ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-872/2020ИЗГ.18 от 18.01.2021 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-872/20 Изг.18.01.2021г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Орловой Ю.В.,

при секретаре Пановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле 25 ноября 2020 года административный иск ФИО1 к Администрации ЯМР ЯО, КУМИ Администрации ЯМР ЯО о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по утверждению схемы,

установил:

На основании Распоряжения КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 06.11.2019г. ФИО1 (заявление от 14.10.2019г. ) отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, находящихся в территориальной зоне СХ-3 «Зона сельскохозяйственного назначения», с разрешенным использованием: «для ведения личного подсобного хозяйства», площадью 1857 кв.м., расположенного в охранной зоне государственного природного заказника «ФИО2 (зоологический)», на территории которой запрещается деятельность, рекреационное и иное природопользование, которые могут нанести невосполнимый ущерб природным комплексам и ландшафтам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, располагающимся на территории заказника, в том числе, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без согласования с департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, материалов оценки воздействия на окружающую среду, обосновывающих отсутствие негативного воздействия на заказник, а также частично – в водоохраной зоне реки Вондель, с описанием местоположения: <адрес>, в связи с тем, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к КУМИ Администрации ЯМР ЯО, Администрации ЯМР ЯО (уточненное исковое заявление л.д.96-97), в котором просит:

1. признать незаконным распоряжение КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 06.11.2019г. «Об отказе ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка»;

2. обязать КУМИ Администрации ЯМР ЯО утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1857 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

3. восстановить срок для подачи административного искового заявления.

В иске указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1347 кв.м. по адресу: <адрес>. Данный земельный участок граничит с земельными участками с кадастровыми номерами и , границы которых сформированы в соответствии с действующим земельным законодательством.

Административным истцом поданы заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером .

При подаче заявления административный истец свою просьбу мотивировал следующим. Земельный участок с кадастровым номером используется в границах согласно представленной схеме с начала 2000-х годов. Границы и конфигурация, в том числе узость земельного участка, сложились исторически. Сформированный земельный участок включает в себя часть земли, используемой под посадку картофеля. Формирование (образование) нового земельного участка с включением в его состав земельного участка с северной стороны, в целях предоставления его третьим лицам, является нерациональным. Северная часть земельного участка заболочена, требуется выполнение работ по мелиорации, самостоятельный подъезд к северной части земельного участка отсутствует.

17.04.2018г. КУМИ ЯМР вынес распоряжение об отказе ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Мотивом отказа послужило возможное возникновение вкрапливания и чересполосицы при распределении земельного участка.

20.11.2018г. КУМИ ЯМР вынес распоряжение об отказе ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Мотивом отказа послужила узость земельного участка.

20.01.2019г. тот же орган вынес распоряжение об отказе ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Мотивом отказа послужило нарушение противопожарных норм при распределении земельного участка.

06.11.2019г. тот же орган вынес распоряжение об отказе ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка. В данном случае мотивом отказа послужило наличие спорного участка на территории охранной зоны государственного природного заказника «Козьмодемьняский».

Между тем, никаких доказательств того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы охранной зоны государственного природного заказника «ФИО2», нет.

Также необходимо отметить, что границы испрашиваемого земельного участка даже не выходят за границы соседнего земельного участка с кадастровым номером .

Дополнительно необходимо отметить, что 25.02.2020г. Правительством ЯО было вынесено Постановление № 152-п «Об упразднении охранных зон государственных природных заказников и о внесении изменений в отдельные постановления Администрации области и Правительства области». Согласно п.1 указанного Постановления, упразднены охранные зоны государственных природных заказников, в том числе и «ФИО2».

Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности, который истекал 06.02.2020г. Исковое заявление было подано 12.02.2020г. Причиной пропуска срока явилось позднее получение истицей оспариваемого Распоряжение, которое было получено 25.12.2019г. Далее были длительные выходные, в связи с чем, к представителю истец обратилась только в конце января. Потребовалось время, чтобы собрать информацию и подготовить административный иск.

