Дело № 2а-87/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 мая 2018 года с.Хову-Аксы
Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ооржака А.А.,
с участием административного истца прокурора Чеди-Хольского района Сендаша Ш.Н.,
при секретаре Кадыр-оол С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
установил:
Прокурор Чеди-Хольского района обратился в суд с административным иском к административному ответчику, указывая, что в результате проведенной проверки в сфере безопасности дорожного движения на территории сельского поселения сумон Сайлыг выявлены нарушения законодательства о муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки на имя председателя администрации сумона Сайлыг об устранении нарушений законодательства, в части содержания автомобильных дорог местного значения и регистрации муниципальной собственности на мост <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ проведена контрольная проверка, в ходе которой из администрации сумона истребованы сведения о регистрации муниципальной собственности на мост <данные изъяты>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мост <данные изъяты> в муниципальную собственность не принят. В результате непринятия мер по регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – мост <данные изъяты>, бюджетные ассигнования на ремонт моста не могут быть выделены. Поскольку мост нуждается в ремонте, является безхозяйным элементом обустройства автомобильной дороги, его техническое состояние оказывает влияние на степень защищенности участков дорожного движения, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, в связи с чем влечет обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится данный объект, по постановке данного моста на учет в государственный регистрирующий орган как безхозяйного имущества. Обязанность по осуществлению ремонтных работ искусственного сооружения, оформление его в муниципальную собственность напрямую относится к вопросам местного значения администрации сельского поселения, поскольку находится в границах сельского поселения. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва по непринятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – мост <данные изъяты>, обязать администрацию сельского поселения «сумон Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва» произвести регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – мост <данные изъяты>
Административный истец прокурор Чеди-Хольского района Сендаш Ш.Н. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание с исковым заявлением в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщал.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 Устава сельского поселения сумон Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва к вопросам местного значения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения прокурором <адрес> внесено представление председателю администрации с.Сайлыг, в ходе проверки было выявлено, что мост <данные изъяты> не зарегистрирован и не включен в реестр муниципальной собственности.
Из ответа на представление от 16 ноября 2017 года за № следует, что представление рассмотрено, в администрацию кожууна ими направлено письмо о межевании земельного участка под мостом, который в данное время является безхозным объектом, для дальнейшей постановки на баланс сумона.
Из сообщения председателя администрации сумона Сайлыг от 16 апреля 2018 года за № следует, что безхозный мост <данные изъяты> в реестр муниципальной собственности не включен, в настоящее время занимаются оформлением моста, его межеванием, данный мост находится на улице без названия, соединяет две части <данные изъяты>.
Из акта проверки от 16 апреля 2018 года следует, что в рамках проверки соблюдения законодательства при распоряжении (пользовании) имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения «смон Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва» осуществлен осмотр объекта недвижимого имущества – мост <данные изъяты> в целях установления его фактического местонахождения. Осмотром установлено, что на расстоянии 70 метров с южной стороны от пересечения улиц <адрес> установлен мост. К акту приложены фототаблица и схема расположения моста.
Из объяснения председателя администрации сумона Сайлыг от 16 апреля 2018 года следует, что в прошлом году прокуратурой района вносилось представление об оформлении права собственности на мост <данные изъяты>, в настоящее время право собственности на мост еще не оформлено.
В судебном заседании установлено, что дорожная деятельность в границах сельского поселения сумон Сайлыг Чеди-Хольского района в отношении автомобильных дорог местного значения отнесена к полномочиям ответчика Администрации сумона Сайлыг Чеди-Хольского кожууна. Автомобильные дороги включают в себя искусственные дорожные сооружения, таким образом, в состав автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения сумон Сайлыг входит мост <данные изъяты>, поскольку, как видно из акта осмотра, мост расположен в границах сумона <данные изъяты>. Обязанность по его содержанию и ремонту возложена на орган местного самоуправления – Администрацию сумона Сайлыг, в настоящее время мост является безхозяйным, право собственности Администрации сумона Сайлыг на мост не зарегистрировано, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, так как мост, входящий в состав автомобильных дорог местного значения, нуждается в ремонте.
Суд приходит к выводу, что по обязанности по регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества Администрация сумона Сайлыг Чеди-Хольского кожууна незаконно бездействует.
Сведения о принятых мерах по регистрации объекта недвижимого имущества – моста <данные изъяты> в муниципальную собственность суду не представлены.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности признать незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Чеди-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва по непринятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – мост <данные изъяты>.
Обязать администрацию сельского поселения «сумон Сайлыг Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва» произвести регистрацию права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – мост <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2018 года.
Председательствующий А.А. Ооржак