ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-869/18 от 28.12.2018 Калачинского городского суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калачинск 28 декабря 2018 года

Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Дементьева Е.П.,

при секретаре Никифоровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-869/2018 по административному исковому заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе к администрации Калачинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по необеспечению питьевой водой, обязании обеспечить питьевой водой гарантированного качества, суд

УСТАНОВИЛ:

ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в Калачинский городской суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Калачинского муниципального района Омской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Калачинского муниципального района Омской области возбуждено административное расследование по ст. 6.3 КоАП РФ на основании обращения жителя села Куликово, поступившего через Администрацию Президента РФ, на неудовлетворительное качество водопроводной воды. При проведении административного расследования в отношении администрации Калачинского муниципального района Омской области, расположенной по адресу: <адрес>, установлено: население села Куликово Калачинского района Омской области не обеспечено питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, что создает угрозу возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний с водным путем передачи, а именно: в с. Куликово Калачинского района водоснабжение централизованное, организовано из поверхностного водоисточника р. Омь, вода подается в водопроводную сеть без очистки и обеззараживания. Согласно Распоряжения Калачинского муниципального района Омской области от 26.04.2018 г. № 212-р, указанная водопроводная сеть (водопровод с. Куликово), передана в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию Калачинского района Омской области "Водоснабжение", для которого Приказом РЭК Омской области от 15.12.2016 г. № 486/69 утвержден тариф на техническую воду, в том числе для потребителей с. Куликово. По информации от 10.05.2018 г. № 12 Администрации Куликовского сельского поселения - в с. Куликово имеется 7 многоквартирных многоэтажных жилых домов (124 квартиры, проживает 151 чел.), 86 квартир в двухквартирных домах, в которые подведена вода (проживает 319 чел.). Согласно п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Согласно представленной информации Администрации Калачинского муниципального района от 10.05.2018 г. № 18/клч-1009, - в с. Куликово, осуществляется подвоз питьевой воды АО «Калачинский Коммунальник» на специализированном автомобиле (автоцистерна) три раза в месяц, доставляемой с централизованного водопровода г. Калачинска, объем поставленной воды составил в 2018 г.: январь - 2290 л, февраль - 1763 л, март - 1256 л, апрель - 3252 л. Учитывая что в данном населенном пункте проживает 1334 человека, на каждого человека приходится -1,6 л/месяц питьевой воды. В данном населенном пункте других источников с питьевой водой нет. Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.06.2018г. Администрация Калачинского муниципального района Омской области привлечена к административной ответственности в рамках ст. 6.3 КоАП РФ и назначен штраф 10 000 рублей, кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 29.13 КоАП РФ, внесено Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения 13.06.2018 г. 25.07.2018г. Калачинский городской суд вынес определение об отказе восстановления срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении № 120 от 13.06.2018г. и возврате жалобы, поданной Администрацией Калачинского муниципального района, в связи с истечением срока обжалования. 11.09.2018 г. решением Омского областного суда определение Калачинского городского суда оставлено без изменения, жалоба Администрации Калачинского муниципального района - без удовлетворения. Просят признать незаконным бездействие администрации Калачинского муниципального района Омской области по обеспечению населения села Куликово питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимым для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, противоправным в отношении неопределенного круга лиц; обязать Администрацию Калачинского муниципального района Омской области обеспечить население села Куликово питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.

Представитель истца ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе Омской области – начальник ТО Шемчук Ю.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, дополнительно показал, что поскольку водоснабжение населения г. Калачинска Омской области осуществляется путем поставки надлежаще очищенной воды р. Омь, на которой расположено и с. Куликово Калачинского района, находящееся на небольшом расстоянии от г. Калачинска, доводы ответчика об отсутствии возможности поставки питьевой воды в с. Куликово через водопроводную систему, являются необоснованными. Непринятие мер по обеспечению населения с. Куликово водой соответствующего качества, повлекло обращение жильцов к президенту РФ. В связи с чем просит суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Калачинского муниципального района Омской области Кукушкина О.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что администрация муниципального района осуществляет свою деятельность в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». На территории Куликовского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области водоотведение и водоснабжение населения питьевой водой осуществляют МУП Калачинского района Омской области «Водоснабжение» и АО «Калачинский коммунальник», которые, в связи с отсутствием в настоящее время возможности поставки питьевой воды водопроводной системой с. Куликово, доставляют питьевую воду из водопроводной системы г. Калачинска автомобилем, и осуществляют реализацию данной воды. По водопроводу с. Куликово осуществляется поставка технической, т.е. не очищенной воды из р. Омь, что оплачивается населением согласно тарифам, установленным РЭК в отношении технической воды. Так как автомобилем питьевая вода поставляется постоянно, не реже 4-х раз в месяц, полагает, что подача воды осуществляется в количестве, необходимом для удовлетворения населением питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Кроме того, администрацией в настоящее время осуществляется подготовка необходимой документации для вступление в программу водоснабжения населения Омской области, рассчитывается размер расходов, необходимый для проведения водопровода с питьевой водой и в с. Куликово. Поскольку в настоящее время поставка питьевой воды в с. Куликово через систему водоснабжения невозможна, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица: администрации Куликовского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области – глава поселения Балякно В.В. в судебное заседание не явился, в предыдущих заседаниях возражений относительно заявленных административных исковых требований не заявлял, пояснял, что полномочия по обеспечению населения холодным водоснабжением, питьевой водой переданы муниципальному району. В с. Куликово часть жителей имеет водопровод в квартиру, часть потребляет воду из колонок. Как в дома, так и на колонки вода поступает напрямую из р. Омь, без очистки, и оплачивается населением как техническая.

