Дело №2а-86/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2017 года г.Фокино Приморского края
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующей судьи Калистратовой Е.Р., при секретаре судебного заседания Чабан А.М.,
с участием представителей административного истца Мельник С.А., Родина Е.А.,
представителя административного ответчика Борисенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №12» городского округа ЗАТО город Фокино к ФГКУ «Специальное управление ФПС №25 МЧС России» об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №12» городского округа ЗАТО город Фокино (далее - МБДОУ) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным пункты №№ 2,3,4,5 предписания №170/1/65 от 25.11.2016, вынесенного государственным инспектором ФГКУ «Специальное управление ФПС №25 МЧС России» (далее – ФГКУ) по пожарному надзору Борисенко С.А. об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности: проведению работ по выделению пищеблока перегородкой 1-го типа – окном, переносе пожарного крана №, замене эвакуационных дверей из групповых ячеек <данные изъяты> групп. Ссылаясь на п.5 ст.9 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» административный истец полагает, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий являются полномочиями органов местного самоуправления городского округа ЗАТО город Фокино, уставные задачи детского сада не входит непосредственное выполнение указанных работ, а, следовательно, его вины в выявленных нарушения не имеется.
В судебном заседании представители административного истца Мельник С.А. (заведующая МБДОУ) и Родина Е.А. (по доверенности) доводы административного искового заявления поддержали. Полагали, что ответственность по выявленным нарушениям требований пожарной безопасности должна нести администрация городского округа ЗАТО город Фокино, как орган местного самоуправления, а не МБДОУ. Факт выявленных нарушений не оспаривали, указав на отсутствие денежных средств для их устранения.
В судебном заседании представитель административного ответчика государственный инспектор ФГКУ Борисенко С.А. с доводами административного иска не согласилась. Указала, что МБДОУ осуществляет свою деятельность на праве оперативного управления, обязано отвечать за обеспечение пожарной безопасности здания, помещений и устранять нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, полагала вынесенное предписание законным и обоснованным.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон №69-ФЗ).
В силу ст.6 Закона №69-ФЗ, а также пункта 9 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» установлено право должностного лица органа государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Статьёй 37 Закона №69-ФЗ установлена обязанность соблюдения организациями требований пожарной безопасности, а также выполнения предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработки и осуществления мер по обеспечению пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон №123-ФЗ»).
Согласно ч. 2 ст. 4 названного закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законов "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст.38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что 23.09.2016 главным государственным инспектором ФГКУ Филюниным К.М. вынесено распоряжение №170 о проведении плановой выездной проверки в отношении МБДОУ по факту соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки здания эксплуатируемого МБДОУ, расположенного по адресу: <адрес>, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ФГКУ по пожарному надзору Борисенко С.А. выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Законом №69-ФЗ, Законом №123-ФЗ, Приказом МЧС России №91 от 24.02.2009 «Об утверждении формы регистрации декларации пожарной безопасности», Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 №474, СП, СНИП, которые зафиксированы в акте проверки № 170 от 25.11.2016. Проверка проводилась совместно с заведующей МБДОУ Мельник С.А., заместителем заведующего по АХЧ М..
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ МБДОУ допустил следующие нарушения требований пожарной безопасности: - не уточнена или не разработана вновь с изменениями требований пожарной безопасности декларация пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ (ст.64 Закона №123-ФЗ; п.7.8 Приказа МЧС России №91 от 24.02.2009 «Об утверждении формы регистрации декларации пожарной безопасности»); - предусмотренный в составе объекта класса Ф1.1 пищеблок не выделен противопожарной перегородкой 1-го типа – окном (раздаточное окно в пищеблоке) (ст.ст.4, 151 Закона №123-ФЗ; п.5.2.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; п.212 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 №474); - пожарный кран №, расположенный возле центрального входа в детский сад установлен таким образом, что его отвод, на котором он расположен, находится выше (1,35 ±0,15) м над полом помещения нарушение (ст.ст.4, 151 Закона №123-ФЗ; п.4.1.13 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности»; п.215 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 №474); - минимальная ширина эвакуационных дверей из групповых ячеек (<данные изъяты> группы) менее 0,8 м. (ст.ст.4, 151 Закона №123-ФЗ; п.4.2 примечание 2 СниП II-А.5-70* Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений); - минимальная ширина эвакуационных дверей из групповых ячеек <данные изъяты> группы менее 0,8 м. (ст.ст.4, 151 Закона №123-ФЗ; п.4.2 СниП II-А.5-70* Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений).
МБДОУ выдано предписание №170/1/65 от 25.11.2016 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, где указано на необходимость устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки:
- проведению работ по уточнению или разработке вновь с изменениями требований пожарной безопасности декларации пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ (п.1 Предписания). Установлен срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ;
- проведению работ по выделению, предусмотренного в составе объекта класса Ф1.1 пищеблока перегородкой 1-го типа – окном (раздаточное окно в пищеблоке) (п.2 Предписания) Установлен срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ;
- переносе пожарного крана №, расположенного возле центрального входа в детский сад, который установлен таким образом, что его отвод, на котором он расположен, находится выше (1,35 ±0,15) м над полом помещения (п.3 Предписания). Установлен срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ;
- замене эвакуационных дверей из групповых ячеек из групповых ячеек <данные изъяты> группы ширина которых составляет менее 0,8 м. (п.4 Предписания). Установлен срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ;
- замене эвакуационных дверей из групповых ячеек из групповых ячеек <данные изъяты> группы, ширина которых составляет менее 0,8 м. (п.5 Предписания). Установлен срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.5.2.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» предусматриваемые в составе объектов классов Ф1.1 и Ф1.2 пищеблоки, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).
Согласно п.4.1.13 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» пожарные краны следует устанавливать таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте (1,35 +/- 0,15) м над полом помещения, и размещать в пожарных шкафах, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования.
В силу п.4.2 СНиП II-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.09.1970 N 3126, действовавших на момент сдачи в эксплуатацию здания МБДОУ, минимальная ширина эвакуационных дверей должна составлять 0,8 м.
Представленные доказательства свидетельствует о несоблюдении указанных требований.
Выявленные нарушения, по мнению суда, ставят под угрозу жизнь и здоровье детей, в силу возраста неспособных самостоятельно обеспечить безопасную эвакуацию при пожаре, сотрудников, находящихся в детском саду и иных лиц, посещающих учреждение, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье иных лиц, в том числе принимающих участие в тушении пожара, и может повлечь самые трагичные последствия.
Безопасность детей в дошкольном образовательном учреждении в случае возникновения пожара может быть обеспечена только полным соблюдением всех установленных действующим законодательством норм, правил и предписаний. Не соблюдение пожарных требований находится в прямой зависимости с возможностью причинения вреда жизни и здоровья детей.
В соответствии с п.7 ст.1 Устава, МБДОУ является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет имущественные и личные неимущественные права и выполняет соответствующие обязанности. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения, среди прочих, являются охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей (ст.2 ч.1 п.1 Устава).
Занимая, на основании договора №ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, здание <адрес> и используя его по назначению в качестве дошкольного образовательного учреждения, МБДОУ обязано обеспечить эксплуатацию указанного здания с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности. При этом недостаточное финансирование, само по себе не свидетельствует об отсутствии вины МБДОУ в несоблюдении требований пожарной безопасности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что выданное МБДОУ предписание №170/1/65 от 25.11.2016 является законным, обоснованным и обязательным для исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №12» городского округа ЗАТО город Фокино к ФГКУ «Специальное управление ФПС №25 МЧС России» об оспаривании предписания – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд (с копиями по числу участвующих в деле лиц).
Мотивированное решение изготовлено 16.01.2017.
Председательствующая судья Е.Р. Калистратова