ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-871/2021 от 28.05.2021 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

УИД (Дело) 70RS0001-01-2021-000662-76

Дело № 2а-871/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.05.2021 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Пастуховой М.И.

помощник судьи Карпова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков департамента управления муниципальной собственностью администрации г.Томска ФИО2, администрации г.Томска ФИО3, департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО4, заинтересованного лица ФИО5 ФИО6 административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к администрации г.Томска, департаменту управления муниципальной собственностью администрации г.Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска о признании решения незаконным,

установил:

ФИО7 обратилась в суд с иском к администрации г.Томска, ФИО5 о признании решения незаконным, аннулировании сведений из единого государственного реестра недвижимости. В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом по адресу: /________/. ФИО5 является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: /________/.

18.12.2019 по результатам рассмотрения обращения ФИО5 администрацией г.Томска издано постановление /________/, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м и земель государственная собственность на которые не разграничена. В результате перераспределения земель образован земельный участок по адресу: /________//________/, кадастровый номер /________/, площадью /________/ кв.м, расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, категория земель - земли населенных пунктов.

Считает указанное постановление незаконным, т.к. увеличение площади земельного участка по адресу: /________/ произошло, в том числе за счет включения площади ее земельного участка, без учета нахождения на земельном участке иных объектов. Указала, что на схеме расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации г.Томска от /________//________/, между земельными участками /________/ и /________/ отсутствует указание на забор, являющийся межевым ориентиром фактического прохождения смежной границы между двумя земельными участками.

В результате издания незаконного акта площадь принадлежащего ей земельного участка по адресу: /________/, уменьшилась, в связи с чем нарушены ее законные права и интересы. Просила отменить действие постановления администрации г.Томска от /________//________/-з, аннулировать в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером /________/, расположенного по адресу: /________/.

В ходе рассмотрения дела ФИО7 в целях устранения недостатков ранее поданного административного искового заявления, административные исковые требования изменила, просила признать незаконным постановление администрации г.Томска от /________//________/ в остальной части просила оставить административный иск без рассмотрения (т.1 л.д.219-222), ходатайство определением от 28.05.2021 удовлетворено.

Определениями Кировского районного суда г.Томска от 23.03.2021, 14.05.2021 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены департамент управления муниципальной собственностью администрации г.Томска, департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска.

В судебное заседание административный истец ФИО7 не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал, указал, что при подготовке схемы расположения земельного участка с кадастровым номером /________/ не учтены сведения о фактическом местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами с /________/ и /________/, картографический материал, вследствие чего часть земельного участка с кадастровым номером /________/ вошла в состав образованного земельного участка.

Представитель административного ответчика администрации г.Томска ФИО3, административный иск не признал, считал, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав и законных интересов. Указал, что границы земельных участков ФИО7, ФИО5 на момент разрешения обращения ФИО5 о перераспределении земельных участков определены и поставлены на кадастровый учет, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось.

В судебном заседании представители административных ответчиков департамента управления муниципальной собственностью (департамента недвижимости) администрации г.Томска ФИО2, департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО4 административный иск не признали, высказали аналогичную позицию.

Представитель заинтересованного лица ФИО5 ФИО6 поддержал позицию ответчиков, указал, что фактически на местности разрыва между земельными участками по адресу: /________/ на момент обращения ФИО5 с заявлением о перераспределении земельных участков не имелось, фактически смежная граница между земельными участниками определяется ограждением.

Представитель заинтересованного лица ООО «Геомастер», извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, определив на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика, суд считает административные исковые требования к администрации г.Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа местного самоуправления по заключению соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, закреплены в статьях 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3).

Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашений о перераспределении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденный постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079 определяет последовательность административных процедур (действий) при предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с п. 2.2 Административного регламента, утв. постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079, муниципальная услуга предоставляется администрацией г.Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска и департамента недвижимости администрации г.Томска.

Непосредственное представление муниципальной услуги в части утверждения схемы расположения земельного участка и дачи согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков осуществляет комитет по формированию земельных участков департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, в части подготовки и подписания соглашения о перераспределении земельных участков – комитет по земельным правоотношениям департамента недвижимости.

Муниципальная услуга предоставляется в два этапа и включает в себя следующие административные процедуры.