Представитель заинтересованных лиц: МУП Калачинского муниципального района Омской области «Водоснабжение» и АО «Калачинский коммунальник» на основании доверенностей – Прошивалко Д.В. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время в Куликовском сельском поселении отсутствует возможность для очистки воды, поскольку очистные сооружения отсутствуют. Согласно Приказа энергетической комиссии по Омской области от 15 декабря 2016 г. № 486 /69 об установлении тарифов на техническую и питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия Калачинского муниципального района Омской области «Водоснабжение», на территории с. Куликово для хозяйственных нужд осуществляется водоснабжение силами МУП «Водоснабжения». Акционерное общество «Калачинский Коммунальник» по заданию органа местного самоуправления в чьих полномочиях находится обеспечение населения водоснабжением, осуществляет доставку питьевой воды в количестве необходимым для потребителей и по цене установленной расчетной калькуляцией затрат на доставку питьевой воды автомобилем. Согласно представленных в суд документов за 2018 год потребность жителей изъявивших желание приобрести воду составило 29 167,28 литров. В 2017 году 9 727,66 литров. Поставка воды всегда происходила в большем объеме чем приобреталось населением, в связи с чем нарушения прав жителей Куликовского сельского поселения не усматривает.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о следующем.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей (статья 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 «Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 года № 476, государственный надзор, осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Из пункта 3 «Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 года № 476, следует, что государственный надзор осуществляет, в том числе, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.

Согласно части 3 статьи 19 названного Федерального закона, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Частью 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Названные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В силу приведенных норм Закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

Согласно требований пункта 4 части 1 статьи 14, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения органов местного самоуправления муниципального района относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Применительно к изложенному, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в электронную приемную Президента Российской Федерации поступило обращение жителя с. Куликово Калачинского района Омской области – Суворова А.Н., со ссылкой на отсутствие питьевой воды, отвечающей требованиям СанПиН (л.д.29а).

Данное обращение было направлено для осуществления надзорных функций и принятия мер, направленных на защиту законных интересов, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. (л.д.29)

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Калачинского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.5-6).

Согласно данного постановления, ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе, при осуществлении производства по делу об административном правонарушении в отношении администрации Калачинского муниципального района, было установлено, что население с. Куликово Калачинского района Омской области не обеспечено питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, что создает угрозу возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний с водным путем передачи, и является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации водоснабжения населения, а именно: в с. Куликово водоснабжение централизованное, организовано из поверхностного водоисточника р. Омь, вода подается в водопроводную сеть без очистки и обеззараживания. Согласно Распоряжения Калачинского муниципального района Омской области от 26.04.2018 года № 212-р, указанная водопроводная сеть передана в хозяйственное ведение МУП «Водоснабжение», которое осуществляет централизованное водоснабжение данного населенного пункта, и для которого Приказом РЭК от 15.12.2016 года утвержден тариф на техническую воду. Кроме того, АО «Калачинский коммунальник» в с. Куликово осуществляется подвоз питьевой воды на специализированном автомобиле три раза в месяц. Таким образом согласно предоставленной администрацией района информации, объем поставленной воды составил: в январе 2018 года – 2290 л., в феврале – 1763 л., в марте – 1256 л., в апреле – 3252 л. Учитывая, что в с. Куликово проживает 1334 человека, на каждого приходится 1,6 л/сутки питьевой воды. Согласно пункту 5.1 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 с изменениями № 1» норматив потребления на одного жителя с. Куликово должен составлять 125-160 л/сутки для 470 человек, проживающих в жилых домах в централизованным водоснабжением.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которые подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, на территории сельского поселения в силу пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в с. Куликово Калачинского муниципального района Омской области, водоснабжение централизованное, организовано из поверхностного водоисточника р. Омь. Обязанность водоснабжения населения с. Куликово возложена на администрацию Калачинского муниципального района Омской области, являющуюся учредителем МУП «Водоснабжение».

Исходя из письменного ответа администрации Калачинского муниципального района Омской области от 10.05.2018 года (л.д.18), собственником водопроводных сооружений и сетей с. Куликово Калачинского района является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района Омской области.

Распоряжением главы № 212-р от 26.04.2018 г., указанный водопровод передан и в настоящее время находится в хозяйственном ведении у МУП «Водоснабжение» (л.д.19).

