№ 2а-876/2021
56RS0040-01-2021-001119-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ташла 13 октября 2021 года
Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Поротько Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Бурак Н.Н.,
с участием: представителя административного истца прокурора Ташлинского района Оренбургской области Корнилова А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ташлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Вязовский сельсовет к администрации муниципального образования Вязовский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности, об общих принципах организации местного самоуправления, бюджетного и жилищного законодательства
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ташлинского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ташлинского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Вязовский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности, об общих принципах организации местного самоуправления, бюджетного и жилищного законодательства
В ходе проверки установлено, что администрацией МО Вязовский сельсовет не в полном объеме соблюдаются требования указанного законодательства.
Администрацией МО Вязовский сельсовет до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Также в нарушение требований п. 2, п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией МО Вязовский сельсовет не осуществляется обеспечение мероприятий по энергосбережению объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и меры по повышению их энергетической эффективности в части касающейся опубликования в средствах массовой информации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов.
Кроме этого, администрацией МО Вязовский сельсовет не исполняются обязанности, установленные требованиями п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: не обеспечено регулярное распространение информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона, социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данное обстоятельство влияет на уровень жизнеобеспечения и благосостояния населения (неопределенного круга лиц), проживающего и пребывающего на территории МО Вязовский сельсовет, в т.ч. на качественное развитие систем коммунальной инфраструктуры и на получение соответствующих коммунальных услуг надлежащего качества и объема в виде энергоснабжения (электро-, тепло-, и газоснабжения), а также на благоустройство данного муниципального образования, т.к. снижение объема использования энергетических ресурсов при сохранении или росте полезного эффекта от их использования, позволит уменьшить расходы местного бюджета, и соответственно использовать их для других целей направленных на удовлетворение потребностей граждан (неопределенного круга лиц), проживающих и пребывающих на территории МО Вязовский сельсовет, согласно требованиям ст. 6 БК РФ, исходя из которых следует, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, в т.ч. по повышению энергоснабжения и повышению энергетической эффективности.
Таким образом, администрацией МО Вязовский сельсовет ненадлежащим образом осуществляются возложенные на неё обязанности, которые выражены в бездействии по разработке и утверждению муниципальный программы в сфере энергосбережения и повышению энергетической эффективности, информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что недопустимо, так как ставит под угрозу энергоснабжение, и влечёт за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (граждан проживающих и пребывающих на территории МО Вязовский сельсовет), а также муниципального образования Вязовский сельсовет.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Вязовский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области по:
- не разработке и утверждению муниципальной программы об энергосбережении и повышению энергетической эффективности;
- информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Обязать администрацию муниципального образования Вязовский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области до 01.11.2022:
- разработать и утвердить муниципальную программу об энергосбережении и повышению энергетической эффективности;
- осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т.ч. о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, о повышении энергетической эффективности, информировании потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов
В судебном заседании прокурор Ташлинского района Корнилов А.И. поддержал заявленные требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель администрации МО Вязовский сельсовет в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебной повесткой, представили заявление о рассмотрении административного иска прокурора в отсутствие представителя администрации, с иском согласны.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Так, согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений в числе других обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ст. 8 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
- разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
- информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;- координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
- осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Исходя из «Методических рекомендаций по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ», указанных в письме Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843, муниципальная программа – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
В ходе проверки установлено, что администрацией МО Вязовский сельсовет не в полном объёме соблюдаются требования указанного законодательства.
Администрацией МО Вязовский сельсовет до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В нарушение требований п. 2, п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», администрацией МО Вязовский сельсовет не осуществляется обеспечение мероприятий по энергосбережению объектов электросетевого хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры и меры по повышению их энергетической эффективности в части касающейся опубликования в средствах массовой информации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области, информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов.
Кроме этого, администрацией МО Вязовский сельсовет не исполняются обязанности, установленные требованиями п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 22 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: не обеспечено регулярное распространение информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона, социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного и исходя из понятий (терминов) установленных п. 1, п. 3 и п. 4 ст. 1 ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- энергетический ресурс – это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
- энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, в т.ч. коммунальных);
- энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, следует, что отсутствие разработанной программы об энергосбережении и энергетической эффективности, не выполнение других вышеуказанных требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, не позволит уменьшить объем использования энергетических ресурсов с сохранением или с повышением полезного эффекта от их использования.
Данное обстоятельство влияет на уровень жизнеобеспечения и благосостояния населения (неопределенного круга лиц), проживающего и пребывающего на территории МО Вязовский сельсовет, в т.ч. на качественное развитие систем коммунальной инфраструктуры и на получение соответствующих коммунальных услуг надлежащего качества и объема в виде энергоснабжения (электро-, тепло-, и газоснабжения), а также на благоустройство данного муниципального образования, т.к. снижение объема использования энергетических ресурсов при сохранении или росте полезного эффекта от их использования, позволит уменьшить расходы местного бюджета, и соответственно использовать их для других целей направленных на удовлетворение потребностей граждан (неопределенного круга лиц), проживающих и пребывающих на территории МО Вязовский сельсовет, согласно требованиям ст. 6 БК РФ, исходя из которых следует, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления, в т.ч. по повышению энергоснабжения и повышению энергетической эффективности.
Из ответа от 19.02.2020 года администрации МО Вязовский сельсовет на представление прокурора об устранении нарушений законодательства об энергоснабжении и энергетической эффективности следует, что разработка и реализация муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности в администрации Вязовского сельсовета не разработаны, также не заключены энергосервисные контракты в связи с тем, что в бюджете муниципального образования на 2020 год денежные средстве не заложены.
По состоянию на 31 августа 2021 года нарушения администрацией сельсовета не устранены, что следует из справки о проверке прокуратуры Ташлинского района.
Анализ представленных доказательств свидетельствует о том, что администрацией МО Вязовский сельсовет ненадлежащим образом осуществляются возложенные на неё обязанности, которые выражены в бездействии по разработке и утверждению муниципальный программы в сфере энергосбережения и повышению энергетической эффективности, информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, что недопустимо, так как ставит под угрозу энергоснабжение, и влечёт за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (граждан проживающих и пребывающих на территории МО Вязовский сельсовет), а также муниципального образования Вязовский сельсовет.
Данный факт подтвержден материалами дела, и ответчик не оспаривает.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Ташлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования - Вязовский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области по не устранению нарушений законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности, об общих принципах организации местного самоуправления, бюджетного и жилищного законодательства:
Обязать администрацию муниципального образования Вязовский сельсовет Ташлинского района Оренбургской области до 01.11.2022:
- разработать и утвердить муниципальную программу об энергосбережении и повышению энергетической эффективности;
- осуществить информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в т.ч. о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, о повышении энергетической эффективности, информировании потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов.
Решение суда может быть обжаловано в административную коллегию Оренбургского областного суда через Ташлинский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 18 октября 2021 года.
Судья подпись Е.Г. Поротько