На первом этапе производится регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, наложение резолюции об исполнении заявления; возврат заявления и прилагаемых к нему документов; осуществление запроса недостающих документов для предоставления муниципальной услуги в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия; направление схемы расположения земельного участка на согласование в орган исполнительной власти Томской области, уполномоченный в области лесных отношений; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и подготовка проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, проекта письма о согласии на перераспределение земельных участков либо проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; согласование схемы расположения земельного участка и (или) согласование, подписание, регистрация проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка либо согласование, подписание и регистрация письма о согласии на перераспределение земельных участков, либо согласование, подписание и регистрация проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; выдача (направление) постановления об утверждении схемы расположения земельного участка либо письма о согласии на перераспределение земельных участков, либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п.3.2.1).

На втором этапе производится прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, наложение резолюции об исполнении заявления; осуществление запроса недостающих документов для предоставления муниципальной услуги в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги и подготовка проекта соглашения о перераспределении земельных участков или письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; согласование, подписание проекта соглашения о перераспределении земельных участков либо согласование, подписание и регистрация проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; выдача (направление) проекта соглашения о перераспределении земельных участков либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п.3.2.2).

Судом установлено, следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18.09.2019 № КУВИ-001/2019-22768775, что ФИО5 являлась собственником земельного участка по адресу: /________/, с кадастровым номером /________/, площадью /________/, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома (т.1 л.д.205-209).

24.10.2019 ФИО8, действующая в интересах ФИО5 на основании доверенности от 01.02.2019, обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска с заявлением № 1067/14 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером /________/, площадью /________/ и земельного участка, собственность на который не разграничена, прилегающего к границе участка согласно представленной схеме (т.1 л.д.199).

/________/ по результатам рассмотрения обращения ФИО5 администрацией г.Томска издано постановление /________/, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью перераспределения земельного участка, местоположение которого: /________/, площадью /________/ кв.м и земель, государственная собственность на которые не разграничена. В результате перераспределения земель образован земельный участок по адресу: /________//________/, площадью /________/ кв.м, расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, категория земель: земли населенных пунктов.

/________/ между муниципальным образованием «Город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г.Томска и ФИО5 заключено соглашение /________/, согласно которому у ФИО5 возникло право собственности на земельный участок по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м с кадастровым номером /________/, схема расположения которого утверждена постановлением администрации г.Томска от /________//________/ с целью перераспределения земельного участка по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м с кадастровым номером /________/, принадлежащего на праве собственности ФИО5, и земель, государственная собственность на которые не разграничена (п.1.1).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08.02.2021, земельному участку по адресу: /________/, присвоен кадастровый номер /________//________/, площадь /________/ кв.м, образован из объекта недвижимости с кадастровым номером /________/, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, правообладатель ФИО5

Обращаясь с требованием о признании незаконным постановления администрации г.Томска от /________//________/, административный истец ФИО7 указывает, что в результате перераспределения земельных участков часть принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером /________/ вошла в состав образованного земельного участка, правообладателем которого является ФИО5, что нарушает ее права и подтверждается заключением кадастрового инженера.

Как устанавливает подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, (далее Требования к подготовке схемы расположения земельного участка) схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (п.4).

При подготовке схемы расположения земельного участка применяются картографические материалы, графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, дороги, иные сооружения) (п.7).

Статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ определяет, что объекты капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); некапитальные строения, сооружения - не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений.

Пунктом 3.7.1.1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079 (в редакции от 22.03.2019, действующей на момент обращения ФИО5), установлено, что в рамках административной процедуры ответственный специалист комитета департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска проводит обследование земельного участка, образуемого в результате перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, с составлением акта, отображающего характеристики образуемого и исходного земельного участка (земель), расположенных в их границах зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, их назначения (п.п. «б» п. 3.7.1.1).

В целях рассмотрения обращения о перераспределении земельных участков проводится анализ представленной заявителем схемы расположения земельного участка (если заявление о предоставлении муниципальной услуги предполагает образование земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка) на предмет соответствия землеустроительной документации; сведениям о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, сведениям о местоположении границ земельных участков; сведениям о местоположении зданий, строений, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами Томской области, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.п. «в» п. 3.7.1.1).

Кроме того, при рассмотрении заявления проводится сверка границ образуемого земельного участка с границами смежных земельных участков, границами утвержденных красных линий и границами естественных и искусственных объектов, проверяется наличие в отношении образуемого земельного участка прав третьих лиц, наличие ограничений образуемого земельного участка (п.п. «е» п. 3.7.1.1), а также проверяется местоположение границ и размер земельного участка на соответствие требованиям действующего законодательства («ж» п. 3.7.1.1).

