ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-868/2017 от 24.05.2017 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-868/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2017 года г. Елизово, Камчатский край

Елизовский районный суд Камчатского края в состав

председательствующего судьи Сутуловой М.А.,

при секретаре судебного заседания Ли В.Р.,

с участием

представителя заместителя Елизовского городского прокурора ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6,

представителя заинтересованного лица ООО «Дорстройпроект» ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Елизовского городского прокурора к администрации Елизовского муниципального района о признании постановления администрации Елизовского муниципального района от 13.04.2015 года № «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером » противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Елизовского муниципального района о признании постановления администрации Елизовского муниципального района от 13.04.2015 года № «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером » противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что названным постановлением предоставлен в аренду ООО «Дорстройпроект» земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, разрешенное использование – охота, рыбалка, целевое назначение участка – для строительства гостевого дома и бани, категория земель – земли населенных пунктов, на срок с 31.03.2015 года по 13.05.2029 года. На основании оспариваемого постановления между Управлением архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района и ООО «Дорстройпроект» заключен договор аренды земельного участка № от 13.04.2015 года.

Как указывает прокурор, земельный участок с кадастровым номером , предоставленный ООО «Дорстройпроект» находится на установленной Правилами землепользования и застройки Николаевского сельского поселения, территориальной зоне – зоне естественного ландшафта (л.д. 4-7), предоставление его в аренду с разрешенным использованием – охота, рыбалка и целевым назначением участка – для строительства гостевого дома и бани, произведено в нарушение норм земельного и градостроительного законодательства.

В судебном заседании представитель заместителя Елизовского городского ФИО5 поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании возражала по существу заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск (л.д. 42-44). Дополнительно пояснила, что ответчик не допустил нарушения норм земельного и градостроительного законодательства при издании оспариваемого постановления.

Представитель заинтересованного лица ООО «Дорстройпрект» ФИО7 в судебном заседании также возражал по существу заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск, полагал что градостроительный регламент для территориальной зоны естественного ландшафта в Николаевском муниципальном образовании не установлен, что подтверждается Правилами землепользования и застройки Николаевского сельского поселения (л.д. 59-62).

Заслушав пояснения представителя заместителя Елизовского городского ФИО5, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд, руководствуясьч.4 ст.218, п.8 ст.226 КАС РФ, приходит к следующему.

Согласно подп. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подп. 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4).

В соответствии с частью 1 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Отнесение земельных участков в составе рекреационных зон к землям населенных пунктов прямо предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Такие земельные участки в силу пункта 9 этой статьи Кодекса используются для отдыха граждан.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 94 ЗК РФ, земли рекреационного назначения отнесены и к землям особо охраняемых территорий.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГРК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Статьей 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Елизовского муниципального района от 13 апреля 2015 года № «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером » ООО «Дорстройпроект» предоставлен в аренду с 31.03.2015 года по 13.05.2029 года земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, разрешенное использование – охота и рыбалка, целевое назначение участка – для строительства гостевого дома и бани, категория земель – земли населенных пунктов (л.д. 11-12).

13.04.2015 года между Управлением архитектуры, градостроительства, земельных отношений и природопользования администрации Елизовского муниципального района и ООО «Дорстройпроект» заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером , разрешенное использование: охота и рыбалка, целевое назначение: для строительства гостевого дома и бани.

Согласно пунктам 4.1. и 4.3. договора аренды «Арендатор» обязан использовать земельный участок исключительно по целевому назначению, строительство новых объектов недвижимого имущества на земельном участке производятся «Арендатором» только с письменного разрешения «Арендодателя», такое разрешение не требуется, если в соответствии с п. 1.1 настоящего договора целевым назначением земельного участка является строительство такого объекта недвижимого имущества (л.д. 13-20).

21.02.2017 года в адрес главы администрации Елизовского муниципального района направлено представление первого заместителя Елизовского городского прокурора об устранении нарушений законодательства, согласно которого земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне – зоне естественного ландшафта, какое-либо строительство в указанных зонах не допускается. Указанный земельный участок с разрешенным использованием для строительства гостевого дома предоставлен ООО «Дорстройпроект» в нарушение норм закона (л.д. 21-23).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: охота и рыбалка (л.д. 50-51).

Правила землепользования и застройки Николаевского сельского поселения, приняты Решением Собрания депутатов Николаевского сельского поселения от 26.01.2012 года № и подлежат обязательному применению всеми субъектами градостроительных отношений на всей территории поселения в границах, установленных Законом Камчатской области «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения» от 29.12.2004 года № (ст.2).

Статья 5 названных Правил наделяет Собрание депутатов поселения полномочиями в области землепользования и застройки в части регулирования землепользования и застройки, рационального использования земель, находящихся в границах сельского поселения.

Статьёй 11 Правил утвержден градостроительный регламент, определяющий правовой режим земельных участков.

Как следует из п.1 ст.12 Правил, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования… которых не соответствуют градостроительному регламенту, установленному настоящими Правила, являются несоответствующими разрешенному виду использования.

Статьей 13 названных Правил, определен порядок установления и виды территориальных зон, в том числе Зона естественного ландшафта (ЕЛ), предназначенная для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Пунктом 5 статьи 98 ЗК РФ содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.

Между тем, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером предоставленный в аренду ООО «Дорстройпроект» на территории с.Николаевка Елизовского района, имеет иное разрешенное использование – охота и рыбалка, не предусмотренное названными Правилами, с целевым назначением – для строительства гостевого дома и бани, прямо противоречит требованиям ст.20 Правил, поскольку арендатор намерен строить капитальные строения, о чем получено соответствующее разрешение на строительство, выданное Администрацией Николаевского сельского поселения.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 4), охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1). При этом, согласно пункту 1 статьи 7 данного Федерального закона в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Правовой режим земель определяется, в частности, Земельным кодексом Российской Федерации, глава XV "Земли населенных пунктов" которого, устанавливая в статье 83, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1), границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2), не предусматривает возможности осуществления на землях населенных пунктов видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что иск заместителя Елизовского городского прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

иск заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворить.

Признать постановление администрации Елизовского муниципального района от 13.04.2015 года № «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером » противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 29 мая 2017 года.

Судья М.А. Сутулова