 4 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО4 о продлении разрешения на строительство признано незаконным. В целях устранения допущенных нарушений в решении суда указан способ устранения нарушений путем повторного рассмотрения заявления. 6 марта 2019 года ответчик отказал в удовлетворении его заявления о продлении срока разрешения на строительство, с указанием на необходимость предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, а так же проект организации строительства объекта капитального строительства с дополнением об изменении календарного срока строительства согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство от 8 февраля 2019 года № 327. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2019 года решение исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 6 марта 2019 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО4 о продлении разрешения на строительство признано незаконным. В целях устранения допущенных нарушений в решении суда указан способ устранения нарушений путем повторного рассмотрения заявления. 14 мая 2019 в адрес административного ответчика подано требование об исполнении решения Тукаевского районного суда Республики Татарстан по делу № 2а-516/2019. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2019 года признано незаконным бездействие исполнительного комитета выраженного в нерассмотрении заявления от 5 сентября 2018 года за № ОГ-2015-ИК о продлении срока разрешения на строительство, возложена обязанность устранить допущенные нарушения. 29 июня 2020 года письмом № 2002 ответчиком вновь отказано истцу в продлении срока действия разрешения на строительство с указанием на то, что разрешение на строительство будет продлено после предоставления заявителем необходимого пакета документов. При этом, какие именно документы нужно предоставить истцу в письменном отказе не указано. Полагает, что административный ответчик уклоняется от оказания административному истцу муниципальной услуги в виде внесения изменений в разрешение на строительство в части срока его действия, по сути отказывая в предоставлении такой услуги. Указав на незаконность бездействия, просил признать бездействие исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в части внесения изменений в разрешение на строительство и возложить на Исполком обязанность внести изменения в разрешение на строительство эллинга № в части срока его действия, продлив такой срок на один год. В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям, просил признать незаконным бездействие ответчика в части неисполнения решения суда и возложить на ответчика обязанность продлить срок разрешения на строительство №. Представитель административного ответчика исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО5 просила в удовлетворении административного иска отказать. Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Как следует из материалов дела, ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером № категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения лодочной станции, по адресу: Тукаевский муниципальный район, Малошильнинское сельское поселение. На основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Исполкома от 21 апреля 2016 года № 1105, 5 мая 2016 года выдано разрешение на строительство эллинга №, сроком действия до 5 мая 2017 года, строительство было начато административным истцом после получения данного разрешения. Указанное разрешение не отменено выдавшим его органом, недействительным (незаконным) или прекращенным в установленном порядке не признано. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2017 года удовлетворено административное исковое заявление ФИО4 об оспаривании решения исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Решение исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 16 августа 2017 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО4 о продлении разрешения на строительство признано незаконным. На исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность продлить срок разрешения на строительство эллинга, №, утвержденного постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года. Во исполнение решения суда срок действия разрешения на строительство эллинга № продлен до 25 сентября 2018 года. На заявление ФИО4 административный ответчик, письмом от 4 октября 2018 года за №, отказал в продлении разрешения на строительство. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 21 января 2017 года удовлетворено частично административное исковое заявление ФИО4 об оспаривании решения исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан. Решение исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 4 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявления о продлении разрешения на строительство признано незаконным. На исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность повторно рассмотреть заявление о продлении срока разрешения на строительство. Административный ответчик, письмом от 6 марта 2019 года за № 770, отказал в продлении разрешения на строительство. Свой отказ мотивировал тем, что для продления разрешения на строительство эллинга № заявителю необходимо предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок, а также проект организации строительства объекта капитального строительства с дополнением об изменении календарного срока строительства согласно административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство от 8 февраля 2019 года № 327. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 12 апреля 2019 года решение исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворено частично. Решение исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан выраженное в ответе от 6 марта 2019 года за № 770 признано незаконным. На Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления. 