ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-873/2016 от 12.04.2016 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-873/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шешукова Д.А., при секретаре Третьяковой Н.А., с участием административного истца – ФИО1, представителя административного истца – ФИО2, представителя административного ответчика - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2015 №*** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: УР, <*****>, <*****><*****>»,

у с т а н о в и л:

ФИО1 (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Воткинский район» (далее – административный ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 04.09.2015 №*** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****> мотивируя свои требования следующим.

Административный истец 06.08.2015 обратился в Администрацию муниципального образования «Воткинский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: <*****>. Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от 04.09.2015 №*** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****> в предварительном согласовании было отказано. Постановление является незаконным по следующим основаниям. Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указывается цель использования земельного участка. В заявлении от 06.08.2015 административным истцом указано - для целей индивидуального жилищного строительства. Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению от 06.08.2015 приложена схема расположения земельного участка, которая соответствует всем требованиям. В ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, при этом заявление к таковым не относится. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить постановление от <дата>№*** об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****>

В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила суд отказать в их удовлетворении, представила письменные пояснения и возражения, в соответствии с которыми ФИО1 06.08.2015 обратился в Администрацию муниципального образования «Воткинский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****> приложив к нему схему расположения земельного участка. В ходе рассмотрения данного заявления, было установлено, что местоположение земельного участка, обозначенное в схеме, не соответствует землеустроительной документации, а именно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Первомайское» Воткинского района Удмуртской Республики и СП 42.13330.2011 «Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений». Земельный участок, обозначенный в схеме заявителя, входит в зону застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно таблице 9 п.11.5 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина полосы движения улицы в жилой застройке составляет 3 метра, число полос движения 2, ширина пешеходной части тротуара 1-1,5 метра. Таким образом, расстояние от земельных участков и жилых домов, расположенных напротив земельного участка, указанного в схеме заявителя, должно составлять, как минимум, 8 метров. Исходя из схемы заявителя это расстояние значительно меньше. Также схема расположения земельного участка не соответствует ее форме, формату и требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762. В соответствии с пунктом 4 данного Приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. В соответствии с пунктом 7 вышеуказанного Приказа при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, также местоположение объектов естественного и искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства. Заявителем при подготовке схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, вышеуказанные сведения не учтены. Как пояснил заявитель на беседе, он желает утвердить схему расположения земельного участка исключительно в обозначенной им конфигурации, оставив только такое местоположение. Таким образом, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка явились подпункты 1 и 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке и землеустроительной документации. Кроме того, на предварительно согласуемом административным истцом земельном участке, расположенном по адресу: <*****>, находятся не принадлежащие ему инженерные сети (подземный водовод, подземный газопровод, надземная линия связи, ЛЭП 0,4 кВ., что подтверждается распоряжением Администрации МО «Воткинский район» №*** от 24.11.2014 «О передаче в хозяйственное ведение МУП ЖКХ «Энергия» имущества», договором аренды №*** от 01.06.2009 года газовых сетей, выпиской из реестра №*** от 05.04.2016. Таким образом, в данном случае нарушаются права неограниченного круга лиц, в том числе собственника сетей и эксплуатирующих организаций. Формирование участка в обозначенной истцом конфигурации лишает возможности доступа эксплуатирующих организаций к инженерным сетям. С учетом зон инженерных сетей невозможно формирование земельного участка в указанной истцом площади для целей жилищного строительства. Напротив формируемого истцом земельного участка расположены жилые дома. При формировании новых земельных участков необходимо обеспечить право доступа к ним с учетом градостроительных норм и правил. Факт расположения жилых домов напротив формируемого истцом земельного участка подтверждается сведениями публичной кадастровой карты и выпиской из ЕГРП от 25.03.2016 №***. Таким образом, местоположение земельного участка, обозначенное в схеме, не соответствует землеустроительной документации, а именно Правилам землепользования и застройки <*****> и СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Допрошенный в судебном заседании свидетель В.Н. пояснил, что является начальником <***>. Данная организация обслуживает газовые сети в <*****>. Напротив домов 22, 24, 26 по <*****> проходит распределительный газопровод согласно схеме, который обслуживает АО «Газпром Газораспределение Ижевск» Охранная зона газопровода составляет 2 метра в обе стороны. Газопровод должен быть обременен для текущего обслуживания, осмотра, ежемесячного обхода трас газопровода и для каких-либо регламентных работ. Доступность для обслуживания является обязательным условием, должен быть оформлен сервитут. Граждане, желающие получить в пользование, владение земельный участок, сначала проходят согласование со всеми смежными землепользователями, со всеми владельцами коммуникаций любой инженерной структуры: электросети, водоснабжение, теплоснабжение и все ставят свои визы. Если на земельном участке имеется какая-то коммуникация, то это указывается, а далее решение принимают органы местного самоуправления. Если этот газопровод муниципальный, то земля муниципальная. Охранная зона газопровода обозначается на местах или на опорах электроснабжения, заборах либо на домах вывешиваются таблички, указывающие расстояние от этого недвижимого объекта до газопровода, то есть так называемые «маяки», а на поворотных точках даже столбики, которые указывают о повороте газопровода и о его местонахождении.

