ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-86/2016 от 29.09.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-86/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2016 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Огнёвой М.А.

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Ангарской О.А.,

представителей административного истца ПАО «Межрегиональная распределительная компания Сибири» Гурулевой А.В., Белоглазовой М.В.,

представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Поповой М.В., Батуевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Семичевской В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Сибири» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года № 748 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - Читаэнерго» на 2015-2019 годы» в части установления необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год в размере 4 542 062,06 тысяч рублей в таблице приложения № 2,

установил:

приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 31 декабря 2014 года № 748 установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала ОАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго» на 2015-2019 годы, а также определен размер необходимой валовой выручки (далее - НВВ) сетевой организации на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период (без учета оплаты потерь). На 2016 год НВВ филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» установлена в размере 4 789 530,33 тысячи рублей (столбец 4 строка 3 приложения № 2 к Приказу).

Указанный нормативный правовой акт опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 15 января 2015 года № 1-2/1(1394).

В дальнейшем Приказами РСТ Забайкальского края размер НВВ на 2016 год в отношении сетевой организации был дважды изменен: Приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2015 года № 605 (опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 18 декабря 2015 года № 50/1 (Специальный выпуск)) в таблице приложения № 2 цифра «4 789 530,33» заменена цифрой «4 813 068,82»; Приказом РСТ Забайкальского края от 30 июня 2016 года № 74-НПА в этой же норме цифра «4 813 068,82» заменена цифрой «4 542 062,06» (опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 7 июля 2016 года № 27).

17 мая 2016 года ПАО «Межрегиональная распределительная компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири») посредством представителя по доверенности Гурулевой А.В. обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2015 года № 605 в части изменения величины необходимой валовой выручки предприятия на 2016 год.

С учетом уточнений требований, содержащихся в письменных заявлениях от 27 июня, 3 августа и 15 сентября 2016 года, общество просит суд признать недействующим со дня вступления в силу Приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года № 748 (в редакции Приказов РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2015 года № 605, от 30 июня 2016 года № 74-НПА) в части цифры «4 542 062,06» в таблице приложения № 2.

Несогласие административного истца с внесенными РСТ Забайкальского края в оспариваемую норму изменениями размера необходимой валовой выручки на 2016 год мотивировано необоснованным, противоречащим пунктам 5, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основ ценообразования), уменьшением регулирующим органом указанного показателя, необходимого для расчета тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии, на <сумма> тысячи рублей экономии средств, полученных организацией в качестве платы за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств базовых станций сотовой связи, установленных вдоль автомобильной дороги федерального значения Р-258 «Байкал» по индивидуальному тарифу в 2013 году. Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям был утвержден Приказом РСТ Забайкальского края от 04 декабря 2013 года № 700, денежные средства, которые не были использованы обществом, подлежат возвращению лицам, заключившим с ОАО «МРСК Сибири» – «Читаэнерго» договоры на технологическое присоединение, в связи с чем, не могли быть отнесены к излишне полученным доходам и исключены из НВВ при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Помимо этого, у РСТ Забайкальского края отсутствовали правовые основания для корректировки необходимой валовой выручки с 1 июля 2016 года по мотиву отклонения объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках долгосрочной инвестиционной программы, на сумму <сумма> тысяч рублей, поскольку каких-либо нарушений, связанных с нецелевым использованием регулируемой организацией инвестиционных ресурсов, как того требует пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, выявлено не было. Также, по мнению административного истца, размер корректировки НВВ осуществлен регулятором без учета осуществленной корректировки инвестиционной программы на 2015 год, согласованной с Правительством Забайкальского края, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30 сентября 2015 года № 711 и Распоряжением Правительства Забайкальского края от 30 сентября 2015 года № 516-р, на основе показателей инвестиционной программы, утратившей силу, а также сам расчет произведен с нарушением пункта 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э.

Кроме того, административный истец указывает на отсутствие у РСТ Забайкальского края правовых оснований для исключения из необходимой валовой выручки суммы оптимизации подконтрольных расходов в размере <сумма> тысяч рублей, в том числе по фонду оплаты труда – <сумма> тысяч рублей, по отчислениям на социальные нужды – <сумма> тысяч рублей, по прочим подконтрольным затратам – <сумма> тысяч рублей. Указанная корректировка произведена на основании Протокола совещания Губернатора Забайкальского края от 13 ноября 2015 года, что не предусмотрено положениями пункта 19 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э.

