ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-87/16 от 21.01.2016 Муравленковского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Муравленко 21 января 2016 года

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.

при секретаре Шелиховой Е.В.

с участием административного истца Тонояна С.В.,

представителя административного истца Однороженко Н.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,

представителя административных ответчиков Крюковой В.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ и Положения об ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-87/2016 по административному иску Тонояна С. В. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Муравленко о восстановлении срока подачи заявления на продление вида на жительство, возложении обязанности принять документы на продление вида на жительство,

УСТАНОВИЛ:

Тоноян С. В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – УФМС России по ЯНАО), Отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Муравленко (далее – ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко) об оспаривании действий об отказе в принятии заявления о продлении вида на жительство иностранного гражданина. В обоснование заявленных требований указал, что он является гражданином Республики <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ ему был выдан вид на жительство иностранного гражданина сроком до ДД.ММ.ГГ. В связи с истечением ДД.ММ.ГГ действия паспорта иностранного гражданина, он обратился в Посольство Республики <данные изъяты> в г. Москве по вопросу продления паспорта. Срок действия паспорта был продлен до ДД.ММ.ГГ. После чего он обратился в ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко для продления вида на жительство, однако документы у него отказались принять в связи с тем, что необходимо было обратиться о продлении вида на жительство не менее чем за два месяца до истечения вида на жительство. Полагает данные действия незаконными, поскольку ему было отказано в принятии документов без выяснения причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении вида на жительство. Просил признать действия ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко незаконными и обязать принять у него документы на продление вида на жительство в Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Тоноян С.В. и представитель административного истца Однороженко Н.И. доводы, изложенные в административном иске поддержали, изменив предмет иска. Просили восстановить Тонояну С.В. срок для подачи заявления и документов на продление вида на жительство в Российской Федерации, обязать ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко принять документы на продление вида на жительство.

Представитель Однороженко Н.И. суду пояснила, что документы на продление вида на жительство у Тоноян С.В. отказалась принять специалист ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко Мороз Л.И., сославшись на пропуск двухмесячного срока до истечения вида на жительство.

Представитель административных ответчиков – начальник ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко Крюкова В.И. измененные требования иска признала. Суду пояснила, что специалист Мороз Л.И. при отказе заявителю в приеме документов о продлении вида на жительство руководствовалась должностным регламентом и Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГ специалист-эксперт ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко Мороз Л.И. подтвердила, что Тоноян С.В. обращался к ней ДД.ММ.ГГ с документами на продление вида на жительство, однако документы у него она не приняла в связи с истечением срока их подачи.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, определяются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи или продления срока действия вида на жительство, форма заявления о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, а также порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче или продлении срока действия вида на жительство, в том числе представляемых в форме электронного документа, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тонояну С. В., ДД.ММ.ГГ рождения, гражданину Республики <данные изъяты>, по заключению УФМС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГ разрешено временное проживание на территории Российской Федерации, решением УФМС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГ оформлен вид на жительство в Российской Федерации на срок с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ (на срок действия паспорта иностранного гражданина) (л.д. 8-21).

В связи с истечением срока действия паспорта иностранного гражданина, Тоноян С.В. обращался в Посольство Республики <данные изъяты> в г. Москве по вопросу продления срока его действия. Срок действия паспорта был продлен до ДД.ММ.ГГ.

После продления срока действия паспорта гражданина <данные изъяты>, Тоноян С.В.ДД.ММ.ГГ обратился в ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко с документами для продления вида на жительство, однако в приеме документов ему было отказано в устной форме в связи с необходимостью обращения с заявлением о продлении вида на жительство не менее чем за два месяца до истечения вида на жительство.

Данный факт следует из пояснений Тонояна С.В., не оспаривается представителем административных ответчиков Крюковой В.И., и подтверждается пояснениями сотрудника ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко Мороз Л.И., которая отказалась принимать у него документы.

Порядок продления вида на жительство определяется Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 № 215, согласно п. 148 которого заявление о продлении срока действия вида на жительство к рассмотрению не принимается, если срок действия вида на жительство составляет менее 2 месяцев.

Максимальный срок рассмотрения заявления о продлении не должен превышать 2 месяцев со дня принятия такого заявления. По результатам рассмотрения заявления о продлении руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем, уполномоченным на принятие такого решения, принимается решение о продлении срока действия вида на жительство либо об отказе в его продлении (п. п. 150, 151 Регламента).

Судом установлено, что заявление иностранного гражданина Тонояна С.В. о продлении срока действия вида на жительство было подано с пропуском срока, установленного п. 3 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», но до истечения срока действия ранее выданного ему вида на жительство.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок обращения Тонояна С.В. в ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко с заявлением о продлении срока действия вида на жительство пропущен им по уважительной причине, вызванной необходимостью продления срока действия паспорта гражданина <данные изъяты>, который предъявляется одновременно с подачей заявления, то есть был вызван объективными причинами, не позволившими своевременно обратиться ему с таким заявлением.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановление Правительства РФ от 13 июля 2012 года № 711, Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации, загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения (п. 5 Положения о ФМС России).

Приказом ФМС России от 02 декабря 2012 года № 665 утверждено Положение об Управлении Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, согласно которому УФМС России по ЯНАО является территориальным органом Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными задачами Управления являются, в том числе, оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации (п. 6.3 Положения об УФМС по ЯНАО).

В соответствии с Положением об ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко, утвержденным приказом УФМС России по ЯНАО от 17 июня 2013 года № 56, Отдел находится в подчинении УФМС России по ЯНАО. Основными задачами Отдела являются, в том числе, прием и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для проживания и временного пребывания в Российской Федерации, осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таким образом, ОУФМС России по ЯНАО в г. Муравленко в пределах своей компетенции уполномочен осуществлять прием документов для оформления иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

При таких данных, оснований для возложения обязанности на УФМС России по ЯНАО принять у Тонояна С.В. документы на продление вида на жительство, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Тонояна С. В. удовлетворить частично.

Восстановить Тонояну С. В. срок подачи заявления на продление вида на жительство.

Обязать Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Муравленко принять документы Тонояна С. В. на продление вида на жительство.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы, через Муравленковский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Ж.К. Ракутина

Подлинник решения хранится в деле № 2а-87/2016 в Муравленковском городском суде.