Дело № 2а-871/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Убушаевой С.Б.,
с участием прокурора Шипиева С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
заместитель прокурора города Элисты Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, мотивируя тем, что прокуратурой города в рамках осуществления надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, в результате мониторинга сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о способах хищения электроэнергии и других коммунальных ресурсов путем преднамеренного искажения показателей приборов учёта электроэнергии (воды, газа) на странице сайтов с URL-адресами https://24ruselekstroshetchik.ru/,https://procentekonomii-shop.ru/. По этим же адресам размещена рекламная информация, содержащая предложение приобрести технические устройства, позволяющие осуществить безучётное потребление электроэнергии и других коммунальных ресурсов. Вход на данную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с её содержанием и скопировать информацию в электронном виде может любой интернет-пользователь. Информация на сайте размещена бесплатно, срок пользования не ограничен, какие-либо ограничения на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствуют. Распространяемая на данном сайте информация побуждает потребителей коммунальных услуг приобретать и устанавливать незаконно модифицированные приборы учета и другие устройства, способные искажать и занижать показания объёмов потребленной электроэнергии, воды и газа. В этих целях распространителями предусмотрены различные варианты осуществления платежа и доставки технических устройств во все региона РФ, включая Республику Калмыкия. Вместе с тем использование модифицированных приборов учёта и других устройств, позволяющих потребителю занижать объем потребления коммунальных ресурсов и не оплачивать часть фактически потребленных ресурсов, является противоправным деянием и влечет за собой административную ответственность по ст. 7.19 КоАП либо уголовную ответственность по ст. 165 УК РФ. Таким образом, распространение данных сведений побуждает потребителей коммунальных ресурсов к самовольному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета, направленному на искажение их показаний, а также нарушает права добросовестных потребителей, на которых может быть возложена обязанность по оплате не потребленных ими коммунальных услуг за счет необоснованного увеличения разницы между показаниями индивидуальных и коллективных приборов учета, создает предпосылки для причинения ущерба предприятиям коммунального комплекса. Деятельность указанных лиц нарушает требования Жилищного кодекса РФ, Федеральных законов от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации », от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе», от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в связи с чем распространяемая информация подлежит признанию в судебном порядке запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице сайтов: https://24ruselekstroshetchik.ru/, https://procentekonomii-shop.ru/.
Прокурор Шипиев С.М. в судебном заседание поддержал исковые требования.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и Республики Калмыкия, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, направили отзыв на административный иск.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 10 и ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 35 пп. «г» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 предписывает, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28 декабря 2013 г.) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Прокурор указал на то, что целью обращения прокурора с заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц о признании информации о продаже в интернет-магазине по указанному электронному адресу магнитов, способных остановить приборы учета воды, газа, электричества и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, побуждающей потребителей коммунальных услуг к самовольному несанкционированному вмешательству в работу приборов учета и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Элисты в рамках осуществления проверки по обращению представителя ПАО «Россетти Юг»-«Калмэнерго» о сайтах, содержащих запрещенную информацию осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки были выявлены сайты по адресам https://24ruselekstroshetchik.ru/,https://procentekonomii-shop.ru/, на которых неизвестными лицами размещена информация о способах хищения электроэнергии и других коммунальных ресурсов путем преднамеренного искажения показателей приборов учета электроэнергии (воды, газа).
Доступ на сайты свободный, не требует предварительной регистрации, введения логина и пароля, ознакомиться с ее содержанием и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на страницах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данных информаций отсутствует.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются актами осмотра сайта №1 от 16 февраля 2022 года и № 2 от 16 февраля 2022 года, скриншотами страниц https://24ruselekstroshetchik.ru/,https://procentekonomii-shop.ru/.
Как установлено судом, оспариваемая информация перенесена на URL-адрес https://24ruselekstroshetchik.ru/,https://procentekonomii-shop.ru/.
Кроме того, 165 ч. 1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием.
Частью 1 статьи 7.19 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 9 и ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По смыслу приведенных правовых норм распространение информации о продаже модифицированных приборов учета и других устройств, способных искажать и занижать показания объемов потребленной электроэнергии, воды и газа, запрещено.
Оценивая представленные суду доказательства, суд исходит из того, что признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает установление того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
Принимая во внимание, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, противоречащей целям и задачам жилищного законодательства, Федеральных законов от 27.07.2006г. №149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», тем самым создает предпосылки для причинения ущерба предприятиям коммунального комплекса, суд, полагает, распространяемая информация подлежит признанию запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов: https://24ruselekstroshetchik.ru/, https://procentekonomii-shop.ru/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Савельева
Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2022 года.