Дело № 2а-877/2021
УИД 33RS0008-01-2021-001629-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 31 мая 2021 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре Платоновой Я.А.,
с участием
представителя административного истца Голубевой Е.В.,
представителя административного ответчика Фиохиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в
Гусь-Хрустальный городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исковыми требованиями к администрации МО п. Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (далее – Администрация) в которых просил признать незаконным бездействие административного ответчика выразившееся в непринятии мер по созданию на территории муниципального образования маневренного жилого фонда, а также возложить на административного ответчика обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования маневренный жилой фонд.
В обоснование требований указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией требований жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что на территории МО п. Добрятино (сельское поселение) не имеется жилых помещений специализированного (маневренного) фонда, создание которого прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО п. Добрятино создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Голубева Е.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации МО п. Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области Фиохина А.В. в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требований возражала, пояснила, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ маневренный фонд образуется по решению органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, путем перевода жилых помещений из других видов жилых помещений, при возникновении предусмотренных жилищным законодательством обстоятельств. На территории муниципального образования п. Добрятино обстоятельства для создания маневренного фонда отсутствуют, ни в одном населенном пункте поселения нет граждан, подпадающих под категории, для которых создается маневренный фонд. Кроме того в ведении Администрации есть квартиры, которые в любой момент можно перевести в маневренный фонд, а действующее законодательство не предполагает создание маневренного жилого фонда в обязательном порядке.
Кроме того, поселение не входит в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, в рамках федеральной программы «Жилье и городская среда».
С учетом изложенного полагала, что прокурором не предоставлено доказательств нарушения прав граждан бездействием органа местного самоуправления, при этом сам по себе факт отсутствия жилого маневренного фонда прав граждан не нарушает.
Также отметила, что прокурором не указано в заявленных требованиях, где и в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд на территории муниципального образования, что влечет невозможность исполнения решения суда.
С учетом изложенного просила суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию ч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество (п. 3 Правил).
Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта (п. 4 Правил).
Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека (п. 7 Правил).
В судебном заседании установлено, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией требований жилищного законодательства, в ходе которой было установлено, что на территории МО п. Добрятино (сельское поселение) не имеется жилых помещений специализированного (маневренного) фонда.
При этом наличие маневренного жилого фонда необходимо для того, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории МО п. Добрятино создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
По результатам проведенной проверки 05.03.2021 г. заместителем межрайонного прокурора главе администрации МО п. Добрятино было внесено представление с требованием о создании маневренного фонда.
Согласно ответу Администрации № 96/01-26 от 26.02.2021 г. маневренный жилой фонд на территории муниципального образования не создавался, создание не запланировано.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Бездействие Администрации выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилого фонда в муниципальном образовании не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования.
Довод представителя Администрации о том, что действующее законодательство не предполагает создание маневренного жилого фонда в обязательном порядке, суд полагает несостоятельным в силу следующего.
Исходя из положений п. 3, 6, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).
Согласно положениям ч. 3 ст. 14 Федерального закона от № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона).
Законом Владимирской области от 14.11.2014 г. № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения», вопросы, связанные с обеспечением проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также с исполнением иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплены за сельскими поселениями Владимирской области (п. 1 ст. 1).
Таким образом, в соответствии с положениями ст. 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, являющимся одним из видов специализированного жилищного фонда (ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), на территории сельских поселений относятся к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.
Пунктом 14 статьи 5 Устава МО п. Добрятино (сельское поселение) за МО п. Добрятино закреплены полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Таким образом, вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений Владимирской области, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований и в данном случае к компетенции Администрации.
Поскольку создание маневренного жилищного фонда органами местного самоуправления предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, то не может быть принят во внимание и довод представителя административного ответчика о том, что на территории муниципального образования п. Добрятино отсутствуют обстоятельства и необходимость для создания маневренного фонда.
Довод о том, что прокурором в заявленных требованиях не указано, где и в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд на территории МО п. Добрятино, что влечет невозможность исполнения решения суда, также подлежит отклонению, поскольку требования прокурора об обязании органа местного самоуправления совершить действия, вытекающие из его полномочий в области организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, должны обеспечивать баланс между интересами защищаемых лиц и компетенцией органа местного самоуправления. При этом не должна ущемляться самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
Указание в решении суда где и в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд означало бы вмешательство в осуществление полномочий муниципального органа, тогда как суд не вмешивается в полномочия органа местного самоуправления, а лишь через судебное решение обязывает его надлежащим образом исполнить свои обязательства, предусмотренные законом. В данном случае способ исполнения судебного акта относится к компетенции органов местного самоуправления.
Довод о том, что поселение не входит в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья, в рамках федеральной программы «Жилье и городская среда» не имеет правового значения для рассматриваемого спора, в связи с чем не может быть принято во внимание.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок исполнения решения суда, в течение 6 месяцев с даты его вступления в законную силу, суд полагает достаточным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории муниципального образования маневренного жилого фонда.
Возложить на администрацию муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования поселок Добрятино (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области маневренный жилой фонд.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 07 июня 2021 года.
Судья Е.В. Забродченко