Представитель административного истца на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков по доверенностям ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на законность оспариваемого Распоряжения.

От заинтересованного лица – Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области поступил письменный отзыв, в котором указано, что согласно сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельный участок с кадастровым номером расположен вблизи от особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного заказника «ФИО2». Ближайшая точка расположена на расстоянии около 26 м от границы заказника. Сведения о границе заказника «Козьмодемьняский» внесены в ЕГРН на основании решения Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО от 27.03.2012г. Постановлением Правительства области № 1539-п (пункт 45) на землях, прилегающих к государственному природному заказнику «ФИО2» установлена охранная зона шириной 100 метров. Граница охранной зоны проходит параллельно границе заказника. Около 80% площади земельного участка с кадастровым номером располагалась в границах охранной зоны. Таким образом, КУМИ Администрации ЯМР ЯО на момент вынесения в 2018 и 2019 годах распоряжений руководствовался действующим законодательством об ООПТ. В настоящее время охранная зона заказника «ФИО2» не существует. Считают исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Курбского сельского поселения ЯМР ЯО, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, проверив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Таким образом, в силу положений указанного пункта допускается увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, при отсутствии предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в заключении о перераспределении и соблюдении иных установленных законодательством требований.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 1347 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

На земельном участке расположен жилой дом.

14.10.2019г. ФИО1 обратилась в КУМИ Администрации ЯМР ЯО с заявлением о перераспределении земельных участков согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из которой следовало, что образованный в результате перераспределения земельный участок будет иметь площадь 1857 кв.м.

Присоединяемая часть земельного участка площадью 510 кв.м. расположена сзади земельного участка с кадастровым номером , и, как следует из содержания иска, фактически используется истцом на протяжении 20-ти лет.

Как следует из содержания оспариваемого Распоряжения, административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по двум основаниям:

1. образуемый земельный участок расположен в охранной зоне государственного природного заказника «ФИО2», на территории которой запрещается деятельность, рекреационное и иное природопользование, которые могут нанести невосполнимый ущерб природным комплексам и ландшафтам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, располагающимся на территории заказника;

2. образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.

В соответствии с пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии такого основания как - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В этой связи юридически значимым обстоятельством является наличие возможности сформировать самостоятельный земельный участок с любым видом разрешенного использования, установленным Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. Если это возможно, права на такой участок подлежат приобретению в общем порядке с соблюдением публичных процедур, установленных ЗК РФ, а не в порядке перераспределения земель.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Между тем, материалы дела не содержат доказательства в подтверждение того, что на земельном участке, находящемся в государственной собственности, можно сформировать самостоятельный земельный участок, в том числе, отсутствуют доказательства возможности доступа на земельный участок от земель общего пользования, поскольку в настоящее время доступ на спорный земельный участок осуществляется через земельный участок, принадлежащий истцу.

Таким образом, данное основание является незаконным, поскольку надлежащими доказательствами действительная возможность формирования самостоятельного земельного участка в соответствии с требованиями законодательства, не подтверждена.

Также из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Ярославской области от 25.02.2020г. № 152-п «Об упразднении охранных зон государственных природных заказников и о внесении изменений в отдельные постановления Администрации области и Правительства области» упразднены охранные зоны государственных природных заказников регионального значения, в том числе, заказника «ФИО2».

Т.е., на момент рассмотрения дела такое основание как расположение земельного участка в охранной зоне государственного природного заказника «ФИО2», отсутствует.

В связи с чем, суд считает оспариваемое Распоряжение подлежащим отмене.

Восстанавливая права истца, суд возлагает на КУМИ Администрации ЯМР ЯО обязанность повторно рассмотреть заявление от 14.10.2019г.

Согласно п.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что копия оспариваемого распоряжения была получена административным истцом 25.12.2019г., срок обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение от 06 ноября 2019 года КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области «Об отказе ФИО1 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка».

Обязать КУМИ Администрации ЯМР ЯО в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 14.10.2019 года к о перераспределении земельного участка.

Об исполнении решения суда по административному делу сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.

Судья Ю.В.Орлова