ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8778/2021 от 29.09.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-017459-14

Дело № 2а-8778/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 29 сентября 2021 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично,

с участием прокурора Малюта Е.И.,

при секретаре Бишаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гомерштат Ольги Сергеевны, Тимофеева Михаила Геннадьевича к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим нормативного правового акта – постановления Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск»,

у с т а н о в и л :

Гомерштат О.С., Тимофеев М.Г. обратились в суд с административным иском о признании недействующим нормативного правового акта – постановления Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск». В обоснование своих требований указали, что указанное постановление противоречит действующему федеральному и региональному законодательству. В соответствии с ч. 1 ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений. Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251, административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 4 административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного приказом Росреестра от 18.06.2019 № П/0240, должностные лица имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом. Основанием для начала административной процедуры является задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений. Порядок оформления и содержания заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 283. Обследование земельных участков на территории города Якутска в силу действующих норм права проводится только должностными лицами органов государственного земельного надзора, а именно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия). Пункт 4.2, п. 4.14, п.п. 6 п. 7.1 и приложение № 9 Постановления Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск» (в редакции постановления Окружной администрации города Якутска от 21.05.2018 № 158п) являются незаконными и противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Просили признать противоречащими федеральному законодательству, региональному законодательству и недействующим со дня принятия п. 4.2, п. 4.14, п.п. 6 п. 7.1 и приложение № 9 постановления Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск» (в редакции постановления Окружной администрации города Якутска от 21.05.2018 № 158п), возложить на Окружную администрацию города Якутска сообщить о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.

До рассмотрения дела по существу от представителя административных истцов Бубякина А.В. в порядке ст. 46 КАС РФ поступило заявление об изменении предмета исковых требований, согласно которому административные истцы просили признать противоречащими федеральному законодательству полностью постановление Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск», возложить на Окружную администрацию города Якутска обязанность опубликовать решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт. В обоснование своих доводов указали, что в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положение о виде муниципального контроля утверждается Якутской городской Думой, между тем постановление Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск» утверждено Главой городского округа «город Якутск», что не соответствует действующему законодательству. Данное изменение предмета исковых требований принято судом.

В судебное заседание административные истцы Гомерштат О.С., Тимофеев М.Г. не явились, извещены, направили своего представителя Бубякина А.В., который уточненный административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Алексеев Р.А. требования не признал в полном объеме, ссылаясь на законность нормативного правового акта, просил в удовлетворении иска отказать. Согласно письменному отзыву на административное исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за использованием земель и размещением движимых и недвижимых объектов закреплено нормами ЗК РФ и Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а также положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с вводной частью к главе 1 Положения об Управлении муниципального контроля Окружной администрации города Якутска, утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска от 13.03.2014 № 302р, Управление муниципального контроля Окружной администрации города Якутска является структурным подразделением Окружной администрации города Якутска и подчиняется главе городского округа «город Якутск». В соответствии с п. 2.4.1 данного Положения основной целью деятельности Управления муниципального контроля является обеспечение надлежащего и эффективного использования земельных участков в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденным планом работы и направленных на обеспечение соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований земельного законодательства. Федеральные законы по иерархии нормативных правовых актов стоят выше конституций субъектов Российской Федерации. Оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству. Административными истцами не доказано, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.

Согласно заключению прокурора оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку права, свободы и законные интересы административных истцов данным нормативным правовым актом не нарушены.

Проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд считает требования административных истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ, к признакам акта, обладающего нормативными свойствами, относятся наличие в таком акте общеобязательных правил, распространяющихся на неопределенный круг лиц и рассчитанных на неоднократное применение.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Устава городского округа «город Якутск», утвержденного Решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1 (зарегистрировано в государственном учреждении Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу 23.01.2008 № RU143010002008001), постановления Окружной администрации города Якутска принимаются в случаях, когда необходимо издать нормативный акт по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).

Постановлением Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск».

Данный постановление и утвержденное им Положение имеют нормативно-правовой характер, поскольку изданы органом местного самоуправления по вопросам местного значения, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования, соответственно, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

В силу ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 208 КАС РФ, п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Таким образом, для удовлетворения административного иска о признании недействующим полностью или в части нормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: 1) не соответствие нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; 2) нарушение или реальная угроза нарушения данным нормативным правовым актом или его частью прав, свобод или законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что административный истец Гомерштат О.С. как собственник нежилого здания с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___, 23 ноября 2020 г. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером ___ под указанное здание. 15 декабря 2020 г. ей было направлено уведомление Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска № 5048-ДИЗО/20 с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что последний не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), границы здания выходят за пределы земельного участка, также земельному участку присвоен иной адрес, нежели зданию. Вступившими в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2021 г. и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 г. по административному делу № 2а-3425/2021 данный отказ признан законным и не нарушающим права и законные интересы административного истца.

Также 16 июля 2021 г. главным специалистом Управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска проведено обследование названного земельного участка с составлением акта обследования № 1533, на основании которого орган местного самоуправления подал в суд иск к Гомерштат О.С. о сносе самовольной постройки (гражданское дело № 2-9889/2021).

Также из материалов дела установлено, что административный истец Тимофеев М.Г. как собственник гаражного бокса с кадастровым номером ___ обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ___, под гараж. 25 февраля 2020 г. ему было направлено уведомление муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» № 1197-ДИЗО/20 с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно акту обследования Управления муниципального контроля Окружной администрации г. Якутска от 14 февраля 2020 г. земельный участок используется не по целевому назначению, также выявлена несоразмерность площади запрашиваемого земельного участка площади гаража.

На основании изложенного, Гомерштат О.С. и Тимофеев М.Г. являются надлежащими административными истцами, поскольку оспариваемый нормативный акт затрагивает их права и охраняемые законом интересы.

Как указано в административном иске, оспариваемый нормативный правовой акт – постановление Окружной администрации города Якутска от от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск» не соответствует требованиям Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», так как не утвержден представительным органом местного самоуправления, а именно Якутской городской Думой.

В соответствии с п. 4 ст. 71 ЗК РФ организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных ЗК РФ.

Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Пунктом 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается для вида муниципального контроля – положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Согласно ст. 56 данного федерального закона при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

В силу положений ч. 3 данной статьи без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.

Как видно из оспариваемого нормативного правового акта, он Якутской городской Думой в порядке, установленном данным федеральным законом, не утвержден.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 98 вышеуказанного Федерального закона он вступает в силу с 01 июля 2021 г., за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Так, в соответствии с 4 ст. 98 данного федерального закона положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 01 января 2022 г. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 01 января 2022 г. применяется Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.

Следовательно, органу местного самоуправления предоставлен срок для самостоятельного приведения данного нормативного правового акта в соответствие с внесенными в законодательство изменениями, и данный срок в настоящее время не истек.

Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу п. 1 ч. 5 ст. 217.1 КАС РФ заявленное требование о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим может быть удовлетворено полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Таким образом, предусмотренные федеральным законом основания для признания оспариваемого нормативного правового акта – постановления Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск» отсутствуют, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска иску Гомерштат Ольги Сергеевны, Тимофеева Михаила Геннадьевича к Окружной администрации города Якутска о признании недействующим нормативного правового акта – постановления Окружной администрации города Якутска от 24.03.2014 № 48п «Положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа «город Якутск» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п М.А. Кузьмина

Копия верна.

Судья: М.А. Кузьмина

Секретарь: Е.А. Бишаева

Решение изготовлено в окончательной форме 08 октября 2021 г.