ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-87/18 от 08.11.2018 Архангельского гарнизонного военного суда (Архангельская область)

2а-87/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2018 года город Архангельск

Архангельский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего – судьи Веселовского С.С., при секретаре - Ильиной А.А., с участием административного истца - ФИО1, его представителя – ФИО2, представителя начальника Центра специальной связи и информации в Архангельской области ФСО России (далее – Центр) и самого Центра - ФИО3, а также помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона - лейтенанта юстиции ФИО4, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению представителя проходившего военную службу по контракту в Центре прапорщика запаса ФИО1ФИО2, о признании незаконными действий начальника Центра, связанных с изданием приказа об исключении ФИО1 из списков личного состава Центра без обеспечения вещевым имуществом в полном объеме и о возложении на начальника Центра обязанностей отменить приказ об исключении административного истца из списков личного состава войсковой части, обеспечить всеми видами обеспечения с даты исключения из списков личного состава, а также взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 26 000 рублей,

установил:

ФИО2, действуя в интересах ФИО1, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просит признать незаконными действия начальника Центра, связанные с изданием приказа от 6 сентября 2018 года об исключении ФИО1 из списков личного состава Центра без обеспечения вещевым имуществом в полном объеме и о возложении на начальника Центра обязанностей отменить приказ об исключении из списков личного состава, обеспечить всеми видами обеспечения с даты исключения из списков личного состава, а также взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 26 000 рублей.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что проходил военную службу в Центре с 2005 года, приказом врио начальника Центра от 6 сентября 2018 года уволен с военной службы и исключен из списков личного состава Центра с 12 сентября 2018 года. На момент исключения из списков личного состава с ним не был произведен окончательный расчет по вещевому имуществу, 11 сентября 2018 года им был написан рапорт с просьбой не исключать его из списков личного состава Центра до окончательного расчета, однако получен ответ, что в связи с тем, что не установлен размер стоимости компенсации вновь введенного вещевого имущества, у Центра нет возможности выдать вещевое имущество в натуре или компенсацию за него. После исключения из списков личного состава Центра, 5 октября 2018 года им получено дополнительное вещевое имущество, а 19 октября 2018 года выплачена денежная компенсация за оставшееся вещевое имущество. ФИО1 также пояснил, что считает действия начальника центра незаконными еще и по тому основанию, что сам он добросовестно сдал все закрепленное за ним имущество и рассчитался по всем службам, однако в отношении него самого такой расчет должным образом не произведен.

Кроме того, ФИО1 просит взыскать судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 26 000 рублей, выразившиеся в проведении с ним первичной юридической консультации, собирании доказательств, подготовкой и предъявлением заявления в суд, представлении его интересов в судебном заседании.

Представитель ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании пояснил, что исключение из списков части до окончательного расчета с военнослужащим не допускается и тот факт, что имущество, необходимое для расчета с ФИО1 не поступало в Центр, никак не может умалять права административного истца, как военнослужащего на обеспечение положенным вещевым имуществом, в связи с чем считает приказ врио начальника Центра об исключении административного истца незаконным.

Представитель Центра – ФИО3 в судебном заседании пояснил, что в связи с введением постановлением Правительства РФ ранее не существовавшей нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих органов государственной охраны 5.1 и отсутствием установленных размеров денежной компенсации, которые приняты только 13 октября 2018 года распоряжением Правительства РФ , ФИО1 был обеспечен вещевым имуществом после исключения из списков личного состава Центра.

Далее ФИО3 пояснил, что до момента увольнения с военной службы ФИО1 с рапортом об избрании способа вещевого обеспечения не обращался, при проведении беседы 05 июня 2018 года жалоб не высказывал, при исключении из списков личного состава Центра ФИО1 была выплачена денежная компенсация за вещевое имущество в размере 29 775 рублей. 11 сентября 2018 года ФИО1 при проведении беседы было выражено желание получить отдельные предметы вещевого имущества, предусмотренные новой нормой 5.1, вместо которых разрешено выдавать предметы вещевого имущества, предусмотренные ранее действовавшей нормой 3 и, которые были выданы административному истцу 05 октября 2018 года, а доплата денежной компенсации в размере 5 697 рублей за новые предметы вещевого имущества произведена после установления на них Правительством РФ размеров стоимости – 19 октября 2018 года. Просил отказать в удовлетворении требований административного истца, поскольку объективная возможность обеспечения Хаймусова вещевым имуществом на дату исключения у Центра отсутствовала, допущенное нарушение носит незначительный характер, несопоставимое с размером денежного довольствия, подлежащего к выплате ФИО1 в случае переноса даты его исключения из списков личного состава Центра.