Также общество ссылается на неопределенность и неисполнимость Приказа РСТ Забайкальского края от 30 июня 2016 года № 74-ПНА в связи с отсутствием в нем указания на распространение его действия с 1 января 2016 года и на недопустимость распространения его действия на период, ранее которого он принят.

Определением Забайкальского краевого суда от 27 июня 2016 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации», открытое акционерное общество «МегаФон», открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы».

Определением суда от 3 августа 2016 года приняты изменения административных исковых требований.

В судебном заседании представители ПАО «МРСК Сибири» Гурулева А.В., Белоглазова М.В., заявленную позицию регулируемой организации поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представители РСТ Забайкальского края Батуева Е.В., Попова М.В. с административным исковым заявлением не согласились, представили письменные возражения от 6, 21 июня, 11 июля, 23 сентября 2016 года, согласно которым РСТ Забайкальского края приняло обоснованное решение об исключении из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», рассчитываемой при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, излишне полученного дохода в сумме <сумма> тысячи рублей за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств базовых станций сотовой связи, установленных вдоль автомобильной дороги федерального значения Р-258 «Байкал», поскольку доказательств понесения обществом затрат на указанную сумму представлено не было. Действия регулятора основаны на пункте 7 Основ ценообразования, обязывающем его принимать меры по исключению из расчетов экономически необоснованные доходы, а также на примененных по аналогии абзаце 13 пункта 87 Основ ценообразования и пункте 20 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Правил регулирования) не противоречат нормам действующего законодательства.

Представители РСТ Забайкальского края полагают обоснованной корректировку необходимой валовой выручки с 1 июля 2016 года в связи с нереализацией мероприятий по утвержденной инвестиционной программе в 2015 году и в 1 квартале 2016 года. Корректировка необходимой валовой выручки предприятия на 2016 год была осуществлена приказом РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2015 года № 605, в то время как корректировка инвестиционной программы в части перенесения сроков реализации мероприятий по приобретению сетевых активов на 2016 год была произведена приказом Минэнерго от 28 декабря 2015 года № 1043. Таким образом, включение в необходимую валовую выручку расходов на нереализованные мероприятия по инвестиционной программе создавало дополнительную нагрузку для конечных потребителей электрической энергии, поскольку имело место нецелевое использование инвестиционных ресурсов. Кроме того, по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности организации были выявлены экономически необоснованные расходы организации в связи с превышением фактических затрат над плановыми по подконтрольным расходам, расходы оплаты потерь и пр., ряд инвестиционных проектов были осуществлены не в полном объеме. О допущенных нарушениях и нецелевом использовании организацией инвестиционных ресурсов свидетельствуют положительный финансовый результат в годовом бухгалтерском балансе предприятия за 2015 год, отсутствие договоров о приобретении электросетевого хозяйства городского округа «Город Чита», отсутствие договоров на финансирование инвестиционной программы с финансово-кредитными учреждениями, в то время как проценты по обслуживанию заемных средств заложены при формировании необходимой валовой выручки на уровне <сумма> тысяч рублей. Корректировка необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы составила <сумма> тысяч рублей, ее расчет произведен в соответствии с пунктом 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом ФСТ России от 30 марта 2012 года № 228-э на основе данных первоначально утвержденной инвестиционной программы.

Сумма оптимизации операционных расходов в размере <сумма> тысяч рублей, включающая в себя <сумма> тысяч рублей по фонду оплаты труда, <сумма> тысячи рублей по отчислениям на социальные нужды, <сумма> тысяч рублей по командировочным, транспортным расходам, затратам на обучение, была учтена в составе неподконтрольных расходов по статье «Расходы по судебным решениям, решениям ФСТ России о рассмотрении разногласий и досудебного урегулирования споров» с учетом предложения регулируемой организации, разногласий по указанному вопросу не возникало.

Доводы административного истца о неопределенности временного периода, на который приказ № 74-НПА распространяет свое действие, представители административного ответчика Попова М.В., Батуева Е.В. полагают необоснованным в связи с тем, что корректировка необходимой валовой выручки на 2016 год с учетом предусмотренного законодательством сохранения тарифов 1-го полугодия 2016 года на уровне 2-го полугодия 2015 года повлияла на размер тарифов только на 2-е полугодие 2016 года. Поскольку приказ № 74-НПА вступил в силу 18 июля 2016 года, распространения его действия на период ранее императивного не произошло.

В судебном заседании представители ПАО «МРСК Сибири» Гурулева А.В., Белоглазова М.В., заявленную позицию регулируемой организации поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Семичевская В.Ю. поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административное исковое заявление от 27 июля 2016 года, согласно которой между ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ОАО «МРСК Сибири» с целью обеспечения электрической энергией объектов связи вдоль автомобильной дороги федерального значения Р-258 «Байкал» были заключены договоры на технологическое присоединение к электрическим сетям. Общая сумма затрат по 5 базовым станциям составила <сумма> рублей, которые были компенсированы обществу Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в полном объеме. Нарушений своих прав ОАО «Мобильные ТелеСистемы» не усматривает.

В письменном отзыве от 18 июля 2016 года представитель ОАО «Мегафон» Писарев В.А. сообщил, что права и законные интересы общества при рассмотрении настоящего административного дела не затрагиваются.

Представитель Министерства связи и массовых коммуникаций Замякина Е.А. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что затраты сотовых операторов ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «МегаФон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», связанные, в том числе, с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям базовых станций, возмещены за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий на основании заключенных договоров о предоставлении субсидий.

Заинтересованные лица Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, ОАО «Вымпел-Коммуникации», ОАО «МегаФон», извещенные о рассмотрении дела Забайкальским краевым судом, для участия в судебном заседании представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года № 179-э Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 24.1.58, в связи с чем, отношении него в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» введено государственное регулирование и контроль.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) в электроэнергетике применяется такой метод государственного регулирования и контроля, как государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры. Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, за исключением организаций, названных в абзаце 5 данной нормы, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

Методика расчета и определения уровня доходности капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Выбор и применение методов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений данного документа.

Согласно части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике установление цены (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 10.2.4 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении цены (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию от 31 декабря 2014 года № 748 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на 2015-2019 годы» для ПАО «МРСК Сибири» как сетевой организации, применяющей метод доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установлены долгосрочные параметры регулирования на период 2015-2019 годы, а также необходимая валовая выручка на указанный период с разбивкой по годам.

Указанный нормативный правовой акт принят регулирующим органом в пределах своих полномочий по результатам рассмотрения предложения общества от 30 мая 2014 года о переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и установлению тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на долгосрочный период 2015-2019 года с обосновывающими материалами.

В соответствии с требованиями действующего законодательства регулятором была проведена экспертиза и подготовлено экспертное заключение по расчету долгосрочных параметров регулирования и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период 2015-2019 годы. Нарушений порядка принятия указанного нормативного правового акта не установлено.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее – Основ ценообразования), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования.

В целях осуществления корректировки НВВ Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края издала приказ от 18 декабря 2015 года № 605 «О внесении изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 748», согласно которому размер необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год увеличился с 4 789 530,33 тысяч рублей до 4 813068,82 тысяч рублей.

Указанная корректировка была проведена по результатам рассмотрения предложения ПАО «МРСК Сибири» от 30 апреля 2015 года по корректировке необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» с обосновывающими документами, в том числе экономическим обоснованием затрат, необходимых для включения в необходимую валовую выручку.

В ходе проведения экспертизы РСТ Забайкальского края было установлено, что представленные материалы не в полном объеме подтверждают экономическую обоснованность затрат, в связи с чем НВВ организации была скорректирована в ином размере. Так, в числе прочего в неподконтрольных расходах была откорректирована в сторону уменьшения статья «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения к электрическим сетям» на сумму <сумма> тысяч рублей как необоснованно полученный избыток по технологическим присоединениям энергопринимающих устройств базовых станций сотовой связи, установленных вдоль автомобильной дороги федерального значения Р-258 «Байкал», а также произведена оптимизация затрат по статье «Расходы по судебным решениям, решениям ФСТ России о рассмотрении разногласий и досудебного урегулирования споров» в размере роста операционных затрат и отчислений на социальные нужды 2016 года по отношению к 2015 году в размере <сумма> тысяч рублей (по фонду оплаты труда – <сумма> тысяч рублей, по отчислениям на социальные нужды – <сумма> тысяч рублей, по прочим подконтрольным затратам – <сумма> тысяч рублей).

В соответствии с пунктами 25, 26, 28 Правил регулирования организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении тарифов должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания, и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения; в случае неявки на заседание представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение дела может быть отложено, а в случае повторного отсутствия рассмотрено без их участия, кроме того, предусмотрено, что основания, по которым отказывается во включении отдельных расходов в тариф, указывается в протоколе заседания.

О времени и месте проведения заседания Правления РСТ Забайкальского края общество было извещено 3 декабря 2015 года, с результатами экспертизы общество было ознакомлено своевременно, о чем свидетельствует поданное им 18 декабря 2015 года особое мнение.

Нормативный правовой акт принят Правлением в уполномоченном составе с участием представителей общества с соблюдением установленного порядка, что следует из протокола заседания от 18 декабря 2015 года.

Оценивая обоснованность исключения указанных выше сумм из необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, в состав которых входят правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, а также перечень неподконтрольных расходов.

При использовании метода доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливается на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования, к числу которых относятся базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; размер инвестированного капитала; чистый оборотный капитал; норма доходности инвестированного капитала; срок возврата инвестированного капитала; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа; норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации (начиная с 2014 года для первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования - уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям); уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа.

Регулируемые тарифы устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, которая определяется с учетом ежегодных корректировок, осуществляемых в течение долгосрочного периода регулирования, и обеспечивает покрытие расходов, предусмотренных пунктом 35 данного документа; возврат инвестированного капитала в соответствии с пунктом 36 данного документа; получение дохода на инвестированный капитал в соответствии с пунктом 37 данного документа.

В необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, включаются операционные расходы, расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходы по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в соответствии с пунктом 87 данного документа в плату за технологическое присоединение, расходы, связанные с возвратом собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, а также налог на прибыль организаций и другие установленные законодательством Российской Федерации обязательные налоги и платежи, связанные с владением имуществом.

Как следует из материалов дела, РСТ Забайкальского края при корректировке необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год исключило из нее сумму <сумма> тысяч рублей как необоснованно полученный избыток по технологическим присоединениям энергопринимающих устройств базовых станций сотовой связи, установленных вдоль автомобильной дороги федерального значения Р-258 «Байкал», которые были осуществлены в 2013 году.

Приказом РСТ Забайкальского края от 25 января 2013 года № 11 утверждена плата за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств электросетевого комплекса базовых станций сотовой связи Читинского филиала ОАО «Вымпел-Коммуникации», филиала ОАО «МТС», Читинского регионального отделения Дальневосточного филиала ОАО «МегаФон», устанавливаемых вдоль автомобильной дороги федерального значения Р-258 «Байкал», к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго».

Согласно приказу РСТ Забайкальского края от 04 декабря 2013 год № 700 окончательный размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по всем сотовым операторам составил 180 269,2 тысяч рублей.

Указанные денежные средства были уплачены сотовыми операторами в 2013 году в полном объеме, а затем в декабре 2013 года компенсированы им за счет средств федерального бюджета на основании заключенных договоров между сотовыми операторами и Министерством связи и массовых коммуникаций России о предоставлении субсидий в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05 мая 2012 № 722-р, Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2013 года № 195 «Об утверждении перечня базовых станций подвижной радиотелефонной связи и мест их расположения на участках федеральных трасс», Приказом Минкомсвязи от 25 ноября 2013 года № 372 «Об утверждении состава затрат на проведение мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи на магистральных автомобильных дорогах федерального назначения и безопасности дорожного движения, на компенсацию которых предоставляются в 2013 году субсидии из федерального бюджета операторам связи».

Фактические затраты общества по факту предоставления услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств электросетевого комплекса базовых станций сотовой связи составили <сумма> тысяч рублей. Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривается и подтверждается представленными в дело материалами, в том числе унифицированными формами отчетности КС-2 и КС-3, датированными сентябрем-ноябрем 2013 года.

Таким образом, у ПАО «МРСК Сибири» за счет средств, учтенных в качестве экономически обоснованных расходов при установлении регулируемой платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, образовалась экономия денежных средств в сумме <сумма> тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, разделу 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, пункту 5 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 года № 209-э/1, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке; технологическое присоединение к электрическим сетям носит однократный характер, плата за него взимается также однократно.

ФАС России в своем письме от 07 сентября 2015 года № АГ/47638/15 «О даче разъяснения законодательства в сфере электроэнергетики», разъяснила, что пересмотр размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту Правилами не предусмотрен.

Из объяснений и письменных пояснений представителей Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ОАО «МТС», ОАО «МегаФон» следует, что каких-либо мер по возвращению денежных средств, излишне уплаченных в качестве платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, они не предпринимают, приказ РСТ Забайкальского края об установлении платы ими не оспаривается.

Представители ПАО «МРСК Сибири», указывая на необходимость возвращения денежных средств в размере <сумма> тысяч рублей сотовым операторам, а в дальнейшем в федеральный бюджет, также данных, свидетельствующих о проведении такой работы, не представили.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К числу экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, отнесены выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов, учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).

Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что экономия денежных средств, полученных ПАО «МРСК Сибири» в качестве платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, возникла в 2013 году, несоответствие размера платы фактическим расходам выявлено в 2014 году, однако никаких мер в связи с этим принято не было, при формировании тарифов на 2015 год указанная сумма в расчетах РСТ Забайкальского края отражена не была.

Как указывалось выше, регулирование тарифов для ПАО «МРСК Сибири» с 2015 года осуществляется методом доходности инвестированного капитала, что исключает возможность отнесения к экономически необоснованным расходам, подлежащим исключению из расчетов, денежные средства, полученные ПАО «МРСК Сибири» в качестве платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, но фактически им не использованные в периоде регулирования.

Кроме того, исключение сумм экономически необоснованных расходов допускается только в последующем периоде регулирования. Положений, допускающих возможность исключения из расчетов на 2016 год расходов, полученных в 2013 году и выявленных в 2014 году, приведенные выше нормативные правовые акты не содержат. Ссылку на срок исковой давности суд находит несостоятельной.

Следует отметить, что указанные суммы не могут быть отнесены к экономии операционных расходов, срок учета которой в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования составляет 5 лет, так как они относятся к числу неподконтрольных расходов по аналогии с другими расходами на технологичекое присоединение (налог на прибыль, выпадающие доходы), не входящими в состав платы за него в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования.

При таком положении являются несостоятельными доводы представителей РСТ Забайкальского края о возможности применения по аналогии абзаца 13 пункта 87 Основ ценообразования и пункта 20 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, допускающих возможность включения в расчеты тарифов на услуги по передаче электрической энергии налога на прибыль, расходов на выплату процентов по кредитным договорам, поскольку пункт 7 Основ ценообразования прямо оговаривает этот вопрос.

Суд полагает несостоятельной ссылку представителей РСТ Забайкальского края на абзац 14 пункта 87 Основ ценообразования, регулирующего вопросы установления платы за технологическое присоединение, согласно которому в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то орган регулирования принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

Установлено, что денежные средства в размере <сумма> тысяч рублей, получены сетевой организацией в числе платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, размер которой установлен в результате государственного регулирования, а значит, они не могут быть отнесены к излишне полученным доходам. Вопрос обоснованности включения этих средств в размер платы за технологическое присоединение к существу рассматриваемого спора не относится, приказ РСТ Забайкальского края от 4 декабря 2013 года № 700, утвердивший размер платы, в установленном порядке оспорен не был, как указывалось выше, размер платы пересмотру не подлежит. Помимо этого, сторонами не оспаривается тот факт, что указанные денежные средства являются по своей сути целевыми и подлежат возвращению в федеральный бюджет.

При таком положении суд полагает оспариваемую норму в части исключения денежных средств в размере <сумма> тысяч рублей из расчета необходимой валовой выручки по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения к электрическим сетям» не соответствующей действующему законодательству.

Что касается исключения из необходимой валовой выручки суммы в размере <сумма> тысяч рублей в качестве оптимизации затрат в размере роста операционных затрат и отчислений на социальные нужды 2016 года по отношению к 2015 году (по фонду оплаты труда – <сумма> тысяч рублей, по отчислениям на социальные нужды – <сумма> тысяч рублей, по прочим подконтрольным затратам – <сумма> тысяч рублей), суд также находит его несоответствующей действующему законодательству.

Согласно пункту 34 Основ ценообразования операционные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования определяются путем индексации базового уровня операционных расходов на коэффициент индексации, определяемый в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа, и параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе с учетом индекса эффективности операционных расходов, утверждаемого регулирующими органами, и индекса изменения количества активов, устанавливаемого регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа.

Согласно пункту 14 Методических указаний базовый уровень операционных расходов устанавливается на начало первого года долгосрочного периода регулирования регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий.

При расчете базового уровня операционных расходов, связанных с передачей электрической энергии, учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; 4) другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с Основами ценообразования (пункт15 Методических указаний).

Ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами производится корректировка величины операционных расходов с учетом отклонения фактической инфляции и фактического количества условных единиц оборудования от значений, учтенных при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования, а также корректировки плановых значений указанных параметров (пункт 19 Методических указаний).

Из экспертного заключения усматривается, что базовый уровень операционных, подконтрольных расходов, установленный на 2015 год в размере <сумма> млн.рублей, был увеличен на 2016 год на коэффициент индексации в размере 7,4 % в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов и составил <сумма> тысяч рублей.

Одновременно с этим неподконтрольные расходы по статье «Расходы по судебным решениям, решениям ФСТ России о рассмотрении разногласий и досудебного урегулирования споров» на основании пункта 3 Протокола совещания у Губернатора Забайкальского края от 13 ноября 2015 года были снижены на размер роста операционных затрат и отчислений на социальные нужды, а также других подконтрольных затрат.

Однако перенос статей затрат из одной группы затрат в другую тарифным законодательством не предусмотрен, исключение сумм роста операционных подконтрольных расходов из числа неподконтрольных РСТ Забайкальского края не мотивировано, приведенная в пункте 19 Методических указаний формула корректировки операционных расходов не содержит такой величины как оптимизация затрат.

В соответствии с пунктом 20 Методических указаний в необходимой валовой выручке в объеме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольные расходы), учитываются:

1) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций;

2) расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, определяемые в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, и лизинговые платежи, плата за владение и (или) пользование имуществом,;

3) налог на прибыль и другие обязательные налоги, платежи и сборы;

4) расходы, связанные с возвратом собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, доходов, получаемых в результате осуществления их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

5) выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), определяемые регулирующими органами в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования и не связанные с компенсацией расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства.

Ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами производится корректировка величины неподконтрольных расходов с учетом отклонения фактического уровня неподконтрольных расходов от установленного уровня (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов); изменения законодательства Российской Федерации, приводящего к изменению уровня расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность.

При этом корректировка величины неподконтрольных расходов осуществляется с учетом исполнения решений судебных органов и (или) предписаний ФСТ России и решений ФСТ России по рассмотрению разногласий и (или) досудебного урегулирования споров. Корректировка величины налога на прибыль осуществляется с учетом скорректированных величин сглаживания необходимой валовой выручки, возврата и доходности на инвестированный капитал, определяемых в соответствии с пунктами 40, 32 - 33, 36 - 37 Методических указаний соответственно (пункт 21 Методических указаний).

Таким образом, исключение из неподконтрольных расходов оптимизации затрат в размере роста операционных затрат и отчислений на социальные нужды 2016 года по отношению к 2015 году в размере <сумма> тысяч рублей не соответствует приведенным выше нормам.

Приказом РСТ Забайкальского края от 30 июня 2016 года № 74-НПА «О внесении изменения в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 748», оспариваемая ПАО «МРСК Сибири» норма была вновь изменена. Согласно пункту 1 приказа размер необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год уменьшен с 4 813 068,82 тысяч рублей до 4 542 062,06 тысяч рублей.

