ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-875/20 от 25.06.2020 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД) 57RS0022-01-2019-003935-10

Производство № 2а-875/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 года город Орел

Судья Заводского районного суда г. Орла Перепелица М.В.,

при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.,

с участием представителя административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу Квартиной Елены Михайловны, действующей на основании доверенности от 02.12.2019 № 07-22/42511, административного ответчика Казначеева Вадима Валерьевича,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Казначееву Вадиму Валерьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция федеральной налоговой службы России по городу Орлу (далее – ИФНС России по г.Орлу, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Казначееву Вадиму Валерьевичу (далее – Казначеев В.В.) о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что Казначеев В.В., на основании личного заявления зарегистрирован в налоговом органе в качестве медиатора с (дата обезличена). За период с (дата обезличена) у Казначеева В.В. имеется неоплаченная недоимка по страховым взносам на ОПС за 2018 год в сумме 4 350, 43 руб., а также неоплаченная недоимка на ОМС за 2018 год в размере 957,11 руб. Налогоплательщику было направлено требование (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) об уплате недоимки за 2018 по страховым взносам ОМС в размере 957,11 руб., недоимки по страховым взносам ПФР за 2018 год, в размере 4 350,43 руб., пени начисленные на вышеуказанные недоимки в размере 5,44 руб. и 24,72 руб., со сроком исполнения до (дата обезличена). В связи с неисполнением требования в установленный срок ИФНС России по г. Орлу обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Казначеева В.В., определением от (дата обезличена) судебный приказ (номер обезличен)а-2240/2019 от (дата обезличена) был отменен. На основании изложенного просит суд взыскать с Казначеева В.В. в пользу ИФНС по г. Орлу задолженность в размере 5337,70 руб. из которых: недоимка по страховым взносам на ОМС за 2018 год в размере 957,11 руб.; недоимка по страховым взносам на ОПС за 2018 год в размере 4350,43 руб.; пени, начисленные на недоимки по страховым взносам на ОМС за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,44 руб.; пени, начисленные на недоимки по страховым взносам на ОПС за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 24, 72 руб.

Представитель административного истца ИФНС по г. Орлу – Квартина Е.М., действующая на основании доверенности от (дата обезличена)(номер обезличен), в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что отсутствие номера регистрации, в представленном налоговым органом скриншоте заявления административного ответчика о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), пояснить затрудняется. С момента подачи лицом заявления о его постановке в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), гражданин регистрируется в качестве плательщика страховых взносов в автоматическом режиме, так как данное заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) носит заявительный характер. Налоговый орган, в свою очередь, не проверяет сведения относительно того, осуществляет ли гражданин деятельность медиатора, имеет ли необходимое образование. Налоговым органом автоматически выносится уведомление о постановке гражданина в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора), которое должно быть направлено налогоплательщику. Доказательств того, что такое уведомление было направлено в адрес Казначеева В.В., не имеется. Согласно имеющимся у налогового органа сведений, заявление Казначеева В.В. было направлено в информационный центр, а о том, что было дальше с указанным заявлением сведений нет. Если у налогоплательщика зарегистрирован личный кабинет, то он имеет привязку к идентификационному номеру налогоплательщику (ИНН). Таким образом, иное лицо не может войти в личный кабинет налогоплательщика. Подразумевается, что пароль от личного кабинета имеет только налогоплательщика.