Судом установлено, подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.02.2020 № КУВИ-002/2020-18972840 земельный участок по адресу: /________/, принадлежащий на праве собственности ФИО7, поставлен на кадастровый учет, /________/, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства и последующей эксплуатации индивидуального жилого дома, площадь /________/ кв.м, его границы определены и поставлены на кадастровый учет (т.1 л.д.9-10).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18.09.2019 №КУВИ-001/2019-22768981 следует, что земельный участок по адресу: /________//________/, с кадастровым номером /________/ площадью /________/ первоначально поставлен на кадастровый учет /________/, его границы определялись, состояли на кадастровом учете. Из плана (чертежа, схемы) земельного участка следует, что земельные участки с кадастровыми номерами /________/ и /________/ не имеют общей границы (т.1 л.д.207).

Вместе с тем, представители ФИО7 и ФИО5 дали согласующиеся объяснения о том, что фактически на местности разрыва, чересполосицы между земельными участками по адресу: /________/ и /________/ не имелось, смежная граница земельных участков определялась на местности ограждением (забором), выполненным частично из профлиста, частично из сетки, что согласуется с содержанием фототаблицы (т.2 л.д.88-89).

Как следует из приложения к постановлению мэра г.Томска от 09.06.2004 № 1950з, между земельными участками по адресу: /________/ и /________/, разрыва, чересполосицы не имелось. Земельные участки имели общую границу в точках, обозначенных номерами 2, 3, 4, которая пересекает нежилой объект (временный сруб) (т.1 л.д.18).

Наличие общей границы между земельными участками по адресу: /________/ и /________/ согласуется с чертежом, содержащимся в описании земельного участка по адресу: /________/, выполненным УМП «Городское архитектурно-планировочное бюро», в котором объект, расположенной на границе указанных земельных участков поименован как временный сруб (т.1 л.д.21).

Как следует, из представленных департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ортофотопланов и топографических съемок в отношении земельных участков по адресу: /________//________/ и /________/, выполненных УМП «ГАПБ» в 2004-2008 годы, ООО «Глобус-99» в апреле 2013 года, ООО «Координата» в июле 2014 года, указанные земельные участки имели общую границу, чересполосица, образованная за счет неразграниченных земель, отсутствовала (т.2 л.д.66-78).

На картографическом материале по состоянию на 11.05.2017, представленном департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска по запросу суда, зафиксировано ограждение между земельными участками с кадастровыми номерами /________/ и /________/, находящееся на общей смежной границе (т.2 л.д.77).

Из фотоматериалов, представленных административным истцом, заключения кадастрового инженера от 11.02.2021, выполненного ООО «Геомастер», также следует, что земельные участки по адресу: /________/ и /________/, фактически имеют одну смежную границу, которая определяется на местности ограждением (забором) (т.1, л.д.25-27, т.2 л.д.88,89).

Как следует из акта обследования земельного участка, произведенного комитетом по формированию земельных участков департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска 26.09.2019, МУП «Томский городской центр инвентаризации и учета» 25.03.2021, земельные участки по адресу: /________/ и /________/ имеют ограждение (т.1 л.д.95-97, 212-215).

Вместе с тем, на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением от /________//________/, ограждение, как объект искусственного происхождения, являющееся межевым ориентиром фактического прохождения смежной границы между земельными участками по адресу: /________/ и /________/, отображено частично, между точками №№ 3, 4, 9.

Как следует их схемы расположения земельного участка, данная часть ограждения между точками №№ 3, 4, 9, а также часть земель, площадью 32 кв.м, находящихся в пользовании ФИО7, что следует из заключения кадастрового инженера ООО «Геомастер» ФИО9 от 11.02.2021, включена в состав образованного в результате перераспределения земельного участка по адресу: /________/, принадлежащего ФИО5, т.е. сформирована за счет территории земельного участка с кадастровым номером /________/, а не земель, государственная собственность на которые не разграничена. Ограждение между земельными участками по адресу: /________/ и /________/ расположено на территории вновь образованного земельного участка с кадастровым номером /________/. Территория, включенная в границы земельного участка по адресу: /________/, площадью 32 кв.м, фактически используется ФИО7, принадлежит ей в соответствии с правоустанавливающими документами. Вследствие реестровой ошибки указанная часть земельного участка не включена в площадь земельного участка с кадастровым номером /________/ по сведениям ЕГРН, границы указанного земельного участка подлежат уточнению (т.1 л.д.25-27).

Как установлено ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.

