ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-869/18МОТИВИ от 31.08.2018 Ревдинского городского суда (Свердловская область)

КОПИЯ

Дело № 2а-869/2018 Мотивированное решение изготовлено 31.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2018 года город Ревда Свердловской области

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Захаренкова А.А.,

при секретаре судебного заседания Плясовских Г.Р.,

с участием представителя административного истца прокурора г. Ревды – старшего помощника прокурора г. Ревды Кузьминой О.С., действующей на основании удостоверения, представителя административного ответчика Администрации городского округа Дегтярск ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-869/2018 по административному исковому заявлению прокурора г. Ревды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Дегтярск о признании незаконным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности получить заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ревды действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Дегтярск о признании незаконным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности получить заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города Ревды во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка по обращению директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО2 в отношении администрации городского округа Дегтярск.

В ходе проверки установлено, что Главой администрации городского округа Дегтярск выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, объект капитального строительства «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенный по адресу: <адрес> строился в отсутствие соответствующей обязательной оценки соответствия, что является нарушением положений п. 2 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Администрацией городского округа Дегтярск уведомление в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора о начале и ходе строительства, реконструкции теплосети направлено не было. Заключение о соответствии Департаментом государственного жилищного и строительного надзора не выдавалось. ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО3 в отношении главы ГО Дегтярск ФИО4 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Глава городского округа Дегтярск ФИО4 обратился в Ревдинский городской суд <адрес> с жалобой на постановление Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, указав на то, что постановление незаконно, необоснованно и подлежит отмене в связи с тем, что факт строительства объекта капитального строительства отсутствовал, по своим характеристикам объект подпадает под исключения, установленные законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об установлении на территории <адрес> случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство», в контракте на «строительство» указано ошибочно. Вместе с тем, Ревдинским городским судом <адрес> по делу принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения постановления Департамента от ДД.ММ.ГГГГ а жалобы – без удовлетворения.

С учетом изложенного, в администрацию городского округа Дегтярск направлено требование о предоставлении информации о мерах, принятых в связи с фактом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания главе городского округа Дегтярск. Исходя из представленного ДД.ММ.ГГГГ ответа администрации городского округа Дегтярск установлено, что администрация городского округа Дегтярск меры к устранению нарушений, выявленных Департаментом, не приняла и продолжает придерживаться позиции, озвученной в рамках рассмотрения Ревдинским городским судом <адрес> дела по жалобе главы ГО Дегтярск ФИО4 на постановление Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, под исключения, установленные Законом -ОЗ подпадают только случаи реконструкции тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно, а не строительство тепловых сетей указанных характеристик. Факт строительства объекта капитального строительства «Теплосеть от котельной 12 МВт» и необходимости прохождения экспертизы проектной документации в отношении него установлен вступившим в законную силу постановлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главным специалистом отдела строительного надзора за линейными объектами Департамента ФИО5 в октябре 2016 года в ходе проведения административного расследования по факту строительства теплотрассы по адресу <адрес> по проектной документации, не прошедшей государственную (негосударственную) экспертизу, установлено, что в период с ноября 2015 года по июнь 2016 года застройщиком – Администрацией ГО Дегтярск – осуществлено строительство объекта капитального строительства: «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: от котельной 12 МВт, расположенной по <адрес> выполнена теплотрасса на неподвижных и скользящих опорах, установленных на железобетонные фундаменты, частично выполнена безканальная прокладка на основание из песка, выполнены тепловые камеры ТК1, ТК2, ТК3, П-образный компенсатор. Указанная тепловая сеть имела новую трассировку, то есть была проложена в новом месте, что опровергает довод о реконструкции ранее существовавшего объекта. Целью строительства тепловой сети являлось подключение следующих объектов: автовокзал (<адрес>), жилой дом (<адрес>), МКВСОУ «СОШ » (вечерняя школа), швейная фабрика (<адрес>), проектируемый жилой массив под застройку общей площадью 12,0 кв.м., строящийся микрорайон СК Верона.

В нарушение установленного действующим законодательством порядка ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес>, в отсутствие заключения Департамента о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Без заключения государственного строительного надзора невозможно быть уверенным в том, что построенный объект «Теплосеть от котельной 12 МВт» соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и, что данный объект не выйдет в будущем из строя, тем самым причинив вред или иным способом нарушив права неопределенного круга лиц.

До рассмотрения дела по существу, ДД.ММ.ГГГГ от административного истца принято к производству суда заявление об уточнении требований (л.д. 146, 147-148).

В судебном заседании представитель административного истца прокурора г. Ревды – старший помощник прокурора г. Ревды Кузьмина О.С. требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Дегтярск ФИО1 в судебном заседании исковые требования в их окончательном варианте признала в полном объеме (л.д. 163).

Представитель заинтересованного лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо было извещено надлежащим образом (л.д. 149, 151), до начала рассмотрения дела по существу представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административное исковое заявление поддерживает с учетом уточнения исковых требований и просит удовлетворить (л.д. 155).

