___
Дело № 2а-8711/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 30 августа 2021 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сивцевой Виктории Владимировны к Окружной администрации г. Якутска о признании недействительным распоряжения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ____, площадью ___ кв.м., под индивидуальное жилищное строительство, данный участок был поставлен на кадастровый учет ____. Ответчик распоряжением №2113р от 20.12.2016 г. утвержден проект планировки и межевания территории квартала «Покровский тракт 10-16 км» городского округа «город Якутск», которое было опубликовано в газете «Эхо Столицы» с 21.12.2016 г.. Данный проект планировки и межевания территории прошел процедуру публичных слушаний 16.08.2016 г. на основании распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 09.08.2016 г. №1329р «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в проекты планировки и межевания территорий: квартала «112» в части расположения торговых объектов ТЦ «Розтор» и Покровский тракт 10-16 км. городского округа «город Якутск». ____ истец подала уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска. Уведомлением от ____№ истцу было отказано в размещении объекта ИЖС на земельном участке по причине того, что в соответствии со сведениями проекта планировки и межевания территории квартала «Покровский тракт 10-16 км.» городского округа «город Якутск», утвержденного вышеуказанным распоряжением, планируемый индивидуальный жилой дом расположен на земельном участке, учтенном под амбулаторно-поликлиническое обслуживание. Таким образом, уведомление ДГиТИ от ____№ и проект планировки и межевания территории квартала «Покровский тракт 10-16 км.», утвержденный распоряжением Окружной администрации г. Якутска №2113р от 20.12.2016 г., нарушают права истца на пользование земельный участком по назначению. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям ст.43 ГрК РФ. Подготовка проекта межевания территории осуществлена без учета границ существующего земельного участка истца, проект в нарушение закона был утвержден спустя 126 дней, а именно требований п.12, 13 ст.46 ГрК РФ. Согласно сведениям официального сервиса Окружной администрации г. Якутска «Геоинформационный портал г. Якутска» (сведениям ИСОГД) земельный участок истца расположен в территориальной зоне «Ж-2А», которая предназначена для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемое распоряжение противоречит Правилам землепользования и застройки городского округа «город Якутск», имеющими большую юридическую силу. В связи с чем, истец просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 20.12.2016 г. №2113р «Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала «Покровский тракт 10-16 км» городского округа «город Якутск», в части земельного участка с кадастровым номером №.
Административный истец и ее представитель Игнатьев А.А. исковые требования в судебном заседании поддержали в полном объеме и просят удовлетворить.
Представитель административного ответчика Алексеева Р.А. считает исковые требования необоснованными, просит в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 статьи 41 ГрК РФ).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 42 указанного Кодекса подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
В силу статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется (часть 1).
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2 статьи 46 ГрК РФ).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 ГрК РФ).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 4 статьи 46 ГрК РФ).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9 статьи 46 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 10 статьи 46 ГрК РФ).
В силу частей 12 и 13 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14 статьи 46 ГрК РФ).
Судом установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ____ истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____ с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство, для иного использования», категория земель – земли населенных пунктов. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет ____, право собственности за истцом зарегистрировано ____.
На основании распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 09.08.2016 г. №1329р «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в проекты планировки и межевания территорий: квартала «112» в части расположения торговых объектов ТЦ «Розтор» и Покровский тракт 10-16 км. городского округа «город Якутск» 16.08.2016 г. были проведены публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта планировки и проекта межевания вышеуказанной территории.
Результаты публичных слушания оформлены протоколом, в котором отражено мнение, замечания и возражения граждан, принявших участие в публичных слушаниях.
По итогам публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания застроенной территории подготовлено заключение, утвержденное 25.08.2016 г. заместителем председателя рабочей группы по внесению изменений в ППТ и ПМТ ГО «город Якутск», главным архитектором ФИО4, протокол и заключение опубликованы в газете «Эхо Столицы» и на официальном сайте Окружной администрации г. Якутска.
С учетом заключения о результатах публичных слушаний, проект планировки и межевания территории квартала «Покровский тракт 10-16 км» городского округа «город Якутск» утвержден распоряжением главы Окружной администрации г. Якутска №2113р от 20.12.2016 г..
Указанное распоряжение было опубликовано в газете «Эхо столицы» и размещено на официальном сайте Окружной администрации города Якутска www.якутск.рф.
Как видно, истец стала собственником земельного участка с кадастровым номером № в ____ года, т.е. после проведенных публичных слушаний, результаты которых истцом не оспорены, и распоряжения главы Окружной администрации г. Якутска №2113р от 20.12.2016 г.. Таким образом, оспариваемое распоряжение на момент издания не затрагивала права и законные интересы истца.
Оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в соответствии с указанными положениями ГрК РФ, в установленном порядке и официально опубликованы, по содержанию не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.
Действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Интересы владельцев таких земельных участков защищаются посредством предусмотренной законом процедуры публичных слушаний, которая в данном случае соблюдена.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Сивцевой Виктории Владимировны к Окружной администрации г. Якутска о признании недействительным распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 20 декабря 2016 года №2113р в части земельной участка с кадастровым номером №, отказать в удовлетворении.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: ___ М.В. Макаров
___
___
___