Административный ответчик Казначеев В.В. в судебном заседании требования налогового органа не признал, просил суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Представил суду письменные возражения и дополнения к возражениям, в которых указал, что в материалах дела содержатся никак не поименованные графические изображения, предположительно, интерфейса программного обеспечения, полученные из неизвестного источника, на которых фигурируют фамилия, имя, отчество ответчика, недостоверные паспортные данные, приводятся не принадлежащий ответчику номер телефона, никаких доказательств подтверждающих волеизъявление ответчика создать данный файл нет. Вместе с тем, на указанных графических изображениях присутствуют реквизиты по своему содержанию, напоминающие реквизиты заявления на постановку на учет в качестве плательщика страховых взносов (медиатора). Не имея никакого отношения к созданию данного документа и фактам, с целью доказывания которых был предоставлен суду данный документ, обращает внимание суда, на то, что на графическом изображении присутствует текст «Код по КНЛ 1112525», что соответствует форме документа « Заявление физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (качестве медиатора)». Полагает, что данный документ не может являться доказательством того, что Казначеев В.В. каким–либо образом его составлял, по причине того, что в нем содержатся недостоверные сведения, не позволяющие установить связь данного документа с административным ответчиком: в тексте заявления указан номер телефона, 8 792-028-78-28, данный номер административному ответчику Казначееву В.В. не принадлежит и никогда не принадлежал; на второй странице (второе графическое изображение) присутствуют персональные данные, а именно имя, фамилия, отчество, административного ответчика, а также серия и номер паспорта. Орган, выдавший паспорт, указан в документе неверно «Отдел по вопросам миграции министерства внутренних дел Российской Федерации», в то время, как у Казначеева В.В. указано «УМВД России по Орловской области»; на первом графическом изображении в правом нижнем углу в разделе «Заполняется работником налогового органа. Сведения о представленном заявлении» по строке «Настоящее заявление представлено код 19». Вместе с тем, указанный код «19» не соответствует предусмотренным пунктом 11 приложения 9 Требований вариантам указания кода. Таким образом, представленное доказательство не соответствует критериям, предъявляемым статьями 59-61 КАС РФ, в связи просит признать недопустимыми доказательствами имеющиеся в материалах дела никак не поименованные изображения предположительно являющиеся скриншотами интерфейса неизвестного программного обеспечения. Содержащиеся в материалах дела скриншоты, содержащие графическую информацию о якобы поданном Казначеевым В.В. обращении о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (медиатора), фактически данное заявление не составлял и не подавал. Доказательством того, что данное заявление Казначеевым В.В. не подавалось и, вероятно, его появление обусловлено техническим сбоем в организации работы ИФНС, является тот факт, что в соответствии с абзацем 3 пункта 12 Административного регламента для приема обращений в форме электронных обращений (Интернет-обращений). Заявление не было автоматически зарегистрировано в ведомостной системе электронного документооборота в день его поступления, что подтверждается отсутствием номера регистрации заявления, наличие которого является обязательным. В приведенном заявлении не указан адрес электронной почты заявителя, таким образом ответ о результатах предоставления государственной или муниципальной услуги, а именно результате рассмотрения заявления о постановке Казначеева В.В. в качестве плательщика страховых взносов (медиатора), должен был быть направлен Казначееву В.В. по адресу его проживания в г.Орле. Информацию о том, что Казначеев В.В. был зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов от административного истца не получал. Казначеев В.В. заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) никогда не подавал, деятельность в качестве медиатора никогда не осуществлял и не планировал осуществлять, критериям, предъявляемым к медиаторам не соответствует, поскольку не получал дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Сведения о том, что от имени Казначеева В.В. было подано заявление о регистрации его в качестве плательщика страховых взносов (медиатора) в личном кабинете не отображались, вместо них, в течение 2018 -2019 годов ИФНС регулярно направлялись требования о необходимости оплатить отсутствующую у него задолженность по налогу на доходы физического лица (НДФЛ). В феврале 2020 Казначеев В.В. обнаружил, что сообщения с требованиями об оплате задолженности по НДФЛ в его личном кабинете отсутствуют, однако появились ранее отсутствовавшие сообщения о том, что от его имени было подано заявление о регистрации в качестве плательщика страховых взносов датированное (дата обезличена) и требования об уплате страховых взносов. В связи с тем, что Казначеев В.В. заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов не подавал, считает, что оснований для выставления налоговым органом требований об уплате страховых взносов, в очередной раз являются техническим сбоем в работе электронных систем ИФНС. Доказательств того, что по итогам рассмотрения заявления от (дата обезличена) Казначеев В.В. был зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов, в материалах также отсутствуют. Полагает, что требования административного истца основаны на ошибочном мнении о наличии юридического факта регистрации Казначеева В.В. в качестве плательщика страховых взносов. Представленные суду скриншоты не содержат информацию о том, когда в какое время они были сделаны, какое лицо их изготовило, скриншоты с экрана какого компьютера представлены в качестве доказательств суду, указанные скриншоты не содержат информацию о том, что Казначеевым В.В. подписывалось заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов. На представленных суду скриншотах стоит штамп «копия верна», однако оригинал указанных документов в суд представлен не был, кроме этого непосредственно под штампом «копия верна» отсутствует дата и подпись лица свидетельствующего верность копии документа. На представленных скриншотах, предположительно, содержится информация о наименовании программного обеспечения АИС Налог-3 Пром, однако программное обеспечение с таким наименованием было введено в эксплуатацию Приказом ФНС от (дата обезличена) № ММВ-7-12/333@, то есть спустя семь дней после даты, когда якобы от Казначеева В.В. поступило заявление о постановке на учет. Таким образом очевидно, что по состоянию на (дата обезличена), налоговый орган не мог использовать данное программное обеспечение, что так же свидетельствует о недостоверности представленных доказательств. Форма заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика страховых взносов (медиатора) утверждена Приказом ФНС от (дата обезличена) № ММВ-7-14/4@. Согласно подпункта 2 пункта 10 Приложения 9 к данному Приказу заявление должно быть подписано лицом подающим заявление, либо его представителем. Форма данного заявления предусматривает необходимость его подписания на каждой странице, однако доказательств подписания Казначеевым В.В. заявления по форме КНД 1112525 суду представлено не было. Заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) было подано (дата обезличена). Однако незадолго до этого Казначеев В.В. был получен новый паспорт, в связи со сменой фамилии (дата обезличена), а также получил новый ИНН. В заявлении о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) неверно указан орган выдавший паспорт.

