УИД23RS0033-01-2023-001141-90
Дело № 2а-872/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт Мостовской 12 июля 2023 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ермолова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Редькиной Ю.А.,
с участием: административного истца - помощника прокурора прокуратуры Мостовского района Мищенко К.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района в интересах Российской Федерации к администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о понуждении к устранению нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве,
установил:
прокурор Мостовского района, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в нарушении земельного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве;
- обязать администрацию Андрюковского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведён мониторинг соответствия муниципальных актов действующему земельному законодательству, в ходе которого установлено, что до настоящего времени администрацией Андрюковского сельского поселения не разработан и не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов. 20.02.2023 в адрес главы администрации Андрюковского сельского поселения было вынесено представление, однако по результатам его рассмотрения администрацией указано, что принятие нормативно-правового акта, регулирующего порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, нецелесообразно. Таким образом, органом местного самоуправления мер, направленных на устранение нарушений не принято, до настоящего времени соответствующий проект нормативного правового акта не разработан, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не направлен и соответственно, не принят.
Одной из форм реализации полномочий органов местного самоуправления является разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, а также вопросам, определённым Федеральными законами, Уставами и конституциями субъектов Российской Федерации, и уставами муниципальных образований. Формой воплощения указанных полномочий является нормативный правовой акт.
В результате незаконного бездействия администрации Андрюковского сельского поселения по разработке и принятию муниципальных правовых актов в рассматриваемой сфере нарушаются права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ).
В судебном заседании участвующий в процессе прокурор поддерживал административные исковые требования и настаивал на их удовлетворении, приведя в обоснование изложенные выше доводы.
Представитель ответчика – администрации Андрюковского сельского поселения в судебное заседание не явился, согласно заявлению и.о. главы Андрюковского сельского поселения Макаренко Е.А., просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, против удовлетворения административных исковых требований прокурора Мостовского района не возражает.
Заслушав административного истца, приняв во внимание мнение административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора Мостовского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Мостовского района проведён мониторинг соответствия муниципальных актов действующему земельному законодательству. В ходе данного мониторинга установлено, что органом местного самоуправления не разработан и не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления.
С учётом вышеизложенного, органом местного самоуправления должен быть разработан и принят порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
20.02.2023 зам. прокурора Мостовского района в адрес главы администрации Андрюковского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве, а именно органу местного самоуправления принять нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Однако как установлено в судебном заседании и не оспаривалось административным ответчиком, администрацией Андрюковского сельского поселения не разработан и не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий указанный порядок.
Таким образом, анализ совокупности представленных доказательств приводит суд к выводу, что администрация Андрюковского сельского поселения Мостовского района, до настоящего времени не разработала и не приняла нормативный правовой акт, устанавливающий порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, поэтому суд удовлетворяет административные исковые требования прокурора Мостовского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Андрюковского сельского поселения Мостовского района выразившееся в нарушении земельного законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве.
Обязать администрацию Андрюковского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений земельного законодательства, пробелов в муниципальном нормотворчестве, путем разработки и принятия муниципального правового акта, регламентирующего порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий судья В.В.Ермолов