Свидетель А.Г. суду пояснил, что является генеральным директором ОАО «<***>». Данная организация занимается предоставлением коммунальных услуг, водоснабжением, водоотведением, теплоснабжением. Имущество находится в аренде на основании договора.

Скажите, согласно схеме, которая имеется в материалах дела, напротив домов 22, 24, 26 по <*****> имеется водопроводная сеть, в схеме она указана буквой «В». Водопровод проходит согласно проектно-сметной документации. По схеме видно, что он проходит порядка 8-9 метров от домов. В данном случае водопровод проходит до перекрестка и идет вдоль дороги на скважину. У водопровода имеется охранная зона 2,5 метра в обе стороны.

Суд, выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, свидетелей, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Административный истец 06.08.2015 обратился в Администрацию муниципального образования «Воткинский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: <*****>, для целей индивидуального жилищного строительства.

К заявлению приложены: схема расположения земельного участка, копия паспорта заявителя.

Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от 04.09.2015 №*** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****> в предварительном согласовании земельного участка административному истцу было отказано на основании п. 8 ст. 39.15, п.п. 1 п. 16 ст. 11.10, п.п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и сторонами по делу не оспариваются.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 со ст. 39.14. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В соответствии с п. 2, п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу п.п. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Согласно п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №*** утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).

В силу п. 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу п. 4. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представителем административного ответчика суду представлена схема инженерных сетей, в соответствии с которой на земельном участке, в отношении которого принято решение об отказе в предварительном его согласовании, расположен подземный водопровод и газопровод.

Наличие указанных сетей и охранных зон подтверждается представленной схемой, ситуационным планом расположения газовых сетей, Распоряжением Администрации муниципального образований «Воткинский район» от 24.11.2014 №*** «О передаче в хозяйственной ведение МУП ЖКХ «Энергия» имущества», договором аренды газопровода №***, выпиской из реестра собственности муниципального образования «Воткинский район» от 05.04.2016, показаниями свидетелей.

Таким образом, при подготовке схемы расположения земельного участка административным ответчиком в нарушение п. 4 Требований не учтены материалы и сведения о сооружениях – водопроводе и газопроводе и о зонах с особыми условиями использования территории – охранных зонах водопровода и газопровода, в связи с чем у административного ответчика основания для предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, отсутствовали.

Довод административного истца о том, что в п. 6 Требований указан перечень того, что должно содержаться в схеме расположения участка, в связи с чем схема составлена в установленном порядке, судом не принимается, поскольку истцом при подготовке схемы, вопреки положениям п. 4 Требований не учтены обязательные для учета материалы и сведения, что установлено в судебном заседании.

При таких обстоятельствах постановление Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от 04.09.2015 №*** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****> является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о признании незаконным и отмене постановления от <дата>№*** «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <*****> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение изготовлено 18.04.2016

Судья Д.А. Шешуков