Суд, заслушав доводы представителя административного истца, доводы административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно пункта 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

В соответствии со частями 1 - 3 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В соответствии с частью 2 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В силу подпунктов 1, 2 части 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В силу пункта 4 статьи 430 календарным месяцем начала деятельности признается для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - календарный месяц, в котором адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающийся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, поставлены на учет в налоговом органе.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам производится согласно порядку, определенному статьёй 432 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно подпункта 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, Казначеев В.В. поставлен на учет в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве физического лица с присвоением ИНН (номер обезличен), что подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (дата обезличена)

На основании представленного в налоговый орган посредством электронной связи заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (медиатора) от 02.11.2018, Казначеев В.В. был зарегистрирован в налоговом органе в качестве медиатора с 02.11.2018.

Согласно уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе Казначеев В.В. на основании заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе от (дата обезличена)(номер обезличен) был поставлен на учет (дата обезличена) в ИФНС по г. Орлу в качестве медиатора с присвоением (применением) ИНН (номер обезличен).

В период с (дата обезличена) у Казначеева В.В. налоговым органом была начислена недоимка по страховым взносам на ОПС за 2018 год в сумме 4 350, 43 руб., недоимка на ОМС за 2018 год в размере 957,11 руб.

Административным истцом в рамках дела был представлен расчет задолженности по страховым взносам в отношении Казначеева В.В. с (дата обезличена), согласно которому:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:

26545,00/12месяцев=2212,0833

2212,0833/30 дней= 73,7361

73,7361*29день=2138,3469

2212,0833+ 2138,3469=4350,4302=4350,43 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование:

5 840,00/12месяцев=486,6667

486,6667/30дней=16,2222

16,2222*29день=470,4438

486,6667+470,4438=957,1105=957,11 руб.

В связи с наличием недоимки, налоговым органом было выставлено требование (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена) со сроком уплаты до (дата обезличена) об уплате, в том числе, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 957,11 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 4350,43 руб., пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 5,44 руб., пени, начисленной на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период образования с (дата обезличена) по (дата обезличена) в размере 24,72 руб.

Согласно представленным в материалы дела скриншота страницы программы АИС Налог - ПРОМ, указанное требование было направлено Казначееву В.В. в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно представленным сведениям из личного кабинета налогоплательщика на бумажном носителе дата вручения указанного требования Казначееву В.В. (дата обезличена).

В добровольном порядке указанное требование Казначеевым В.В. не исполнено.

Административный истец в установленные абзацем третьем пункта 2 ст. 48 НК РФ сроки обратился к мировому судье судебного участка № 1 Заводского района г. Орла с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Казначеева В.В. задолженности по уплате страховых взносов и пени в размере 5337,70 руб.

По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 Заводского района г. Орла (дата обезличена) был выдан судебный приказ о взыскании с Казначеева В.В. задолженности в общей сумме 5 337, 70 руб., в том числе задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере и пени, Определением мирового судьи от (дата обезличена), в связи с поступившими от Казначеева В.В. возражениями относительно его исполнения, данный судебный приказ был отменен.

В связи с отменой (дата обезличена) вынесенного в отношении Казначеева В.В. судебного приказа о взыскании с последнего задолженности по уплате страховых взносов и пени, ИФНС России по г. Орлу в течение шести месяцев, (дата обезличена) обратилась в Заводской районный суд г.Орла с данным иском.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

На основании п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

По смыслу пункта 1 статьи 2 данного закона, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Требования к осуществлению деятельности медиаторов на профессиональной основе установлены частью 1 статьи 16 Федерального закона N 193-ФЗ.

В силу статьи 11.2 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

При передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика.

Таким образом, заявления физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) в электронной форме должно быть подписано усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Пунктом 6 статьи 83 НК РФ установлено, что постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) медиатора. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить): арбитражному управляющему, занимающимся частной практикой оценщику и патентному поверенному, медиатору - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве соответственно арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Пункт 12.10 Приказа ФНС России от (дата обезличена) N ММВ-7-7/53@ (ред. от (дата обезличена)) "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы" (Зарегистрировано в Минюсте России (дата обезличена) N 32450) предусматривает, что для приема обращений в форме электронных сообщений (Интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для ответа (в письменной форме или в электронном виде), и, в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.

