№ 2а-874/2023
55RS0014-01-2023-001062-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калачинск 13 ноября 2023 года
Калачинский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Федорова К.Е., при секретаре судебного заседания Добринской И.А., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Гусаковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а–874/2023 по административному исковому заявлению Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, суд
УСТАНОВИЛ:
В Калачинский городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением обратился Калачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование указав, что в ходе проведенной проверки установлено отсутствие на участках автомобильных дорог 17 улиц города Калачинска дорожной разметки 1.2-1.5, предусмотренной приложением № 2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения». В связи с выявленными нарушениями 21.07.2023 в адрес главы Калачинского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений требований закона, которое оставлено административным ответчиком без внимания.
С учетом изложенного, уточнив административные исковые требования, прокурор просил возложить на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области обязанность не позднее 01.06.2024 нанести дорожную разметку 1.2, 1.5, предусмотренную приложением № 2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», на участках автомобильных дорог по ул. Пионерская (52 - 410 ОП МП 38), ул. Пролетарская (52 - 410 ОП МП 34), ул. Ленина (52 - 410 ОП МП 10), ул. Верхне-береговая (52 - 410 ОП МП 12), ул. Вокзальная (52 - 410 ОП МП 14), ул. 30 лет Победы (52 - 410 ОП МП 4), ул. Калачинская (52 - 410 ОП МП 13), ул. Калинина (52 - 410 ОП МП 28), ул. Советская (52 - 410 ОП МП 156), ул. П. Ильичева (52 - 410 ОП МП 11), ул. 15 Съезда ВЛКСМ (52 - 410 ОП МП 37), ул. Больничная (52 - 410 ОП МП 29), ул. Смирнова (52 - 410 ОП МП 3), ул. Молкомбинатовская (52 - 410 ОП МП 66), ул. Еремина (52 - 410 ОП МП 65), ул. Омская (52 - 410 ОП МП 46), ул. Бочкарева (52 - 410 ОП МП 32), ул. Заводская (52 - 410 ОП МП 9), ул. Гагарина (52 - 410 ОП МП 33), ул. Новоселов (52 - 410 ОП МП 52), ул. Фрунзе (52 - 410 ОП МП 96), ул. Строительная (52 - 410 ОП МП 160), ул. 70 Бригады (52 - 410 ОП МП 2), ул. Дзержинского (52 - 410 ОП МП 16) г. Калачинска Омской области.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Калачинского межрайонного прокурора Суринова А.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – Администрации Калачинского муниципального района Омской области Шалкарбаева О.В., действующая на основании доверенности, уточненные требования административного иска признала, пояснила, что обязанность Администрации Калачинского муниципального района Омской области по нанесению соответствующей дорожной разметки будет исполнена в установленный решением суда срок.
Представитель заинтересованного лица - МКУ «Городское хозяйство» Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Казакевич Е.Н. в судебном заседании пояснила, что работы по нанесению разметки выполняются на основании заключенных муниципальных контрактов, рассматриваемые работы были выполнены в июле 2023 года, вместе с тем в связи с низким качеством краски, наличием в г. Калачинске грунтовых дорог и непродолжительным гарантийным сроком в настоящее время привлечь подрядчика повторно к выполнению соответствующих работ не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД ОМВД России по Калачинскому району о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, об отложении рассмотрения дела не просил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанного лица.
Суд, оценив доводы административного искового заявления, выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификации работ).
В соответствии с абз «в» подп. 2 п. 6, абз. «б» подп. 4 п. 6 Классификации работ в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов; уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу требований п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-03 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к числу вопросов местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Согласно п. 3 ст. 16 Устава Калачинского городского поселения, принятого решением Совета Калачинского городского поселения от 02.12.2005 № 13, администрация Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области (исполнительно-распорядительный орган) - не образуется. Все полномочия администрации Калачинского городского поселения, предусмотренные федеральными законами, законами Омской области, настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами, исполняет администрация Калачинского муниципального района Омской области в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ.
Таким образом, применительно к вышеизложенным положениям закона и муниципальных нормативных правовых актов установлено, что Администрация Калачинского муниципального района Омской области является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области.
Постановлением Администрации Калачинского муниципального района Омской области от 09.10.2020 № 131-па автомобильные дороги по ул. Пионерская, ул. Пролетарская, ул. Ленина, ул. Верхне-береговая, ул. Вокзальная, ул. 30 лет Победы, ул. Калачинская, ул. Калинина, ул. Советская, ул. П. Ильичева, ул. 15 Съезда ВЛКСМ, ул. Больничная, ул. Смирнова, ул. Молкомбинатовская, ул. Еремина, ул. Омская, ул. Бочкарева, ул. Заводская, ул. Гагарина, ул. Новоселов, ул. Фрунзе, ул. Строительная, ул. 70 Бригады, ул. Дзержинского г. Калачинска Омской области включены в реестр автомобильных дорог общего пользования Калачинского городского поселения Калачинского муниципального района Омской области.
