Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а - 875/2022 УИД 43RS0034-01-2022-001220-60
28 июня 2022 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.Н., при секретаре Ковалевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области к Подсухину Аркадию Валентиновичу о взыскании задолженности по уплате налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 13 по Кировской области обратилась в суд с административным иском к Подсухину А.В. о взыскании задолженности по налогу.
Просят взыскать с ответчика:
-Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 33635456: налог за 2020 год в размере 441 руб., пеня в размере 1.43 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 33635456: налог за 2020 год в размере 1334 руб., пеня в размере 4.34 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО 33713000: налог за 2020 год в размере 1705 руб., пеня в размере 5.54 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов ОКТМО 33713000: налог за 2020 год в размере 2380 руб., пеня в размере 7.74 руб.
- Транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 год в размере 18286 руб., пеня в размере 59.43 руб.
на общую сумму 24224.48 рублей. А также взыскать с административного ответчика госпошлину в установленном размере.
В обоснование иска указано, что Подсухин А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как являлся собственником в спорный период имущества, признаваемого объектом налогообложения; плательщиком земельного налога, так как в спорный период являлся собственником земельных участков и плательщиком транспортного налога, так как имел в собственности в спорный период транспортное средство. Подсухину А.В. налоговым органом исчислен налог ни имущество физических лиц, взимаемый как по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в городских округах, так и к объектам налогообложения, расположенных в сельских поселениях; транспортный налог и земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном как в границах городских округах, так и с границах сельских поселений за 2020 год, направлено налоговое уведомление № 65474293. В установленные сроки оплата налогов административным ответчиком не произведена.
Представитель административного истца по доверенности Кашин С.Л. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть без его участия.
Представитель административного ответчика Подсухина А.В. – Мошкин В.А. в судебном заседании частично с иском согласился, возражал в части иска, указав, что им ошибочно начислен налог за машину «Валдай» и объекты недвижимости по адресу г.Слободской ул.Маршала Конева, так как данное имущество было продано. Также полагает, что указанные требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, так как административный ответчик признан банкротом и все требования о взыскании налогов и пени могут быть предъявлены только в ходе процедуры банкротства.
Подсухин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Конкурсный управляющий Медведева Л.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Выслушав явившихся, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статья 402 НК РФ определяет налоговую базу по налогу на имущество физических лиц как инвентаризационную стоимость объекта имущества в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Поскольку в 2020 году Подсухин А.В. являлся собственником квартиры с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ; здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ; здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ; нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г, то налоговым органом рассчитана сумма налога на данное имущество за 2020 год, отраженная в уведомлении от 01.09.2021г. № 65474293.
За Подсухиным А.В. числится недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов за 2020 год в размере 1705 руб.; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах сельских поселений за 2020 год в размере 441 руб.
Сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком не оспорена.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 17058 рублей и 441 рубль соответственно.
Также административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В пункте 1 статьи 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Кировской области транспортный налог введен Законом Кировской области от 28 ноября 2002 года №114-ЗО «О транспортном налоге».
Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, определяется налоговыми органами на основании представленных регистрирующими органами сведений о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Согласно п.1 ст. 363 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Материалами дела установлено, что регистрирующим органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ в налоговый орган представлены сведения о нахождении в собственности Подсухина А.В. в 2020 году автомобиля CHEVROLET SPARK, государственный регистрационный знак №; ISUZU FORWARD, государственный регистрационный знак №; 2834LM, государственный регистрационный знак №.
На основании представленных сведений налоговым органом Подсухину А.В. произведен расчет транспортного налога за 2020 год, направлено налоговое уведомление № 65474293.
За Подсухиным А.В. числится недоимка по транспортному налогу за 2020 год в размере 18286 руб.
Сумма недоимки по транспортному налогу административным ответчиком не оспорена.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у ответчика задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере 18286 рублей.
Кроме того, административный ответчик является плательщиком земельного налога.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
При этом, п. 4 ст. 391 НК РФ определено, что налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п.1 ст. 393 НК РФ налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год.