Судом установлено, что границы земельного участка по адресу: /________/, с кадастровым номером /________/, площадью /________/ кв.м, принадлежащего ФИО7, в период рассмотрения администрацией г.Томска обращения ФИО5, определялись в установленном порядке и поставлены на кадастровый учет в ЕГРН, описание поворотных точек границ земельного участка: /________/

Руководствуясь сведениями, содержащимися в ЕГРН о границах земельных участков с кадастровым номером /________/, администрацией г.Томска принято решение о перераспределении земельного участка по /________/, площадью /________/ кв.м и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в результате образован новый земельный участок по адресу: /________/, площадью /________/ кв.м, утверждена схема земельного участка с кадастровым номером /________/, при этом смежная граница образованного участка соответствует сведениям ЕГРН о границах участка ФИО7

Вместе с тем, при подготовке схемы расположения земельного участка не учтено содержание иного картографического материала о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами /________/ и /________/, а также наличие ограждения, расположенного на смежной границе земельных участков, как объекта искусственного происхождения, являющегося межевым ориентиром прохождения смежной границы между земельными участками по адресу: /________/ и /________/, что противоречит п.п. 4, 7 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Судом установлено, что во исполнение 3.7.1.1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 10.11.2015 N 1079, 26.09.2019 специалистом отдела формирования земельных участков для целей строительства, комитета по формированию земельных участков департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска производился осмотр земельного участка по адресу: /________/ (т.1 л.д.212-215).

Вместе с тем, из акта обследования земельного участка от /________/ не следует, что специалистом осматривался земельный участок по адресу: /________/ по всему периметру, в том числе со стороны смежной границы с участком по адресу: /________/, что подтверждается содержанием фототаблицы, согласно которой фотосьемка смежной границы не производилась, нахождение объектов искусственного происхождения не проверялось и не учитывалось; акт, отображающий характеристики образуемого и исходного земельного участка (земель), расположенных в их границах объектов не составлялся, что противоречит требованиям п.п. «б» п. 3.7.1.1 Административного регламента.

Как установлено судом, содержание акта обследования и фототаблицы, являющийся приложением к акту обследования земельного участка от 26.09.2019, а также иного картографического материала, имеющегося в распоряжении административного ответчика, не подтверждают, что на момент обследования между указанными земельными участками имелся разрыв, чересполосица, который подлежал устранению путем перераспределения за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена (т.1 л.д.212-215).

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого постановления.

С учетом установленных судом обстоятельств, вывод административного ответчика о наличии между земельными участками по адресу: /________/ и /________/ земель, государственная собственность на которые не разграничена, за счет которых произведено перераспределение земельного участка ФИО5, является преждевременным, сделан без надлежащего анализа представленной схемы расположения земельного участка на предмет соответствия землеустроительной документации, картографическому материалу и содержанию правоустанавливающих документов, а также без надлежащего обследования земельных участков, что не соответствует требованиям п.п. «б, в, е» п. 3.7.1.1 Административного регламента.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление администрации г.Томска от /________//________/ об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /________/, является незаконным.

Кроме того, суд не соглашается с доводами административного ответчика относительно пропуска административным истцом срока на обращение с настоящим административным иском.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 КАС РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч.ч. 2-4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Из материалов дела следует, что постановление администрации г.Томска /________/ принято /________/, ФИО7 в Кировский районный суд г.Томска обратилась с административным исковым заявлением 18.02.2021.

Судом установлено, что оспариваемое постановление администрации г.Томска /________/ от /________/ в адрес административного истца не направлялось.

Как следует из объяснений представителя административного истца ФИО1, ФИО7 стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов после получения заключения кадастрового инженера, выполненного ООО «Геомастер» от 11.02.2021.

Учитывая, что доказательств, подтверждающих, что ФИО7 стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов ранее, не представлено, суд считает обоснованной позицию административного истца о том, что административное исковое заявление подано в суд в срок, установленный ч. 2 ст. 92 КАС РФ.

Таким образом, административные исковые требования ФИО7 к администрации г.Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска о признании незаконным постановления администрации г.Томска от /________//________/ об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Томск, /________/, подлежат удовлетворению.

Учитывая, что второй этап оказания муниципальной услуги о перераспределении земельных участков административным истцом не оспаривался (п.3.2.2 Административного регламента), соглашение о перераспределении земельного участка от /________//________/ (т.2 л.д. 99) заключалось на основании оспариваемого постановления от /________//________/ оснований для удовлетворения требований к департаменту управления муниципальной собственностью администрации г.Томска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г.Томска от /________//________/ об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: /________//________/.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Желтковская Я.В.

Верно

Судья: Желтковская Я.В.

Секретарь: Пастухова М.И.