Нормативный правовой акт принят Правлением на основе экспертного заключения по согласованию с ФАС России (приказ от 29 июня 2016 года № 860/16) в уполномоченном составе с участием представителя общества, которым представлено особое мнение, с соблюдением установленного порядка, что следует из протокола заседания от 30 июня 2016 года. Нарушения порядка принятия нормативного правового акта не установлено, ссылок на это со стороны административного истца не поступило.

Согласно экспертному заключению размер необходимой валовой выручки был снижен на сумму <сумма> тысяч рублей в связи с неисполнением инвестиционной программы на 2015 год, утвержденной распоряжением Правительства Забайкальского края от 20 июля 2014 года № 461-р. Также из НВВ исключено положительное сглаживание в сумме <сумма> тысяч рублей, включены денежные средства в размере <сумма> тысяч рублей на погашение сетевой компании некомпенсированных в тарифно-балансовых решениях выпадающих доходов. Указанная корректировка была проведена в течение финансового года на основании пункта 7 Основ ценообразования в связи с выявлением нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы).

Как установлено в ходе рассмотрения дела распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 июля 2014 года № 461-р была утверждена инвестиционная программа на 2015-2019 годы с планом инвестиций в 2015 году в размере 2 840 000,0 тысяч рублей, при этом финансирование ИПР планировалось за счет привлечения заемных средств в размере 1 867 млн.рублей, тарифные источники составили 972,9 млн.рублей (прибыль на развитие – 667,8 млн. рублей, амортизация – 305,2 млн.рублей). Распоряжением Правительства Забайкальского края от 30 сентября 2015 года № 516-р, а также приказом Минэнерго РФ от 30 сентября 2015 года № 711 инвестиционная программа была скорректирована с учетом переноса ИПР на 2016 год с планом инвестиций на сумму 590 836,0 рублей, из которых тарифной выручкой было обеспечено 203 млн. рублей.

Приказом Минэнерго России от 28 декабря 2015 года № 1043 утверждена новая инвестиционная программа ПАО «МРСК Сибири» на 2016-2020 годы.

Фактически объем освоенных капитальных вложений в 2015 году составил <сумма> млн. рублей, в числе которых <сумма> млн. рублей – за счет тарифных источников.

Касательно обоснованности снижения размера необходимой валовой выручки в течение финансового года в связи с неисполнением инвестиционной программы суд приходит к следующим выводам.

Период регулирования составляет срок не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы) (раздел 1 Основ ценообразования).

При регулировании тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в течение 1-го долгосрочного периода регулирования в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, и (или) в случае, если инвестиционные проекты были исключены из инвестиционной программы без замещения иными инвестиционными проектами, при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, предусмотренном методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (пункт 32 Основ ценообразования).

Корректировка согласованной инвестиционной программы, отклонение объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках согласованной в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от уровня, принятого при установлении долгосрочных тарифов, подлежат учету регулирующими органами при осуществляемой ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования корректировке необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования (пункт 37 Основ ценообразования).

Установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в следующих случаях:

выявление нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы);

принятие в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вследствие выдачи органом государственного контроля (надзора) предписания с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения изменений в инвестиционную программу в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (пункт 7 Основ ценообразования).

На момент издания приказа РСТ Забайкальского края о корректировке необходимой валовой выручки (18 декабря 2016 года) инвестиционная программа действовала в редакции, утвержденной Распоряжением Правительства Забайкальского края от 30 сентября 2015 года № 516-р, приказом Минэнерго РФ от 30 сентября 2015 года № 711.

Согласно экспертному заключению по корректировке НВВ на 2016 год и пересмотру установленных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и объяснениям сторон сроки выполнения ряда мероприятий данной инвестиционной программы, в частности приобретение и реконструкция электросетевого комплекса города Читы и Забайкальского края, были перенесены на первый квартал 2016 года, в связи с чем, корректировка необходимой валовой выручки при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год, о необходимости проведения которой регулятору было известно, осуществлена не была. Поскольку мероприятия по передаче электросетевых активов в первом квартале 2016 года не были проведены по причине невключения активов в план приватизации, затраты на их приобретение и реконструкцию подлежали исключению из инвестиционной программы, что должно было снизить необходимую валовую выручку предприятия.