Приложением 2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, в том числе, предусмотрен порядок нанесения горизонтальной разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части).
Так, разметка 1.2 обозначает край проезжей части или границы участков проезжей части, на которые въезд запрещен, разметка 1.5 разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении.
В соответствии с п. 6.3.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно п. 6.2.2 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289), в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Разметку 1.2 применяют для обозначения, в том числе, края проезжей части на участках дорог без бордюрного камня.
Допускается наносить разметку 1.2 на участках дорог вдоль бордюрного камня на расстоянии от него от 0,1 до 0,2 м при отсутствии на нем разметки 2.7 (п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289).
Разметку 1.5 применяют, в том числе, для разделения транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях (рисунок В.14), на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 4) не перекрывают друг друга (рисунок В.6б), кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13 (п. 6.2.7 ГОСТ Р 52289).
Как следует из материалов административного дела, Калачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеизложенных требований на участках вышеперечисленных автомобильных дорог отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2 и 1.5, предусмотренная приложением № 2 Постановления Правительства РФ от 23.110.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения».
В связи с выявленными нарушениями прокурором 21.07.2023 в адрес главы Калачинского муниципального района Омской области внесено представление, которое оставлено административным ответчиком без внимания.
Вместе с тем в ходе повторной проверки 26.08.2023 установлено, что вышеперечисленные нарушения законодательства Администрацией Калачинского муниципального района Омской области не устранены. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки с фотоизображениями (л.д. 35-58).
Таким образом, учитывая вышеизложенные требования закона, суд приходит к выводу, что административным ответчиком меры к устранению выявленных межрайонной прокуратурой недостатков при содержании рассматриваемых автомобильных дорог на момент рассмотрения административного дела не приняты, что административным ответчиком не оспаривалось.
При этом судом установлено, что нанесение дорожной разметки входит в комплекс работ по содержанию автомобильных дорог, содержание рассматриваемых автомобильных дорог относится к полномочиям административного ответчика, нанесение разметки 1.2, 1.5 в данном случае является обязательным в силу взаимосвязанных норм закона и национальных стандартов, относящимся к безопасности дорожного движения.
Выявленные нарушения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения ведут к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, вследствие вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий, пресечение выявленных нарушений необходимо для реализации основных принципов Федерального закона № 196-ФЗ и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Кроме того, представитель административного ответчика в судебном заседании заявила о признании исковых требований, указав о том, что последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Анализируя приведенные выше нормы материального права и представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, учитывая признание иска административным ответчиком, суд полагает, что требования прокурора обоснованы и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем подлежат удовлетворению.
При решении вопроса о сроке исполнения решения суда, учитывая мнение сторон, суд полагает предложенный прокурором срок до 01.06.2024 обоснованным и соответствующим установленным фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Калачинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калачинского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Возложить на Администрацию Калачинского муниципального района Омской области обязанность в срок не позднее 01.06.2024 нанести дорожную разметку 1.2, 1.5, предусмотренную приложением № 2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», на участках автомобильных дорог по ул. Пионерская (52 - 410 ОП МП 38), ул. Пролетарская (52 - 410 ОП МП 34), ул. Ленина (52 - 410 ОП МП 10), ул. Верхне-береговая (52 - 410 ОП МП 12), ул. Вокзальная (52 - 410 ОП МП 14), ул. 30 лет Победы (52 - 410 ОП МП 4), ул. Калачинская (52 - 410 ОП МП 13), ул. Калинина (52 - 410 ОП МП 28), ул. Советская (52 - 410 ОП МП 156), ул. П. Ильичева (52 - 410 ОП МП 11), ул. 15 Съезда ВЛКСМ (52 - 410 ОП МП 37), ул. Больничная (52 - 410 ОП МП 29), ул. Смирнова (52 - 410 ОП МП 3), ул. Молкомбинатовская (52 - 410 ОП МП 66), ул. Еремина (52 - 410 ОП МП 65), ул. Омская (52 - 410 ОП МП 46), ул. Бочкарева (52 - 410 ОП МП 32), ул. Заводская (52 - 410 ОП МП 9), ул. Гагарина (52 - 410 ОП МП 33), ул. Новоселов (52 - 410 ОП МП 52), ул. Фрунзе (52 - 410 ОП МП 96), ул. Строительная (52 - 410 ОП МП 160), ул. 70 Бригады (52 - 410 ОП МП 2), ул. Дзержинского (52 - 410 ОП МП 16) г. Калачинска Омской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья К.Е. Федоров
Мотивированное решение суда изготовлено 20.11.2023
Судья К.Е. Федоров