ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-876/19 от 04.06.2019 Падунского районного суда г. Братска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 года г. Братск

Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ковалевой О.Н.,

при секретаре Морозовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-876/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России № 15 по Иркутской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1, в котором просит взыскать с ФИО1 в пользу МИФНС России № 15 по Иркутской области задолженность в сумме 12539,04 руб., в том числе: по налогу на имущество за (данные изъяты). в размере 12456,00 руб., пени по налогу на имущество за период с (дата) по (дата) в размере 83,04 руб.

В обоснование административных исковых требований указано, что ФИО1 состоит на учете в МИФНС России №15 по Иркутской области, по месту нахождения своего имущества, подлежащего налогообложению.

Согласно данным налогового органа ФИО1 являлась собственником помещения. Административному ответчику налог на имущество был исчислен за (данные изъяты) год: иные строения, помещения, сооружения по адресу: (адрес) - (данные изъяты) (инвентаризационная стоимость) х 1/1 (доля в праве) х 2,00 (налоговая ставка) х 10/12 (количество месяцев, за которые производится расчет) = 12456,00 руб. Итого: 12456,00 руб.

О необходимости уплаты налога на имущество за (данные изъяты). ФИО1 была своевременно оповещена уведомлением . Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В связи с неуплатой налога на имущество за 2015 г., начислены пени в размере 83,04 руб. за период с (дата) по (дата).

В связи с тем, что налоги и пени не были уплачены, налогоплательщику были выставлены требование об уплате налога, сбора, пени от (дата).

В связи с неуплатой задолженности по требованию, налоговым органом было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ. Соответственно МИФНС России № 15 по Иркутской области направила в мировой суд заявление о вынесении судебного приказа.

Абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ устанавливает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

На момент подачи заявления о вынесении судебного приказа № 6198 от 21.02.2017 в мировой суд, сумма ко взысканию превысила 3000,00 руб. с момента выставления требования от (дата). Таким образом, 6-тимесячный срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа начинается исчисляться со срока исполнения указанного требования - 07.02.2017г., и истекает 07.08.2017г. Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 получено Мировым судом судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области (дата). Таким образом, Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области соблюдены все установленные НК РФ и КАС РФ сроки на взыскание задолженности в порядке приказного производства.

Мировым судьей судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области Иркутской области (дата). вынесен судебный приказ № 2а-1603/2017 о взыскании задолженности с ФИО1

(данные изъяты). судебный приказ был отменен в связи с тем, что от должника поступило возражение относительно исполнения судебного приказа.

В своих возражениях ФИО1 указала, что по адресу: (адрес)

(адрес) она не проживает и не прописана с (дата) а кроме того (дата). в рамках дела №А19-10825/2014 она признана несостоятельной (банкротом), в связи с чем было открыто конкурсное производство сроком до (дата). и с (дата). она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов в рамках дела о банкротстве, в том числе Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области, которая в реестр требований сумму задолженности по налогу на имущество за (данные изъяты). не заявляла.

В отношении довода ФИО1 стоит отметить следующее.

(дата). Межрайонной ИФНС России сделан запрос в МУ МВД России

«Братское» Отдел по вопросам миграции об адресе регистрации административного ответчика. (дата). в адрес налогового органа поступил ответ, в соответствии с которым ФИО1, (дата) г.р., в настоящее время по адресу: (адрес) - не значится по решению суда с (дата). Исходя из данных переписки Мирового судьи судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области с ФИО1, адрес ее проживания значится: (адрес). На момент направления заявления о вынесении судебного приказа в адрес мирового суда ((дата).), налоговый орган располагал только сведениями о месте жительства (регистрации) ФИО1 по адресу: (адрес). Кроме того, на указанную дату сведения из миграционной службы о смене места регистрации ФИО1 в налоговый орган не поступали. В свою очередь ФИО1 не сообщила в налоговый орган данные о смене места жительства, в связи с чем, ее довод о неполучении почтовой корреспонденции является необоснованным.

В отношении несостоятельности (банкротства) ФИО1

На основании п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Дата принятия заявления о признании должника банкротом, согласно определению Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-10825/2014, официально опубликованного на сайте (дата).

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 127-ФЗ, требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Таким образом, обязанность уплатить налог на имущество за 2015г. возникла после принятия Арбитражным судом к производству заявления о несостоятельности (банкротстве) ФИО1, и следовательно сумма задолженности в размере 12456,00 руб. - является текущим платежом и подлежит оплате должником в полном объеме.