Доставку питьевой воды в с. Куликово осуществляет АО «Калачинский коммунальник» на автомобиле ГАЗ 3307, три раза в месяц, по понедельникам.

Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/14 утверждены «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением № 1».

Настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

В соответствии с пунктом 5.1 СП 31.13330.2012 при проектировании систем водоснабжения населенных пунктов удельное среднесуточное (за год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения должно приниматься по таблице 1, в соответствии с которой удельное хозяйственно-питьевое водопотребление в населенных пунктах на одного жителя среднесуточное (за год) при застройке зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией, без ванн должно составлять 125-160 л/сут., для районов застройки зданиями с водопользованием из водоразборных колонок удельное среднесуточное (за год) водопотребление на одного жителя следует принимать 30 - 50 л/сут.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 года № 64 утверждены «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Согласно пункту 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 в жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

По информации администрации Куликовского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (л.д. 14, 72), количество проживающих в с. Куликово граждан – 1335 человек, количество многоквартирных домов – 8, квартир в них – 124, проживающих граждан – 244, 98 двухквартирных домов (196 квартир), 485 лиц в них проживающих, водоснабжение которых осуществляется централизованной системой. Кроме того имеется 28 водозаборных колонок для иных жителей с. Куликово.

Таким образом 729 жителей с. Куликово (244+485) подлежат обеспечению питьевой водой из расчета 125-160 литров в сутки, и 606 жителей (1335-729) из расчета 30-50 литров в сутки, что в общем составляет от 109 305 до 146 940 литров питьевой воды в сутки.

Приказом РЭК Омской области от 15 декабря 2016 года № 486/69 установлены тарифы на техническую воду для потребителей Куликовского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области (л.д.20-21).

Согласно данным АО «Калачинский коммунальник» (л.д.61,62), ежемесячный объем поставленной для потребления населением с. Куликово питьевой воды составил:

январь 2017 года – 20 000 литров, февраль 2017 года – 16 000 литров, март 2017 года – 16 000 литров, апрель 2017 года – 16 000 литров, май 2017 года – 20 000 литров, июнь 2017 года – 16 000 литров, июль 2017 года – 20 000 литров, август 2017 года – 16 000 литров, сентябрь 2017 года – 16 000 литров, октябрь 2017 года – 20 000 литров, ноябрь 2017 года – 16 000 литров, декабрь 2017 года – 16 000 литров, январь 2018 года – 20 000 литров, февраль 2018 года – 16 000 литров, март 2018 года – 16 000 литров, апрель 2018 года – 20 000 литров, май 2018 года – 16 000 литров, июнь 2018 года – 16 000 литров, июль 2018 года – 20 000 литров, август 2018 года – 16 000 литров, сентябрь 2018 года – 16 000 литров, октябрь 2018 года – 20 000 литров, ноябрь 2018 года – 16 000 литров, что общем составляет 400 000 литров на 699 дней (всего 572,25 л. в сутки, и 0,43 литра на человека) и свидетельствует о не соответствии нормативам потребления населения питьевой водой, установленным приказом Минрегиона России.

Наличие договорных отношений с МУП «Водоснабжение», АО «Калачинский коммунальник», как с гарантирующими организациями по холодному водоснабжению, водоотведению на территории Куликовского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области не свидетельствует о принятии необходимых мер по организации водоснабжения и обеспечению населения питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.

Административным ответчиком не представлено доказательств обеспечения населения питьевой водой в полном объеме, обеспечивающей ежедневную потребность населения.

Приведенные в судебном заседании доводы представителя ответчика о невозможности поставки питьевой воды жителям с. Куликово кроме подвоза автомобилем, суд воспринимает критически, поскольку в централизованную систему водоснабжения данного села осуществляется забор воды из р. Омь, как и в систему водоснабжения г. Калачинск, куда поставляется питьевая вода. Отсутствие у ответчика материальной возможности установки очистительной системы на водопроводную систему с. Куликово, либо на провод системы водоснабжения г. Калачинска до с. Куликово, к таковым отнесены быть не могут.

В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии с положениями статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Суд считает необходимым установить десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу путем размещения информация в газете «Сибиряк».

Учитывая изложенные выше обстоятельства, исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Калачинском районе в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калачинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по необеспечению питьевой водой, обязании обеспечить питьевой водой гарантированного качества подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Калачинского муниципального района Омской области по необеспечению населения с. Куликово Калачинского муниципального района Омской области питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, противоправной в отношении неопределенного круга лиц.

Обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области обеспечить население с. Куликово Калачинского муниципального района Омской области питьевой водой гарантированного качества в количестве, необходимом для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.

Обязать администрацию Калачинского муниципального района Омской области довести в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу до сведений потребителей решение суда путем размещения информации в газете «Сибиряк».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.П. Дементьев

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018 года.

Судья Е.П. Дементьев