Помощник военного прокурора Северодвинского гарнизона лейтенант юстиции ФИО4 в своем заключении полагал необходимым отказать в удовлетворении требований ФИО1.

Заслушав доводы сторон и заключение военного прокурора, исследовав материалы административного дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Копией контракта о прохождении военной службы, заключенного между ФСО РФ в лице начальника Центра специальной связи и информации ФСО РФ в Архангельской области и ФИО1 13 сентября 2013 года подтверждается, что с последним заключен контракт о прохождении военной службы на срок 5 (пять) лет.

Выпиской из приказа врио начальника Центра от 6 сентября 2018 года подтверждается, что прапорщик ФИО1 уволен с военной службы в соответствии с подп. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» (по истечении срока контракт) в запас и исключен из списков личного состава Центра с 12 сентября 2018 года.

Так, рапортом должностных лиц Центра от 11 сентября 2018 года на имя врио начальника Центра подтверждается, что прапорщику ФИО1 доведена информация в полном объеме о введении новых норм снабжения имуществом личного пользования военнослужащих органов государственной охраны, а также о том, что начисление денежной компенсации на новые предметы вещевого имущества личного пользования будет произведено дополнительно, после установления соответствующих размеров.

Из рапорта ФИО1 на имя врио начальника Центра от 11 сентября 2018 года усматривается, что он просит не исключать его из списков личного состава части без полного обеспечения вещевым имуществом.

Согласно ответа врио начальника Центра от 12 сентября 2018 года исх. № на рапорт ФИО1, ему отказано в просьбе не исключать его из списков личного состава Центра, в связи с частичной задолженностью по начислению компенсации за вещевое имущество.

Письмом руководителя Службы хозяйственного обеспечения ФСО России от 10 июля 2018 года подтверждается, что при увольнении военнослужащих с военной службы в период с 29 марта 2018 года, исключением военнослужащих, которым денежная компенсация вместо положенных предметов вещевого имущества не подлежит выплате в установленном законодательством РФ случаях, до момента установления Правительством РОФ размеров стоимости на новые предметы вещевого имущества, начисление денежной компенсации должно производиться в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1014-р от 25 мая 2016 года, доплату денежной компенсации за новые предметы вещевого имущества необходимо произвести после установления на них Правительством РФ размеров стоимости.

Из справки о наличии вещевого имущества на складе Центра по состоянию на 13 сентября 2018 года следует, что предметы вещевого имущества: рубашка голубого цвета, рубашка белого цвета, костюм летний полевой, фуражка летняя полевая, носки зимние черного цвета, носки летние черного цвета отсутствовали на складе в нужном для ФИО1 размере.

Как видно из листа беседы от 5 июня 2018 года, ФИО1 согласен с увольнением с военной службы, каких-либо просьб, жалоб или заявлений не имеет.

Справками №№ и от 25 мая и 13 октября 2018 года соответственно подтверждается, что ФИО1 начислена денежная компенсация за 27 наименований (34 предмета) предметов вещевого имущества в размере 29 775 рублей и за 3 предмета – в размере 5 697 рублей, а из требования-накладной от 05 октября 2018 года следует, что ФИО1 получил 9 предметов вещевого имущества.

Так, из платежного поручения от 19 октября 2018 года видно, что ФИО1 перечислено 5 697 рублей – компенсация вещевого имущества.

В силу подп. «б» ч. 1 ст. 51 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон) военнослужащий, подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

В силу ст. 36 Закона, порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года (далее – Положение) военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Согласно ч. 2 ст. 14 ФЗ РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.