Этот же вывод усматривается и из протокола совещания у директора Департамента развития электроэнергетики от 25 декабря 2015 года № 09-2529 пр., служебной записки от 11 мая 2016 года, заявления о согласовании решения, поданное РСТ Забайкальского края в Федеральную антимонопольную службу 10 июня 2016 года, согласно которым мероприятия, связанные с реализацией инвестиционной программы, в 2015-2016 годах осуществлены не в полном объеме по причине невключения электросетевых активов в план приватизации.

Таким образом, из приведенных документов усматривается, что поводом для корректировки НВВ в течение финансового года послужило не выявление нарушений, допущенных сетевой организацией, которые были связаны с нецелевым использованием инвестиционных средств, и не принятие решения об изменении инвестиционной программы организации, а неисполнение инвестиционной программы по причинам, независящим от ПАО «МРСК Сибири», о чем регулятору было известно еще при корректировке необходимой валовой выручки в декабре 2015 года.

Таким образом, корректировка НВВ в связи с неисполнением инвестиционных проектов в 2015 году должна была быть осуществлена при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, осуществление такой корректировки в течение финансового года не соответствует требованиям действующего законодательства.

Кроме того, представляются обоснованными доводы представителей ПАО «МРСК Сибири» о том, что расчет суммы корректировки в размере <сумма> тысяч рублей осуществлен некорректно.

Так, в формуле расчета корректировки необходимой валовой выручки (пункт 42 Методических указаний) показатель «Плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-j)-й год долгосрочного периода регулирования» принят в размере <сумма> тысяч рублей без учета заемный средств, а показатель «Плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-j)-й год долгосрочного периода регулирования» принят в размере <сумма> тысяч рублей с учетом заемных средств. Между тем, в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, и (или) в случае, если инвестиционные проекты были исключены из инвестиционной программы без замещения иными инвестиционными проектами при осуществлении корректировки НВВ исключению подлежат расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Указанное обстоятельство представителями РСТ Забайкальского края не опровергнуто.

Утверждение о том, что в формуле необоснованно принята в значении «0» величина фактической стоимости (проценты) заемных средств, привлеченных для осуществления регулируемой деятельности, в то время как указанная сумма составляет <сумма> тысяч рублей, судом отклоняются, поскольку доказательств представления в РСТ Забайкальского края в составе тарифной заявки документов, свидетельствующих о наличии займов, а также доказательств необходимости учета указанной суммы в приведенном размере, не представлено.

Доводы представителей административного истца о том, что Приказ РСТ Забайкальского края от 30 июня 2016 года № 74-НПА «О внесении изменения в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 748» является неопределенным и неисполнимым, поскольку он устанавливает размер необходимой валовой выручки на 2016 год в целом, однако вступил в силу 18 июля 2016 года и его действие не распространено на период с 1 января 2016 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление порядка действия нормативно-правового регулирования находится в компетенции законодателя. Каких-либо противоречий относительно порядка введения нормы в силу и ее действия во времени оспариваемый акт не содержит.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемая норма подлежит признанию недействующей, суд исходит из того, что непосредственно на основе указанной нормы реализация прав граждан и организаций не осуществлялась, однако произошло фактическое необоснованное снижение размера доходов сетевой организации, что не может не сказаться на качестве оказываемых услуг, и полагает, что, поскольку некорректный размер необходимой валовой выручки на 2016 год был установлен в результате внесения необоснованных изменений в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года № 748, оспариваемая норма подлежит признанию недействующей со дня вступления ее в противоречие с действующим законодательством - 29 декабря 2015 года (день вступления в силу приказа от 18 декабря 2015 года № 605), что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Сибири» удовлетворить.

Признать приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года № 748 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «МРСК Сибири» - Читаэнерго» на 2015-2019 годы» недействующим в части установления необходимой валовой выручки сетевой организации на 2016 год в размере 4 542 062,06 тыс.рублей в таблице приложения № 2 с 29 декабря 2015 года.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Азия-Экспресс».

Взыскать с Региональной службы по тарифам Забайкальского края в пользу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Сибири» сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 04.10.2016.

<данные изъяты>

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-86/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.