19 апреля 2018 года заместителем руководителя – начальников отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского БВУ ФИО6 выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование. 23 января 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП № 2 г. Набережные Челны ФИО7 возбуждено исполнительное производство № 174686/19/16056-ИП в пользу взыскателя УФК по Нижегородской области (Приволжская Транспортная прокуратура) с предметом исполнения Возложить на ФИО4 обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления данного решения в законную силу привести в первоначальное положение береговую полосу реки Кама (Нижнекамского водохранилища), примыкающую к земельному участку с кадастровым номером №, путем демонтажа (сноса) расположенных на береговой полосе понтонов, расположенных на водном объекте и примыкающих к земельному участку, подпорной стенки и лестницы, ведущей от берега реки Кама к земельному участку. 30 мая 2019 года исполнительное производство № окончено в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. Решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2019 года признано незаконным бездействие исполнительного комитета выраженного в нерассмотрении заявления от 05 сентября 2018 года за № ОГ-2015-ИК о продлении срока разрешения на строительство, возложена обязанность устранить допущенные нарушения. Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2). Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4). Полномочия администрации муниципального образования «Тукаевский муниципальный район» по выдаче разрешения на строительство закреплены в п. 13 статьи 6.1 Устава муниципального образования «Тукаевский муниципальный район». Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 ГрК РФ). В силу ч. 21.14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. Реализация права на получение разрешения на строительство (на продление срока его действия) предусматривает добросовестность застройщика и разумность его действий. Часть 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает закрытый перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство. Несмотря на то, что согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, иной подход ухудшал бы положение заявителей, обратившихся с аналогичными требованиями до вступления в силу нормы, содержащейся в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ. При таких обстоятельствах к сложившимся правоотношениям должна быть применена действовавшая ранее редакция закона. Так, в силу части 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату выдачи разрешения, срок действия разрешения на строительство мог быть продлен по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Таким образом, в рассматриваемом случае единственным основанием к отказу в продлении срока действия разрешения на строительство мог быть установленный факт того, что строительство объекта капитального строительства не начато до истечения срока подачи такого заявления. Между тем, факт начала строительства до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство административным ответчиком не опровергнуты. Более того, частью 7 статьи 51 ГрК РФ регламентируется порядок подачи заявления о выдаче разрешения на строительство, и требование предоставления от административного истца календарного плана строительства (сроков и последовательности строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделения этапов строительства) является незаконной, поскольку данной нормой установлен перечень документов, подлежащих подаче в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» вместе с заявлением на выдачу разрешения на строительство, а не с заявлением о внесении изменений (продлении срока действия) разрешения на строительство. По смыслу приведенных норм закона продление срока действия разрешения на строительство не является выдачей нового разрешения, то есть признав достаточными представленные первоначально застройщиком документы для выдачи разрешения на строительство, администрация не вправе требовать от застройщика новые документы, необходимые для получения разрешения на строительство. При этом, для продления разрешения на строительство не требуется доказательств выполнения определенного объема строительных работ или невозможности завершения строительства в указанный в нем первоначальный срок. Подпунктом «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущено бездействие, каких-либо данных, свидетельствующих о рассмотрении заявления о продлении срока разрешения на строительство, о направлении или вручении ответа адресату не представлено. Представляются несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что со стороны административного ответчика отсутствовало бездействие, нарушающее права административного истца, равно как и аргументы об отсутствии оснований для решения организационных вопросов, связанных с рассмотрением вопроса о возможности продления срока разрешения на строительство. Таким образом, суд считает, что административные исковые требования ФИО4 о признании бездействия административного ответчика незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав путем продления срок разрешения на строительство эллинга, № утвержденного постановлением № 1105 от 21 апреля 2016 года. На основании изложенного, руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административное исковое заявление ФИО4 об оспаривании бездействия исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - удовлетворить. Признать незаконным бездействие исполнительного комитета выраженного в нерассмотрении заявления от 05 сентября 2018 года за № ОГ-2015-ИК о продлении срока разрешения на строительство. Возложить на исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан обязанность продлить срок разрешения на строительство эллинга, №, утвержденного постановлением № от 21 апреля 2016 года. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2020 года. Судья подпись |