ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-876/17 от 25.10.2017 Красногвардейского районного суда (Оренбургская область)

2а-876/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2017 года с. Плешаново

Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,

при секретаре Миллер Л.В.,

с участием прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Вдовкина В.Г.,

представителя административного ответчика администрации МО Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области - Непрокиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Красногвардейского районного суда Оренбургской области гражданское дело по иску прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование иска следующее: Прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности МО Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области.

Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования Никольский сельсовет, мероприятия по формированию списка невостребованных земельных долей, размещению его в средствах массовой информации и сети «Интернет», созыву общего собрания собственников и утверждению сформированного списка не осуществлялась.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской выразившееся в непринятии мер к формированию списка невостребованных земельных долей, размещению его в средствах массовой информации и сети «Интернет», созыва общего собрания собственников и утверждению сформированного списка

Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской сформировать список невостребованных земельных долей, разместить его в средствах массовой информации и сети «Интернет», принять меры к созыву общего собрания собственников и утверждению сформированного списка.

В судебном заседании прокурор Вдовкин В.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской выразившееся в непринятии мер к формированию списка невостребованных земельных долей, размещению его в средствах массовой информации и сети «Интернет», созыва общего собрания собственников и утверждению сформированного списка. Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской в срок до 30 декабря 2017 года сформировать список невостребованных земельных долей, разместить его в средствах массовой информации и сети «Интернет», принять меры к созыву общего собрания собственников и утверждению сформированного списка.

Представитель административного ответчика - глава администрации муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области Непрокина Е.Г. в судебном заседании признала исковые требования прокурора в полном объеме.

Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее-Закон №101-ФЗ) участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии со ст. 12.1 Закона №101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Судом установлено, что администрацией муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования не проводилась.

Несмотря на внесение изменений в закон №101-ФЗ, вступивших в законную силу с 01 июля 2011 года, согласно которым на органы местного самоуправления возложены обязанности по выявлению и более эффективному использованию невостребованных земельных долей из состава земель сельхоз назначения, администрацией не составлен исчерпывающий список невостребованных земельных долей соответственно такой список не был опубликован.

Таким образом, администрацией муниципального образования до настоящего времени не проведена надлежащая работа по установлению, формированию и оформлению (при наличии оснований) в муниципальную собственность земельных долей, признанных в установленном законом порядке невостребованными, что может повлечь использование земельных участков без надлежащего оформления прав, а также невозможность пополнения бюджета муниципального образования за счет использования указанных земельных участков.

Бездействие со стороны администрации муниципального образования Никольский сельсовет влечет нарушение прав дольщиков, которые не знают о том, что в их собственности находится земельная доля, и муниципального образования в части невозможности законно распоряжаться и использовать указанные земельные участки ( доли ).

Кроме этого, ненадлежащее исполнение требований вышеуказанного законодательства подрывает экономическую основу местного самоуправления вследствие лишения возможности получения дополнительных доходов местным бюджетом за счет распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291,294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер к формированию списка невостребованных земельных долей, размещению его в средствах массовой информации и сети «Интернет», созыва общего собрания собственников и утверждению сформированного списка и обязании сформировать список невостребованных земельных долей, разместить его в средствах массовой информации и сети «Интернет», принять меры к созыву общего собрания собственников и утверждению сформированного списка - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской, выразившееся в непринятии мер к формированию списка невостребованных земельных долей, размещению его в средствах массовой информации и сети «Интернет», созыва общего собрания собственников и утверждению сформированного списка

Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской в срок до 30 декабря 2017 года сформировать список невостребованных земельных долей, разместить его в средствах массовой информации и сети «Интернет», принять меры к созыву общего собрания собственников и утверждению сформированного списка.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Красногвардейский районный суд Оренбургской области.

Судья Т.С. Дорохина

Решение в окончательной форме принято 29 октября 2017 года.