№2а-869/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 04 августа 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего – судьи Маклакова Д.М.,
при секретаре Савельеве Н.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя адвоката Печенкиной О.А. представившей удостоверение и ордер,
представителя административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО2 по доверенности от 24.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области, заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО3 о признании незаконными решения об отказе в удовлетворении жалобы об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года и уплаты пени за просрочку платежей, письменных ответов об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, возложении обязанности совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области, заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО3, в котором указал, что он с 02.11.2018 является адвокатом Адвокатской палаты Воронежской области, поставлен на учет в налоговом органе в качестве физического лица в статусе адвоката 29 октября 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 УФНС России по Воронежской области.
Ранее с 1985 года по 2017 год он проходил службу в Вооруженных силах СССР, МВД РФ, органах Федеральной Службы налоговой полиции, прокуратуры, Следственном комитете Российской Федерации. 03.10.2017 уволен со службы в Следственном комитете РФ по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №4ОЗ-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
Административный истец с 2017 года является получателем военной пенсии.
Адвокаты, из числа военных пенсионеров, наряду с другими категориями граждан, являлись страхователями по обязательному пенсионному обеспечению и в соответствии со статьями 419, 430 Налогового кодекса РФ обязаны были уплачивать страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период 2020 года 32 448,00 рублей.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П «По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой граждански ФИО6 (вступило в силу с момента официального опубликования - с 30 января 2020 года) подпункт 2 пункта 1 статьи 6, во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой он характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, норма права, признающая адвокатов, являющихся военными пенсионерами страхователями по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поэтому, в период действия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года № 5-П (с 30.01.2020 по 31.12.2020), она не подлежала применению.
В связи с этим административный истец полагает, что он не обязан уплачивать страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период 2020 года.
18.11.2020 он направлял в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №14 УФНС России по Воронежской области, затем 07.12.2020 повторно, заявление об освобождении его, как адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако, ему в удовлетворении заявлений было отказано.
22 февраля 2021 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области направлено в адрес административного истца требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере по состоянию на 11 февраля 2021 год, за расчетный период 2020 года в сумме 32 448, 00 рублей и пени за просрочку платежей в сумме 188, 47 рублей, всего на сумму 32 763,81 рублей.
Это требование налогового органа по мнению ФИО1 также является незаконным, поскольку правовые нормы, обязывающие адвокатов являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и на основании Конституционного законодательства РФ они не могли применяться в период расчетного 2020 года.
На основании изложенного просил суд признать незаконными решение от 11.02.2021, вынесенное заместителем руководителя Управления ФНС России по Воронежской области ФИО11, об отказе в удовлетворении его жалобы на ответы МИ ФНС №14 по Воронежской области от 03.12.2020 № и от 17.12.2020 № об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей. Признать незаконным требование № Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере по состоянию на 11 февраля 2021 года за расчетный период 2020 года в сумме 32 448, 00 рублей и пени за просрочку платежей в сумме 188, 47 рублей, всего на сумму 32 763,81 рублей. Признать незаконными действия должностных лиц налогового органа - Межрайонной инспекции ФНС №14 по Воронежской области: Ответ «О результатах рассмотрения заявления» от 03.12.2020 № об отсутствии оснований для освобождения от обязанности по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей; Ответ «О результатах рассмотрения заявления» от 17.12.2020 № об отсутствии оснований для освобождения от обязанности по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей. Просил также обязать административных ответчиков совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно освободить его, как адвоката, получающего военную пенсию за выслугу лет, от обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в фиксированном размере в сумме 32 448, 00 рублей и пени за просрочку платежей в сумме 188, 47 рублей, всего на сумму 32 763,81 рублей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель адвокат Печенкина О.А. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО2 иск не признал, пояснив, что в 2020 году адвокаты из числа военных пенсионеров являлись плательщиками страховых взносов. Закон, исключающий их из числа страхователей, вступил в законную силу 10 января 2021 года.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, административный ответчик заместитель начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика МИФНС №14 по Воронежской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является действующим адвокатом, что подтверждается служебным удостоверением от 02 ноября 2018 года (том 1 л.д.80).
Одновременно он получает военную пенсию за выслугу лет по линии Следственного комитета РФ, что подтверждается пенсионным удостоверением от 4 октября 2017 года и копией приказа №-кт от ДД.ММ.ГГГГ Следственного комитета РФ «Об освобождении, увольнении сотрудников СК РФ» (том 1 л.д.79,81-82).
ФИО1 поставлен на налоговый учет в МИФНС РФ № 14 по Воронежской области как адвокат в налоговом органе 29 октября 2018 года, что подтверждается уведомлением о постановке на учет физического лица в налогов органе (том 1 л.д.85).
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 430 ч.1 п.2 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года.
В судебном заседании установлено, не опровергается административным истцом, что в срок до 31 декабря 2020 года истец страховые взносы не уплатил.
11.02.2021 МИ ФНС РФ № 14 по Воронежской области выставило в отношение ФИО1 требование №3959 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32448 рублей и пени за просрочку платежа 188,47 рублей (том 1 л.д. 29-32).
С 01.10.2010 в связи с принятием Федеральных законов от 24 июля 2009 года N "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 213-ФЗ), изменилось правовое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования.
Новое правовое регулирование установило, что лица, которые после увольнения с военной службы получают пенсию по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и приобрели статус адвоката, наряду с иными гражданами, обеспечиваемыми пенсиями по нормам данного Закона, в соответствии с частью 4 статьи 7 при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01 января 2017 года на основании Федерального закона N 243-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации..." полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Таким образом, нормы действующего законодательства, в том числе положения Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и нормы действовавшего ранее Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не содержат исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус адвоката.
Согласно правовой позиции, неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, отнесение адвокатов к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (Определения от 23 апреля 2014 года N 794-0, от 28 марта 2017 года N 519-0).
При этом не может быть признана состоятельной и ссылка административного истца на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П, поскольку в данном Постановлении Конституционный Суд признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Возложение Конституционным Судом на федерального законодателя обязанности по незамедлительному принятию мер по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, на правильность выводов суда не влияет, по следующим основаниям.
В силу ст.419 ч.1 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесены изменения в ст.6 ч.1 п.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которой страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Таким образом, суд приходит к мнению, что адвокаты из числа военных пенсионеров не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Но принимая во внимание то, что закон вступил в законную силу с 10 января 2021 года, а МИ ФНС РФ № 14 по Воронежской области выставило в отношение ФИО1 требование №3959 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год, решения налогового органа обоснованны и не подлежат отмене.
Анализируя представленные выше доказательства, принимая во внимание нормы действующего законодательства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что административное исковое заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы России по Воронежской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области, заместителю начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ФИО3 о признании незаконными решения об отказе в удовлетворении жалобы об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года и уплаты пени за просрочку платежей, письменных ответов об отсутствии оснований для освобождения за расчетный период 2020 года от обязанности уплаты страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и уплаты пени за просрочку платежей, возложении обязанности совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.М. Маклаков
№2а-869/2021