Суд также, что согласно Приказу ФНС России от (дата обезличена) № СА-76/220@ введено в промышленную эксплуатацию модернизированное программное обеспечение интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Администрирование, сопровождение эксплуатации и техническая поддержка программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации возложена на ФКУ «Налог-Сервис».

Согласно пункта 10 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от (дата обезличена) № СА-76/220@ к электронным документам, направляемым налогоплательщиком и налоговым органом посредством интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» относится, в том числе, заявление физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора).

Приложением N 6 Утвержденным приказом ФНС России от (дата обезличена) N ММВ-7-14/4@ устанавливает формат представления заявления физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) в электронной форме.

Пункт 1 указанного выше приложения, предусматривает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи в налоговые органы заявления физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) в электронной форме.

Согласно Рисунка 1. «Диаграмма структуры файла обмена» Таблицы 4.2 «Состав и структура документа (Документ)» указанном в Приложении N 6 Утвержденным приказом ФНС России от (дата обезличена) N ММВ-7-14/4@ указывается элемент «Дата формирования документа» однако в скриншоте представленный налоговым органом заявления отсутствует дата и время поступления заявления.

Согласно Рисунка 1. «Диаграмма структуры файла обмена» Таблицы 4 «Сведения о лице, подписавшем документ (Подписант)» указанном в Приложении N 6 Утвержденным приказом ФНС России от (дата обезличена) N ММВ-7-14/4@ указывается элемент «Признак лица, подписавшего документ», указанные сведения также отсутствуют в скриншоте заявления.

Как следует из ответа Коллегии медиаторов при союзе «Орловская торгово-промышленная плата» («Орловская ТПП») за подписью председателя Коллегии медиаторов Гуменюк Л.В. от (дата обезличена), что (дата обезличена) Президентом Союза «Орловская ТПП» Ковалевой С.А. был издан приказ (номер обезличен) о создании Коллегии медиаторов при Союзе «Орловская ТПП». Приказом (номер обезличен) от (дата обезличена) был также утвержден список членов Коллегии медиаторов при союзе «Орловское ТПП». В настоящее время членами Коллегии являются три медиатора: Гуменюк Л.В., Вызго О.В., Фомина И.В. Таким образом, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) Казначеев В.В., (дата обезличена) года рождения, не мог быть зарегистрирован в качестве медиатора в Коллегии медиаторов при Союзе «Орловская ТПП», поскольку коллегия была создана (дата обезличена). В более поздний период Казначеев В.В. также не обращался в Коллегию медиаторов при Союзе «Орловская ТПП» с заявление о включении его в члены медиаторы. Информация о регистрации Казначеева В.В. в качестве медиатора в других коллегиях медиаторов у коллегии медиаторов при союзе «Орловская ТПП» отсутствует.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что доказательств соответствия административного ответчика критериям, предъявляемым в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от (дата обезличена) N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", в частности получения дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации, осуществление деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе в спорный налоговый период, суду в ходе рассмотрения дела административным истцом представлено не было. Налоговый орган в ходе рассмотрения дела также пояснил, что налогоплательщиком не представлялся за спорный период расчет по уплате страховых взносов за осуществление деятельности в качестве медиатора за 2018 год, при этом к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок указанного расчета Казначеев В.В. не привлекался.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства получения заявителем Казначеевым В.В. результата предоставления государственной услуги в соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ от (дата обезличена) № 210-ФЗ. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Налоговым органом не было представлено суду сведений о направлении в адрес Казначеева В.В. уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе от (дата обезличена) в качестве медиатора, в нарушение абзаца 7 пункта 2 статьи 84 НК РФ.

Согласно паспорта Казначеева В.В., представленного в рамках рассмотрения дела, следует, что он был выдан УМВД России по Орловской области (дата обезличена) код подразделения (номер обезличен), в то время как в скриншотах заявления физического лица о постановке на учет налогового органа в качестве плательщика страховых взносов, органом выдавшим документ является Отдел по вопросам Миграции Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Орлу (л.д.9).

Кроме того, в скриншоте заявления физического лица о постановке на учет (снятии с учет) в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора) графа «Зарегистрировано за №» не заполнена, при этом в судебном заседании, представитель налогового органа указала, что заявление должно быть зарегистрировано в налоговом органе с присвоением ему номера (л.д.7).

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Казначееву Вадиму Валерьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Орлу к Казначееву Вадиму Валерьевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01.07.2020.

Судья М.В. Перепелица