РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2020 года г.Кимовск Тульской области
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кадушкиным К.С.,
с участием представителя административного истца – помощника Кимовского межрайоного прокурора Иванова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-875/2020 по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным бездействия по разработке и принятию административного регламента и возложении обязанности по разработке и принятию административного регламента,
установил:
Кимовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента в указанной сфере; обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. В ходе данной установлено, что администрацией муниципального образования Кимовский район административный регламент осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых не принят. По результатам проверки 30.06.2020 в администрацию муниципального образования Кимовский район внесено представление, которое рассмотрено, доводы прокурора признаны подлежащими удовлетворению, однако указанные в представлении нарушения не устранены. Административный регламент осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых не принят. Основанием обращения прокурора в суд является бездействие органов местного самоуправления и защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие административного регламента в указанной сфере нарушает права неопределенного круга юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля. До настоящего времени данный регламент не разработан и не принят.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Кимовского межрайонного прокурора Иванов С.Н. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть данное административное дело без участия представителя, решение по делу оставил на усмотрение суда.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Отношения в области геологического изучения, использования и охраны недр, предоставления их в пользование и добычи полезных ископаемых регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, принимаемыми в его развитие.
Согласно положениям законодательства о недрах пользователями недр признаются субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие пользование недрами на основании выданной в установленном порядке лицензии на пользование недрами, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, и включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанной с пользованием недрами, включающей, в частности, обоснования и технические решения по маркшейдерскому и геологическому обеспечению пользования участком недр.
Запасы полезных ископаемых, их прирост и (или) списание при добыче и (или) по иным основаниям учитываются в государственном балансе запасов полезных ископаемых, который ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых в единицах измерения, в которых их планируют и учитывают, с применением взвешивающих устройств или иных методов, обеспечивающих достоверность учета добычи полезного ископаемого, и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения.
Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся - организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. В том числе разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
По данному делу установлено, что в соответствии с п.2 ч.2 ст.18 Устава муниципального образования Кимовский район к полномочиям органов, осуществляющих муниципальный контроль относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Кимовской межрайонной прокуратурой в ходе проверки в рамках осуществления надзорной деятельности, установлено, что администрацией муниципального образования Кимовский район осуществление муниципального контроля в области осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования Кимовский район, административный регламент не принят. По результатам данной проверки 30.06.2020 в администрацию муниципального образования Кимовский район внесено представление (л.д.18-20, 23).
Из ответа администрации муниципального образования Кимовский район от 21.07.2020 № усматривается, что данное представление было рассмотрено и признано обоснованным. Административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории муниципального образования Кимовский район находится в стадии разработки, планируется его направление для проведения антикоррупционной экспертизы (л.д.21).
По сообщению администрации муниципального образования Кимовский район от 28.10.2020 административный регламент в сфере осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых на данный момент не принят (л.д.22).
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что до настоящего времени вышеуказанный регламент не поступал в Кимовскую межрайонную прокуратуру для проведения экспертизы.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район об оспаривании бездействия муниципального образования Кимовский район и обязании разработать и принять административный регламент в сфере осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента в указанной сфере нарушает права неопределенного круга юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Таким образом, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Кимовский района обязанность разработать и принять административный регламент муниципального контроля в сфере осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
По смыслу ч.9 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае с учетом правового статуса административного ответчика, его реальных возможностей суд определяет срок исполнения судебного решения - в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Кимовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным бездействия по разработке и принятию административного регламента и возложении обязанности по разработке и принятию административного регламента - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кимовский район, выразившееся в неразработке и непринятии административного регламента в сфере осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
Обязать администрацию муниципального образования Кимовский район в течение 30 дней после вступления настоящего решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент осуществления контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Кимовский городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.11.2020.
Председательствующий: подпись