ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-867/2021УИД от 23.09.2021 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-867/2021 УИД: 47RS0007-01-2021-002100-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при секретаре Нечаевой А.С.,

при участии ответчика Павлова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области к Павлову Ивану Ивановичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС N 3 по Ленинградской области обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Павлову И.И. о взыскании задолженности по страховым взносам в размере 8 032 рублей 41 копейки, а именно:

- по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 6 583 рубля 92 копеек;

- по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1448 рублей 49 копеек.

В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик имел статус индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на него возложена действующим законодательством обязанность по уплате данных платежей.

Инспекция обратилась в адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Павлова И.И. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу с Павлова И.И. взыскана недоимка по налогам в размере <данные изъяты> копейки. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений на судебный приказ относительно его исполнения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 129 ГПК РФ, ст.45 НК РФ, п.3 ст.48 НК РФ, гл. 32 КАС РФ, ст.286 КАС РФ Межрайонная ИФНС России по <адрес> обратилась в Кингисеппский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Павлова И.И. (л.д. 3-9).

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддерживает, просит его удовлетворить в полном объеме (л.д. 80).

Административный ответчик Павлов И.И., не принимавший участия в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ иск не признал, представив письменные возражения (л.д. 40), и пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в заявительном порядке, после чего налоговый орган направил запрос в ОМВД для проверки представленных им сведений, сведения из ОМВД поступили ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших из ОМВД сведений на запрос налогового органа его регистрация в качестве ИП решением налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ была признана недействительной, вместе с тем, запись в ЕГРИП о недействительности государственной регистрации его в качестве ИП была внесена налоговым органом в нарушение требований действующего законодательства только ДД.ММ.ГГГГ, при этом он после вынесения ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом решения о признании его регистрации в качестве ИП недействительной предпринимательскую деятельность не осуществлял, так как это было запрещено законом.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС по Выборгскому району Ленинградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв (л.д. 47-49,72), в котором изложен порядок проведения процедуры исключения Павлова И.И. из реестра ИП).

Исследовав правовые позиции лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела мирового судьи судебного участка N <адрес>, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулируются законодательством о налогах и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, п.п. 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу статьи 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ регулируются Главой 34 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Согласно п.п. 2 п. 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, индивидуальные предприниматели.

Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Павлов И.И. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, представив вместе с заявлением ряд документов, по коду основного вида предпринимательской деятельности – 55.10, коды дополнительных видов деятельности - 55.20., 55.90, 68.20, 68.32.

Запись о государственной регистрации Павлова И.И. в качестве Индивидуального предпринимателя внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52- оборот).

Согласно Протоколу проверки физического лица на наличие (отсутствие) судимости в связи с представлением им документов для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налоговым органом в соответствии со статьей 22.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлен межведомственный запрос в МВД России о представлении документа, предусмотренного пунктом «к» названной статьи, сведения о запросе: , дата запроса ДД.ММ.ГГГГ, сведения об ответе на запрос: номер ответа дата ответа на запрос: ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> вид ответа: имеются сведения о судимости (л.д. 52-60).

Согласно листу записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя Павлова И.И. ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о признании государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя недействительной в связи с поступлением сведений из МВД России (пункт 4 статьи 22.1 Федерального закона от 08 августа 2018 года N 129-ФЗ), дата прекращения деятельности – 08 ноября 2018 года, сведения о документах, представленных для внесения данной записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей – ответ МВД России о наличии судимости ФЛ, дата документа – 12.08.2018, документ представлен в электронном виде (л.д. 14-17, 61).

Судом также установлено, что в адрес ответчика налоговым органом по месту его жительства - ФНС N 3 по Ленинградской области – ДД.ММ.ГГГГ - было направлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов в общем размере 8032 рубля 41 копейка со сроком уплаты налога согласно требованию – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19).

Поскольку требование об уплате страховых взносов Павловым И.И. исполнено в указанный срок не было, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Павлова И.И. суммы страховых взносов в размере <данные изъяты> копейки, определением мирового судьи был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу о взыскании с Павлова И,И. указанных сумм, по заявлению Павлова И.И. приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ (материалы дела ).