На основании указанной нормы постановлением Правительства РФ от № 390 от 22 июня 2006 года «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» утверждены Правилам владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время (далее – Правила владения), Правила получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время (далее – Правила получения) и нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время.

В силу п. 8 Правил владения, нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время (далее – нормы снабжения) определяют наименования и количество предметов вещевого имущества, выдаваемых на одного военнослужащего, срок их носки (эксплуатации), а также категории военнослужащих, которые обеспечиваются этим вещевым имуществом.

Согласно подп. «а» п. 1 Правил получения, право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих, в мирное время имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в том числе в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительство Российской Федерации от 17 марта 2018 года № 297 постановление Правительства РФ от № 390 от 22 июня 2006 года дополнено Нормой № 5.1 снабжения вещевым имуществом личного пользования офицеров, прапорщиков, старшин, сержантов и солдат Федеральной службы охраны Российской Федерации, заключивших контракт о прохождении военной службы.

Размеры денежной компенсации, выплачиваемой отдельным категориям военнослужащих вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, установлены распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2016 года № 1014-р, с изменениями от 13 октября 2018 года № 2216-р, в части вновь введенной нормы снабжения 5.1 для военнослужащих, к категории которых относится ФИО1

Как следует из распоряжения Правительства РФ от 25 мая 2016 года № 1014-р, с изменениями от 13 октября 2018 года № 2216-р, а также из требования-накладной от 5 октября 2018 года размер стоимости полученных ФИО1 в последнюю дату 6 наименований (9 предметов) вещевого имущества личного пользования составляет 4358 рублей.

Таким образом общий размер стоимости не полученных ФИО1 на дату исключения из списков личного состава Центра 8 наименований (12 предметов) вещевого имущества личного пользования составляет 10 055 рублей (5 697 + 4358).

Анализируя вышеизложенное военный суд приходит к выводу о том, что поскольку в судебном заседании установлено, что решение об увольнении в запас и исключении из списков личного состава Центра ФИО1 принято надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных ему прав и полномочий, на момент исключения из списков личного состава Центра административный истец был полностью обеспечен денежным довольствием и продовольственным обеспечением, денежная компенсация за большую часть предметов вещевого имущества выплачена до его исключения из списков личного состава Центра, задержка в выдаче 8 наименований (12 предметов) вещевого имущества по вновь введенной 17 марта 2018 года норме 5.1 и выплате денежной компенсации за него носила технический характер, при этом окончательный расчет по вещевому обеспечению с ФИО1, которому после увольнения с военной службы право ношения военной формы одежды и знаков различия не было предоставлено, произведен 19 октября 2018 года – практически незамедлительно после определения Правительством Российской Федерации 13 октября 2018 года размеров денежной компенсации, выплачиваемой вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных административному истцу по норме снабжения № 5.1, причитавшееся к выдаче Хаймусову вещевое имущество при увольнении его с военной службы не относится к предметам первой необходимости, в связи с чем несвоевременное получение 12 предметов вещевого имущества не повлекло существенных негативных последствий для административного истца и существенного нарушения его прав, и, учитывая, что восстановление военнослужащего на военной службе производится только в случае, если устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов иным способом невозможно, поэтому суд приходит к выводу о том, что права ФИО1 при увольнении с военной службы и исключении из списков части существенно не нарушено и в полном объеме восстановлено 19 октября 2018 года, а поэтому требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Кроме того суд учитывает и то, что не исполнение административным ответчиком обязательства по выдаче вещевого имущества (выплате денежной компенсации) с даты исключения ФИО1 из списков личного состава Центра составляет чуть более одного месяца, а размер денежной компенсации за 8 наименований (12 предметов) вещевого имущества составил 10 055 рублей, является не соизмеримым с размером подлежащего к выплате ему денежного довольствия в случае переноса даты исключения его из списков личного состава Центра.

Поскольку ФИО1 отказано в удовлетворении основных требований, то в силу ст. ст. 103 и 111 КАС РФ судебные расходы взысканию с административного ответчика не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, военный суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, поданного в интересах ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.С. Веселовский