Статья 390 НК РФ определяет налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
В силу нормы ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании сведений регистрирующих органов, Подсухин А.В. в 2020 году имел в собственности земельные участки: , налоговым органом рассчитана сумма земельного налога за 2020 год, расчет представлен в уведомлении от 01.09.2021г. № 65474293.
За Подсухиным А.В. числится недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах городских округов, за 2020 год в размере 2380 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах сельских поселений, за 2020 год в размере 1334 руб.
Сумма недоимки по земельному налогу административным ответчиком не оспорена.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие у ответчика задолженности по земельному налогу за 2020 год в размере 2380 рублей и 1334 рубля соответственно.
В установленные законом сроки налоги административным ответчиком не уплачены.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3 ст.75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременность уплаты налогов административному ответчику начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Представленный административным истцом расчет пени административным ответчиком не оспорен.
Подсухину А.В. направлено требование № 14864 от 15 декабря 2021 года с предложением добровольно уплатить в срок до 18 января 2022 года задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу, пени, которое в добровольном порядке административным ответчиком не исполнено.
Доказательств уплаты задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогу и наличия оснований для неначисления пени на сумму недоимки по нему административным ответчиком суду не представлено.
Административный истец обратился 15.02.2022 к мировому судье судебного участка №77 о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, 18.02.2022 мировым судьей был выдан судебный приказ, который впоследствии был отменен 04.03.2022 по заявлению Подсухина А.В.
Доводы административного ответчика о том, что указанные требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, так как административный ответчик признан банкротом и все требования о взыскании налогов и пени могут быть предъявлены только в ходе процедуры банкротства, являются необоснованными.
Решением арбитражного суда от 23 марта 2018 года ответчик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура банкротства – реализация имущества гражданина сроком на 6 месяцев.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ налоговая обязанность для физического лица прекращается с уплатой налогов и сборов налогоплательщиком либо со смертью физического лица - налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ.
Таких оснований прекращения обязанности по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога как объявление физического лица банкротом не предусмотрено.
В силу п. 5 ст. 213.25 федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О несостоятельности (банкротстве)" с даты признания гражданина банкротом прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей.
Вместе с тем, требования об уплате вышеуказанных налогов за 2020 год не были предъявлены налоговым органом в рамках дела о банкротстве Подсухина А.В., являются текущими платежами, данные требования не связаны с предпринимательской деятельностью административного ответчика.
В этой связи, доводы административного ответчика о том, что указанные требования не могут быть предъявлены в суд в порядке, предусмотренном КАС РФ, являются необоснованными.
Более того, требование об уплате указанных выше налогов не могло быть предъявлено и учтено в рамках дела о банкротстве в качестве реестровой кредиторской задолженности.
Исходя из положений ст. ст. 2, 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при применении положений п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее: в силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате указанных налогов относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, задолженность по уплате взыскиваемых налогов является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.
На основании изложенного, позиция стороны административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке задолженности по налогам вне процедуры банкротства является ошибочной.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу и пени.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 291- 292 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Кировской области (ОГРН 1044315520039) к Подсухину Аркадию Валентиновичу (№) удовлетворить.
Взыскать с Подсухина Аркадия Валентиновича, в доход государства задолженность:
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 33635456: налог за 2020 год в размере 441 руб., пеня в размере 1.43 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО 33635456: налог за 2020 год в размере 1334 руб., пеня в размере 4.34 руб.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов ОКТМО 33713000: налог за 2020 год в размере 1705 руб., пеня в размере 5.54 руб.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов ОКТМО 33713000: налог за 2020 год в размере 2380 руб., пеня в размере 7.74 руб.
- Транспортный налог с физических лиц: налог за 2020 год в размере 18286 руб., пеня в размере 59.43 руб.
а всего в размере 24224 (двадцать четыре тысячи двести двадцать четыре) рубля 48 копеек.
Взыскать с Подсухина Аркадия Валентиновича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области» в размере 926 (девятьсот двадцать шесть) рублей 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд.
Судья Е.Н. Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2022
Решение04.07.2022