Дело № 2а - 867/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2016 года город Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой И. С.,
при секретаре судебного заседания Кукушкиной Е. С.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «*** - ***, действующего на основании доверенности *** от ***,
представителя административного ответчика – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по *** – ***, действующей на основании доверенности *** от ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «*** к отделу государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по *** о признании незаконным предписания *** от ***,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «***» обратилось в суд с административным иском к отделу государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по *** о признании незаконным предписания *** от ***.
В обоснование административного искового заявления указано, что в соответствии с распоряжением Главного управления МЧС России по *** от ****** проведена плановая проверка отделом государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по *** филиала ООО «***. По результатам проверки истцу выдано предписание *** от *** с требованием создать в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II класса опасности локальную систему оповещения до 01.10.2018 г. Истец считает указанное требование не соответствующим действующему законодательству. Со вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2013 № 404-ФЗ в ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», возникла обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности создавать и поддерживать в готовности локальные системы оповещения.
В целях реализации требования п. 3 ст. 9 Закона № 28-ФЗ, предусматривающего необходимость создания ЛСО, было принято Постановление Советов Министров – Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», в котором предусмотрено создание ЛСО в районах размещения ядерно, радиационно, химически опасных и гидротехнических объектов, а также установлены зоны действия указанных ЛСО.
МЧС России 24.12.2002 г. утверждены Методические рекомендации о созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, которые предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.
В соответствии с п. 2.2.8 Методических рекомендаций установлены зоны действия ЛСО, которые определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта.
Пунктом 2 Постановления № 178 установлены зоны действия ЛСО: в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км. вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта); в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км. вокруг каждого из объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км. от каждого объекта. В отношении объектов газоснабжения, а также других опасных производственных объектов I и II классов опасности такие зоны действия ЛСО не установлены.
При этом, как указывает административный истец, подавляющее большинство из опасных производственных объектов общества I и II классов опасности являются взрывопожароопасными. Скоротечность развития аварий на них, исключает возможность заблаговременного информирования населения о потенциальной опасности и делает оповещение в зонах распространения поражающих факторов бессмысленным (барическое воздействие и разлет осколков происходят в первые секунды аварии).
Ссылаясь на письмо заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий *** от 18.12.2014 № 43-6094-14, административный истец указывает, что согласно этому письму планируется внести изменения в Постановление № 178. Проектом Постановления предусматривается установить зоны действия ЛСО в границах влияния поражающих факторов аварий, определенных в декларациях промышленной безопасности ОПО.
В Декларации промышленной безопасности ОПО Общества книга 12 Торжокское ЛПУМГ указано, что территории населенных пунктов и объектов сторонних организаций, расположенных в непосредственной близости от газопровода Торжокского ЛПУМГ в зоны действия поражающих факторов возможных аварий на участках магистральных газопроводов не попадают.
На основании изложенного и ввиду отсутствия нормативной базы, регулирующей порядок построения локальных систем оповещения на объектах газоснабжения и других объектах I и II классов опасности, функционирующая в настоящее время на объектах ЛПУМГ система оповещения соответствует требованиям действующего законодательства и в случае необходимости может быть применена в качестве локальной системы оповещения.
Кроме того, как указывает административный истец, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 404-ФЗ *** обращалось за разъяснениями в Главное управление МЧС России по *** по порядку установки ЛСО (письмо от *** исх. ***), однако ответ получен не был.
Таким образом, по мнению административного истца, в их действиях отсутствует нарушение действующего законодательства в связи с отсутствием нормативной базы, регулирующей порядок установки локальных систем оповещения на объектах газоснабжения. Исполнение обществом предписания *** может повлечь необоснованные финансовые затраты, в связи с чем они просят признать незаконным предписание *** от ***, выданное отделом государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по ***.
Определением Торжокского городского суда Тверской области от 15 августа 2016 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены государственный инспектор *** по пожарному надзору – начальнику отдела государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ******, Главное управление МЧС России по ***.
В судебном заседании представитель административного истца -***» - *** административные исковые требования полностью поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Главного управления МЧС России по *** – *** исковые требования не признала и поддержала письменные возражения, существо которых сводится к следующему. Необходимость создания локальных систем оповещения связана с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» статья 14 пункт «г», Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» статья 9, Федерального закона от 02 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» статья 14, Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 01 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утв. МЧС РФ от 24 декабря 2002 г.), свода правил СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 05 апреля 2012 г. № 160), СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» и ряде других актов. Все требования этих нормативных актов объединены в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» статья 9 пункт 3, который гласит, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения». Таким образом, по их мнению, в соответствии с требованиями законодательства создают ЛСО организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, к которым относится объект истца. При создании локальных систем оповещения необходимо обязательно предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. Согласно методическим рекомендациям по созданию в районах размещении потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утв. МЧС РФ 24 декабря 2002 г.), если зона действия поражающих факторов в случае ЧС не выходит за пределы территории объекта, то локальная система оповещения создается только на территории объекта и в дальнейшем интегрируется с Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (РАСЦО) через единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) муниципального района. Учитывая перечисленные требования, административный ответчик указывает, что существующая система оповещения на объекте истца не может быть задействована как ЛСО, а отсутствие зоны поражения в случае ЧС за границами объекта не освобождает истца от создания ЛСО. На основании изложенного, просят в удовлетворении административных исковых требований о признании предписания № 2 от 25.04.2016 года истцу отказать.
Административные ответчики - отдел государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ***, государственный инспектор *** по пожарному надзору – начальник отдела государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ******, будучи надлежаще извещёнными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, судом определено рассмотреть дело без их участия.
Выслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что в период с *** по *** Государственным инспектором *** по пожарному надзору – начальником Главного управления МЧС России по *** Управления надзорной деятельности и профилактической работы отдел государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера *** на основании распоряжения о проведении проверки от ****** (л.д. 5-6), проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в филиале общества с ограниченной ответственностью «***» - *** (далее по тексту филиал ООО ***).
По результатам проверки был составлен акт от ****** о невыполнении филиалом ООО *** обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II классов опасности не создана локальная система оповещения в нарушение ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (л.д. 7).
Обществу было выдано предписание *** от *** об устранении нарушений требований в области защиты населения территорий от ЧС природного и техногенного характера, а именно: в срок до 01 октября 2018 года создать в организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты I и II классов опасности (филиал ООО «***) локальную систему оповещения в соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (л.д. 8).
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Одним из основных принципов противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в Российской Федерации является предупреждение таких ситуаций, представляющее собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Одной из таких мер является оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, то есть доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Согласно статье 5 Закона № 68-ФЗ границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
В соответствии с пунктом «г» статьи 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Зоны действия локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях (далее - ЛСО) установлены Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».
В силу пункта 1 Постановления № 178 создание локальных систем оповещения предусмотрено лишь на следующих потенциально опасных объектах: ядерно-, радиационно-, химически опасных предприятиях и гидросооружениях.
Пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 № 178 устанавливает зоны действия локальных систем оповещения:
в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.
Филиал ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург» - Торжокское ЛПУ МГ эксплуатирует опасные производственные объекты 1 или 2 класса опасности, данный факт представителем административного истца в судебном заседании не оспаривался.
В силу п. 2.2.7 Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утв. МЧС РФ 24 декабря 2002 г.) при создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
Пунктом 1 Постановления администрации Тверской области от 07.12.2005 № 323-па «О порядке оповещения и информирования населения Тверской области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» установлено, что оповещение и информирование руководящего состава постоянно действующих органов управления Тверской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТТП РСЧС), оперативных дежурных служб потенциально опасных и других важных объектов экономики, населения обеспечивается через региональную автоматизированную систему централизованного оповещения населения Тверской области (далее - ТвРАСЦО), местные, локальные и объектовые системы оповещения
В силу пункта 4 Постановления система оповещения Тверской области включает в себя региональную, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.
Создание, улучшение (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в органах исполнительной власти Тверской области, органах местного самоуправления, на соответствующих территориях и в организациях (п. 5 Постановления).
Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб, на которые возложена организация и выполнение задач гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории ***, муниципального образования; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Пунктом 26 Постановления установлено, что локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя объекта органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб, на которые возложены организация и выполнение задач гражданской обороны по вопросам оповещения и связи.
Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью региональной системы оповещения Тверской области и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ней.
Как установлено ст. 24 Закона Тверской области от 30.07.1998 № 26-ОЗ-2 «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» территории и организации должны быть подготовлены к действиям по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 4 Постановления администрации Тверской области от 07.12.2005 № 323-па «О порядке оповещения и информирования населения Тверской области в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» установлено, рекомендовать руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения, обеспечивать сохранность элементов ТвРАСЦО.
Судом первой инстанции установлено, что в Филиале ООО «*** локальной системы оповещения вопреки требованиям законодательства не имеется.
Существование объектовой системы оповещения в филиале не освобождает от обязанности создавать и поддерживать в состоянии готовности локальную систему оповещения в соответствии с требованием ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Доказательств обратного в соответствии с положениями ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено, как не представлено доказательств, которые свидетельствовали бы о том, что у филиала ООО «***, эксплуатирующего объекты 1 и 2 класса опасности, отсутствует обязанность по созданию локальной системы оповещения, не может служить таковым и письмо заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий *** от 18.12.2014 № 43-6094-14, согласно которому планируется внести изменения в Постановление № 178 относительно установления зон действия ЛСО.
При осуществлении проверок должностное лицо контрольного органа обязано руководствоваться положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-Фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием срока их исполнения.
Ссылка представителя административного истца о том, что предписание выдано филиалу юридического лица – ООО «Газпром трансгаз Санкт – Петербург», а не самому юридическому лицу, которое впоследствии должно было бы принимать решение о выделении денежных средств, не может повлиять на законность обжалуемого предписания, поскольку из текста предписания следует, что в ходе проверки были установлено нарушение, допущенное в результате деятельности именно филиала, начальник филиала является лицом, обеспечивающим оперативное руководство деятельностью филиала, действует от имени юридического лица в пределах предоставленных ему полномочий, следовательно, предписание, адресованное филиалу Общества, налагает обязанности и на само Общество (в части деятельности, относящейся к филиалу).
Указанный довод также не имеет правового значения ввиду того, что в силу статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиал осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.
Постановление мирового судьи судебного участка ****** от *** прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора филиала ООО «****** за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.7 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку дело рассматривалось в ином составе лиц, не вступило в законную силу и в силу статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может быть принято за доказательство.
Предписание составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства в области защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и уполномоченным лицом, нарушений процедуры вынесения предписания судом не установлено.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, оснований для признания Предписания *** от ***, выданного отделом государственного надзора в области гражданского обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций ГУ МЧС России по *** незаконным не имеется и в иске обществу с ограниченной ответственностью «***» надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «***» к отделу государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тверской области, государственному инспектору Тверской области по пожарному надзору – начальнику отдела государственного надзора в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тверской области ***, Главному управлению МЧС России по Тверской области о признании незаконным предписания *** от *** отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И. С. Морозова
Решение принято в окончательной форме 02 сентября 2016 года.
Председательствующий И. С. Морозова