В соответствии с п 5 ст. 213.28 Федерального закона № 127-ФЗ, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дело №А19-10825/2014 окончено (дата). определением Арбитражного суда Иркутской области о завершении конкурсного производства. Заявление о вынесении судебного приказа, как указывалось ранее, направлено в адрес Мирового судьи судебного участка № 48 Падунского и Правобережного районов г. Братска Иркутской области - (дата)., т.е. после окончания производства по делу о банкротстве ФИО1, таким образом, налоговым органом правомерно было принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.

На основании изложенного, доводы ФИО1 о ее освобождении от уплаты налога на имущество за (данные изъяты). являются несостоятельными.

В настоящее время согласно данным КРСБ у ФИО1 имеется задолженность в размере 12539,04 руб., в том числе: по налогу на имущество за (дата). в размере 12456,00 руб., пени по налогу на имущество за период с (дата) по (дата) в размере 83,04 руб.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Судом исполнена возложенная обязанность по извещению ответчика доступными способами извещения о дате, месте и времени рассмотрения дела, предприняты исчерпывающие меры для этого.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Имеющийся в материалах дела отчет об отслеживании почтовых отправлений не может свидетельствовать о ненадлежащем извещении ответчика в рамках рассматриваемого спора, поскольку не опровергает реальную возможность получения ответчиком судебного извещения по гражданскому делу.

Принимая все попытки для извещения ответчика о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, суд считает, что имеются законные безусловные основания для рассмотрения дела в отсутствие ответчика по имеющимся доказательствам.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктами 1, 2, 4 статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В соответствии с выпиской из ЕГРН Управления Росреестра по Иркутской области от (дата)ФИО1 с (дата) до (дата) являлась собственником помещения по адресу: (адрес)

Согласно налоговому уведомлению от (дата)ФИО1 обязана уплатить: налог на имущество за (данные изъяты). в размере 12456,00 руб.

Согласно требованию об уплате налога, сбора, пени от (дата)ФИО1 обязана, помимо задолженности по налогу, уплатить пени по налогу на имущество в общем размере 83,04 руб., начисленные за период с (дата) по (дата).

Копиями списков заказных писем подтверждается направление уведомления и требования в адрес ФИО1

Абзац 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ устанавливает, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

На момент подачи заявления о вынесении судебного приказа в мировой суд, сумма ко взысканию превысила 3000,00 руб. с момента выставления требования об уплате налога, сбора, пени от (дата). Таким образом, 6-тимесячный срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа начинается исчисляться со срока исполнения указанного требования — (дата), и истекает (дата).

Согласно административному делу № 2а-1603/2017 и реестру приема/передачи пакетов ДСП заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с ФИО1 передано в мировой суд (дата). Таким образом, Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области соблюдены все установленные НК РФ и КАС РФ сроки на взыскание задолженности в порядке приказного производства. Мировым судьей (дата) вынесен судебный приказ № 2а-1603/2017 о взыскании задолженности с ФИО1(дата) судебный приказ был отменен в связи с тем, что от должника поступило возражение относительно исполнения судебного приказа.

Согласно п.п. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Межрайонная ИФНС России № 15 по Иркутской области обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, в соответствии со своими полномочиями, с соблюдением установленных законом сроков.

Расчет сумм налогов и пени проверен судом, является правильным, ответчиком не оспорен.

Порядок взыскания указанных налогов с налогоплательщика налоговым органом соблюден.

В нарушение ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик каких-либо доказательств уплаты указанных недоимок в спорный период на дату рассмотрения дела суду не представил.

Таким образом, суд полагает, что с ФИО1 надлежит взыскать в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области задолженность в размере 12539,04 руб., в том числе: по налогу на имущество за (данные изъяты). в размере 12456,00 руб., пени по налогу на имущество за период с (дата) по (дата) в размере 83,04 руб.

В силу ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии со ст. 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 501,56 рублей, исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Оценивая все доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом норм процессуального и материального права, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области задолженность в сумме 12539,04 руб., в том числе: по налогу на имущество за (данные изъяты). в размере 12456,00 руб., пени по налогу на имущество за период с (дата) по (дата) в размере 83,04 руб.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход муниципального образования города Братска в сумме 501,56 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья О.Н. Ковалева