Учитывая надлежащее извещение заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право на обращение в суд с административным исковым заявлением каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 указанного кодекса либо является модифицированной проектной документацией.

Согласно п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта необходимо в том числе заключение государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Прокуратурой города Ревды во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка по обращению директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО2 в отношении администрации городского округа Дегтярск. В ходе проверки установлено, что Главой администрации городского округа Дегтярск выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-26).

При этом, объект капитального строительства «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенный по адресу: <адрес> строился в отсутствие соответствующей обязательной оценки соответствия, что является нарушением положений п. 2 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Однако, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в ходе строительства теплосети обязательно осуществление государственного регионального строительного надзора.

Администрацией городского округа Дегтярск уведомление в адрес Департамента государственного жилищного и строительного надзора о начале и ходе строительства, реконструкции теплосети не направлялось. Заключение о соответствии Департаментом государственного жилищного и строительного надзора не выдавалось.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО3 в отношении главы городского округа Дегтярск ФИО4 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 18-20, 49-54).

Глава городского округа Дегтярск ФИО4 обратился в Ревдинский городской суд Свердловской области с жалобой на постановление Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, указав на то, что постановление незаконно, необоснованно и подлежит отмене в связи с тем, что факт строительства объекта капитального строительства отсутствовал, по своим характеристикам объект подпадает под исключения, установленные законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об установлении на территории <адрес> случаев, при которых не требуется получения разрешения на строительство», в контракте на «строительство» указано ошибочно (л.д. 91-93).

ДД.ММ.ГГГГ Ревдинским городским судом <адрес> по делу – 27/2018 принято решение об оставлении без изменения постановления Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, а жалобы – без удовлетворения (л.д. 21-22).

Из материалов дела усматривается, что что администрация городского округа Дегтярск меры к устранению нарушений, выявленных Департаментом, не приняла.

Между тем, под исключения, установленные Законом -ОЗ подпадают только случаи реконструкции тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия включительно, а не строительство тепловых сетей указанных характеристик.

Факт строительства объекта капитального строительства «Теплосеть от котельной 12 МВт» и необходимости прохождения экспертизы проектной документации в отношении него установлен вступившим в законную силу постановлением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Главным специалистом отдела строительного надзора за линейными объектами Департамента ФИО5 в октябре 2016 года в ходе проведения административного расследования по факту строительства теплотрассы по адресу <адрес> по проектной документации (л.д. 35-48), не прошедшей государственную (негосударственную) экспертизу, установлено, что в период с ноября 2015 года по июнь 2016 года застройщиком – Администрацией ГО Дегтярск – осуществлено строительство объекта капитального строительства: «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: от котельной 12 МВт, расположенной по <адрес> выполнена теплотрасса на неподвижных и скользящих опорах, установленных на железобетонные фундаменты, частично выполнена безканальная прокладка на основание из песка, выполнены тепловые камеры ТК1, ТК2, ТК3, П-образный компенсатор. Указанная тепловая сеть имела новую трассировку, то есть была проложена в новом месте, что опровергает довод о реконструкции ранее существовавшего объекта. Целью строительства тепловой сети являлось подключение следующих объектов: автовокзал (<адрес>), жилой дом (<адрес>), МКВСОУ «СОШ » (вечерняя школа), швейная фабрика (<адрес>), проектируемый жилой массив под застройку общей площадью 12,0 кв.м., строящийся микрорайон СК Верона.

Факт строительства объекта капитального строительства: «Теплосеть от котельной 12 МВт» подтверждается следующими документами: разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-33); муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101-116); актами о приемке выполненных работ по строительству тепловой сети (л.д. 117-138); рабочей документацией «Строительство теплосети от котельной 12 МВт по <адрес> в <адрес>». Все перечисленные документы указывают на производство строительных работ, а не работ по реконструкции или техническому перевооружению объекта.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при этом застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Из анализа указанных норм права следует, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ разрешение на ввод в эксплуатацию объекта «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес>, было выдано Главой городского округа Дегтярск ФИО4 в нарушение установленного действующим законодательством порядка ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию - в отсутствие заключения Департамента о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Суд соглашается с доводами административного истца о том, что без заключения государственного строительного надзора невозможно быть уверенным в том, что построенный объект «Теплосеть от котельной 12 МВт» соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов и, что данный объект не выйдет в будущем из строя, тем самым причинив вред или иным способом нарушив права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования прокурора г. Ревды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Дегтярск о признании незаконным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, возложении обязанности получить заключение о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации удовлетворить.

Признать незаконным выданное Администрацией городского округа Дегтярск разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на ввод в эксплуатацию объекта «Теплосеть от котельной 12 МВт», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию городского округа Дегтярск в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу получить заключение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о соответствии построенного объекта капитального строительства «Теплосеть от котельной 12 Мвт», расположенного по адресу: <адрес>, требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов о соответствии.

Решение может быть обжаловано в Свердловском областном суде через Ревдинский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: подпись А.А. Захаренков

Копия верна:

Судья: А.А. Захаренков

Решение ______________________________ вступило в законную силу. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела а-869/2018.

Судья: А.А. Захаренков