Дело №2а-8729/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 19 августа 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения,
установил:
Истица обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что является собственником земельного участка, с кадастровым номером ___, расположенного в ____ в градостроительной зоне Л-1 (зона городских лесов). ____ года обратилась к ответчику с заявлением об изменении территориальной зоны в границах земельного участка на зону Ж-2А. Оспариваемым решением от ____ года ответчик отказал во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска. Истец полагает, что ее права нарушены, поскольку на основании договора купли-продажи лесных насаждений от ____ года, ею была произведена вырубка деревьев и отказ в изменении градостроительной зоны препятствует истцу реализовать право на строительство жилого дома.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 исковые требования поддержал, пояснил, что земельный участок предоставлен в ____ году, без определения границ, является ранее учтенным, право собственности зарегистрировано в ____ году в упрощенном порядке также без определения координат поворотных точек земельного участка. С ____ года истица земельный участок фактически не использовала. Просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 иск не признал, считает, что отказ является законным и обоснованным, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне «Л-1», в которой запрещается размещение объектов капитального строительства, Правила землепользования и застройки в части зоны соответствуют Генеральному плану застройки г. Якутска, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможным. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции, если считает, что его права, свободы и (или) законные интересы нарушены и (или) оспорены, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности неправомерными действиями (решениями, бездействием) не только органов государственной власти или должностных лиц, но и иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка, с кадастровым номером ___, расположенного в г. ____ в градостроительной зоне Л-1 (зона городских лесов).
Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства, право собственности зарегистрировано 21 сентября 2018 года в упрощенном порядке, как на ранее учтенный земельный участок.
____ года обратилась к ответчику с заявлением об изменении территориальной зоны в границах земельного участка на зону Ж-2А, оспариваемым решением от ____ года ответчик отказал во внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Якутска. О принятом решении истец узнал ____ года при получении выписки из решения Комиссии по внесению изменений и дополнений в правила землепользования и застройки ГО «город Якутск».
Ссылаясь на отсутствие обстоятельств, препятствующих переводу земельного участка в зону Ж-2А, а именно на то, что в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений от ____ года, ею была произведена вырубка деревьев на земельном участке, истец обратилась в суд.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ч.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу части 4 той же статьи земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Аналогичные положения содержит ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Как следует из представленных ответчиком документов градостроительного планирования и графических схем к ним, земельный участок, в отношении которорго истец просит изменить территориальную зону, располагается в зоне Л-1, где градостроительные регламенты не подлежат установлению.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г. Якутск", принятым решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N 169-НПА зона "Л-1" – зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков.
Территориальная зона Л-1 выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории городского округа "город Якутск".
В зоне "Л-1" допускается размещение в качестве видов разрешенного использования земельных участков (основного, условного, вспомогательного) видов деятельности и объектов в соответствии с классификатором, приведенным в приложении к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
Согласно указанному классификатору зоны городских лесов относятся к охраняемым природным территориям, хозяйственная деятельность на которых ограничена.
Пунктом 6 ст. 36 ГрК РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить различные земельные участки, отнесенные к таковым в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе в состав земель населенных пунктов могут входить и рекреационные территориальные зоны (п. 5 ч. 1).
В соответствии с ч. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В силу ч. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городским садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Из представленной ответчиком карты градостроительного зонирования очевидно следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне Л.-1, не предполагающей возможность использования земельного участка для ИЖС.
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.
Учитывая изложенное, доводы административного истца о том, что при принятии решения не учитывалось фактическое землепользование и отсутствие деревьев, правового значения не имеют.
Поскольку Правила землепользования и застройки г. Якутска, а также проект межевания квартала 112 г. Якутска в части определения зоны Л-1 в границах земельного участка, являющегося предметом спора, соответствуют Генеральному плану застройки г. Якутска, и фактически земельный участок относится к землям рекреационного назначения, решение об отказе в изменении территориальной зоны принято ответчиком обоснованно.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решений закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Однако применительно к рассматриваемым правоотношениям истцом факт нарушения ее права не доказан, а именно не доказано возникновение права на земельный участок, расположенный в зоне Л-1.
Как видно из фототаблиц и не оспаривается истцом, спорный участок расположен в лесной зоне, не освоен, не огорожен, хозяйственная деятельность на нем никогда не велась, прилегающие земли также расположены в лесной зоне и не освоены.
В соответствии со ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами в настоящее время не была установлена обязанность правообладателей ранее учтенных без определения границ земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Ранее, до 1 января 2017 г., аналогичные по содержанию положения содержались в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 218-ФЗ).
Поскольку истица земельным участком более 15 лет фактически не пользовалась, установить с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения его границы не представляется возможным, а, следовательно, истцом не доказаны те обстоятельства, что принадлежащий ей участок находится в зоне Л-1, то есть не доказан факт нарушения права истца.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не может быть признано незаконным, а исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья А.А. Кочкина
Решение изготовлено 23.08.2019