В Кингисеппский городской суд с исковым заявлением налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока давности обращения в суд, предусмотренного действующим законодательством.

Вместе с тем, относительно доводов административного ответчика о том, что он не может нести бремя ответственности за неуплату страховых взносов ввиду неправомерных действий налогового органа, который несвоевременно внес сведения в ЕГРИП о недействительности его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, суд отмечает следующее.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией прекращения указанных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Следовательно, в обязанности суда входит также проверка обстоятельств, связанных с правомерностью начисления взносов.

Правила, процедура, права и обязанности участников правоотношений, связанных с реализацией налоговыми органами государственных функций по государственной регистрации лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения такой деятельности регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно п. 1 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется ряд документов, в числе которых (пп. «к» п. 1 статьи 22.1) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 статьи 22.1 указанного Федерального закона не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпункте "к" пункта 1 настоящей статьи, в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, общественной безопасности либо имеет неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.

Согласно пп. «к» п. 1 ст. 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ, справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из письменного отзыва представителя заинтересованного лица усматривается, что Павлов И.И. указанную справку не предоставлял, в связи с чем налоговым органом в соответствии с требований вышеуказанной нормы Закона в ОМВД был направлен соответствующих запрос.

Как следует из содержания выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРИП внесены сведения о документах, представленных при внесении записи в ЕГРИП: документ, предусмотренный пп. «к» п. 1 ст. 22.1, пп. «в» п. 1 ст. 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 «N 129-ФЗ (л.д. 17).

Согласно требованиям пп. «в» п. 1 ст. 22.2 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляется в том числе справка о наличии или об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации;

Согласно п. 3 ст. 22.2 Федерального закона N 129-ФЗ внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в контексте требований п. 4 ст. 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ о недопустимости осуществления деятельности лица в качестве индивидуального предпринимателя и получения ответа на межведомственный запрос ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обязан был внести в ЕГРИП сведения о признании государственной регистрации Павлова И.И. в качестве индивидуального предпринимателя недействительной в течение не более чем пять рабочих дней со дня получения сведений из МВД, тогда как такая запись была внесена только ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области был направлен судебный запрос о причинах, препятствующих внесению сведений в ЕГРИП о прекращении деятельности Павлова И.И. в качестве индивидуального предпринимателя в течение установленного Федеральным законом N 129-ФЗ срока, как следует из содержания полученного ответа, о наличии таких причин налоговый орган не ответил (л.д. 47-49).

При этом в материалах дела отсутствуют данные, позволяющие суду самостоятельно определить такие причины.

Как следует из нормативных положений Федерального закона N 129-ФЗ, статус индивидуального предпринимателя может быть утрачен как в силу выраженного волеизъявления гражданина, так и в силу закона. В зависимости от того, выражает ли волю на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя сам гражданин либо прекращение такой деятельности зависит от решения налогового органа, действующие нормативные положения Федерального закона N 129-ФЗ возлагают определенные обязательства как на граждан, так и на соответствующие органы, определяя конкретные сроки, в течение которых налоговый орган обязан принять соответствующее решение.

Вышеприведенным Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ определены конкретные сроки совершения регистрационных действий, с которыми законодатель связывает правовые последствия в виде возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя

Реализуя властные полномочия, предоставленные налоговому органу действующим законодательством, налоговый орган, принимая решение о признании государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя недействительной, то есть самостоятельно принимая решение об утрате статуса индивидуального предпринимателя, в целях реализации требования Закона о недопустимости осуществления гражданином предпринимательской деятельности в случае наличия предусмотренных Законом оснований, также должен руководствоваться требованиями действующего законодательства.

В связи с этим, обязанность гражданина по уплате страховых взносов при прямом запрете на осуществление деятельности в качестве индивидуального предпринимателя при принятии налоговым органом соответствующего решения не может ставиться в зависимость от несвоевременного внесения налоговым органом сведений о прекращении государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя, при этом доводы административного ответчика о том, что в спорный период времени он предпринимательскую деятельность не осуществлял, административным истцом не опровергнуты.

Принимая во внимание исследованные судом обстоятельства суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 8, 62, 84, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 3 по Ленинградской области к Павлову Ивану Ивановичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 30 сентября 2021 года.