ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8791/17 от 14.11.2017 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-8791/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2017 года Советский районный суд г. Краснодара

в составе:

председательствующего судьи Арзумановой И.С.

при секретаре Джаримок З.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Афанасьева А. Ю. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об оспаривании отказа органа кадастрового учета во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости,

установил:

Афанасьев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа органа кадастрового учета во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости и обязании внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Анапа.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности Глаголев М.К. уточнил административные исковые требования, просит обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Анапа и на территории ООПТ регионального значения Природный парк «Анапская пересыпь»; обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю применить с 01.01.2017 года к земельному участку с кадастровым номером УПКС установленный для земель особо охраняемых природных территорий и земель природоохранного назначения Краснодарского края в размере 21,15 руб./кв.м.

Определением суда от 27.10.2017г. административное дело назначено к судебному разбирательству по общим правилам административного производства.

Представитель административного истца по доверенности Глаголев М.К. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что на основании договора аренды земельного участка от 21.07.2014г. административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 65000 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: «для размещения объектов рекреационного назначения», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, район Бугазской косы. 23.10.2017 года административным истцом в филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю было подано заявление о внесении в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведений, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о нахождении указанного земельного участка в границах особо охраняемой природной территории. 24.10.2017 года административным ответчиком в письме было отказано во внесении указанных выше сведений в кадастр недвижимости в связи с несоответствием порядка внесения указанных дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости Федеральному закону от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Административный истец считает отказ филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости незаконным, поскольку он противоречит части 5 статьи 8 и частям 2, 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ, и нарушает его права и законные интересы.

Представитель административного ответчика – филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю по доверенности Харетлук А.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, на основании договора аренды земельного участка от 21.07.2014г. административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадь 65000 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: «для размещения объектов рекреационного назначения», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ст. Благовещенская, район Бугазской косы.

23.10.2017 года административным истцом в Филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю было подано заявление о внесении в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведений, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о нахождении указанного земельного участка в границах особо охраняемой природной территории.

24.10.2017 года административным ответчиком в письме № 14492/0115 было отказано во внесении указанных выше сведений в кадастр недвижимости в связи с несоответствием порядка внесения указанных дополнительных сведений в Единый государственный реестр недвижимости Федеральному закону от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 12 ст. 29 Закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. Часть 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ регистрации недвижимости относит к числу таких сведений - сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории.

В силу статьи 96 Земельного кодекса – одной из разновидностью земель особо охраняемых территорий являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий в соответствии с законодательством РФ для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 22.09.1994г. № 1954 «О федеральном курортом регионе Анапа» курорту Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1985г. № 45 придан статус федерального курортного региона.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.1985г. № 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае» утверждены границы округа санитарной охраны курорта Анапа.

Согласно Генеральному плану города-курорта Анапа, утвержденному решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14 ноября 2013 года № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» (в ред. от 22.12.2016 № 145) земельный участок с кадастровым номером расположен в I-ой зоне санитарной охраны курорта, в зоне действия ограничений от прибрежной защитной полосы Кизилташского лимана, а также полностью на территории особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк «Анапская пересыпь», что подтверждается приложением к Генплану (МК № 2 от 12.10.2011г.) – «Картой планируемых зон с особыми использования территории города-курорта Анапа».

Согласно пункту 2 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1425 лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земли курортов федерального значения и их охранные зоны в настоящее время сохраняют статус земель особо охраняемых природных территорий в установленных ранее границах. Для охраны этих местностей и курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.

Как установлено судом, что в настоящее время сведения о нахождении указанного выше земельного участка в границах особо охраняемых природных территорий – лечебно-оздоровительной местностей и курортов федерального значения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, исходя их вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах особо охраняемой природной территории – округе санитарной охраны федерального курорта Анапа, что должно быть в силу п. 6 ч. 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ указано в дополнительных сведениях кадастра недвижимости.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» округ санитарной (горно-санитарной) охраны – особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

При указанных обстоятельствах отказ органа кадастрового учета во внесении дополнительных сведений в кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы административного истца – владельца земельного участка, так как законодательство РФ предусматривает специальный режим использования земельных участков, расположенных в округах санитарной (горно-санитарной) охраны.

На основании вышеизложенного суд считает подлежащими удовлетворению требования административного истца об обязании филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Анапа.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца, что в связи с тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером расположен в 1-ой зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения город-курорт Анапа, и, согласно нормам федерального законодательства РФ относится к землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также расположен на территории ООПТ регионального значения «Анапская пересыпь», при наличии данных сведений в кадастре недвижимости к данному земельному участку должен был быть применен соответствующий основным и дополнительным характеристикам удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС).

Как установлено судом, вследствие отсутствия в кадастре недвижимости указанных выше сведений, к данному земельному участку был применен УПКС соответствующий 2-ой группе оценки – «земли рекреационного назначения» согласно Отчета № 70/15 05.10.2015г. «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Краснодарского края», результаты которого утверждены Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.11.2015 № 1510. Данная группа оценки подразумевает использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, и других аналогичных объектов.

Вместе с тем, в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 03.08.2017г. данный земельный участок расположен: на территории Анапской пересыпи, современных высоких пойменных речных и морских террас (частично); на территории современного пляжа, плавней, низких пойменных террас и балок (частично); в 1-ой зоне санитарной охраны курорта (постановление Совмина РСФСР от 30.01.1985г. № 45); в зоне действия ограничений от прибрежной полосы Кизилташского лимана (частично); на территории ООПТ регионального значения Природный парк «Анапская пересыпь» (полностью).

Согласно Правилам землепользования и застройки города-курорта Анапа, утв. Советом МО г.-к. Анапа от 26.12.2013г. № 4242 (в ред. от 03.07.2017г.) земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Р-П (зона пляжей), которая предусматривает лишь один основной вид разрешенного использования – отдых (рекреация): создание и уход за пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также обустройство мест отдыха в них.

Таким образом, с учетом нахождения земельного участка полностью и частично в ООПТ и зонах со строго ограниченными законодательством РФ условиями землепользования данный участок не мог быть отнесен ко 2-ой группе оценки – «земли рекреационного назначения». В соответствии с Отчетом № 70/15 от 06.05.2015г. (Табл. «Обобщенные результаты по определению кадастровой стоимости земельных участков особо охраняемых территорий и объектов) к данному земельному участку должен быть применен средний УПКС для 1-ой группы оценки – «земли особо охраняемых природных территорий, земли природоохранного значения» для Краснодарского края в размере 21,15 руб./кв.м.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в связи отсутствием в кадастре недвижимости сведений, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах ООПТ, при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена кадастровая (реестровая) ошибка – в отношении земельного участка был применён УПКС, не подлежащий применению с учетом основных и дополнительных характеристик земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

Обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести в состав дополнительных сведений кадастра недвижимости сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения Анапа и на территории ООПТ регионального значения Природный парк «Анапская пересыпь».

Обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю внести с 01.01.2017 года к земельному участку с кадастровым номером УПКС, установленный для земель особо охраняемых территорий и объектов города-курорта Геленджик в размере 21,15 руб./кв.м., и рассчитать кадастровую стоимость, применив данный удельный показатель.

Обязать филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю рассчитать с 01.01.2017г. кадастровую стоимость земельного участка с применением УПКС равным 21,15 рублей, установленным для земель города-курорта Анапа, и внести дату начала применения кадастровой стоимости с 01.01.2017г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца.

Судья: