Дело № 2а –87/ 2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года г. Яровое
Яровской районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Чистоходовой Н.Г., с участием ст.пом.Славгородского межрайонного прокурора Кузнецовой Т.Н., при секретаре Сулима В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Токарева Александра Ивановича к администрации г. Яровое Алтайского края о признании недействующими полностью, о признании недействующими в части со дня принятия постановлений администрации г. Яровое Алтайского края,
У С Т А Н О В И Л :
23.05.2018 года Токарев А.И. обратился в Яровской районный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании недействующим полностью со дня принятия постановления исполнительного органа местного самоуправления от 03.08.2016 года № 810 «О внесении изменений в постановление администрации г. Яровое Алтайского края»; о признании недействующим полностью со дня принятия постановления исполнительного органа местного самоуправления от 15.06.2017 года № 558 «Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по ул. 40 лет Октября, д.6»; о признании недействующим со дня принятия в части установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу Алтайский край, г. Яровое, дом № 6, указанного под № 3 приложения № 1 постановления исполнительного органа местного самоуправления от 07.07.2015 года № 580 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое « ; о признании недействующим со дня принятия в части установления платы за содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома, расположенного по адресу Алтайский край, город Яровое, дома № 6 постановления исполнительного органа местного самоуправления от 23.06.2016 года № 649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда г. Яровое». В обосновании своих требований административный истец указал, что названные постановления администрации г. Яровое Алтайского края, являясь нормативными правовыми актами, приняты в нарушении федерального законодательства, а именно ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации ( далее по тексту ЖК РФ), чем нарушают его права нанимателя жилого помещения жилищного фонда социального использования, поскольку возлагают на него обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества, тогда как данная обязанность должна быть возложена на собственника - административного ответчика по делу. ( т.1 л.д. 4-6).
25.05.2018 названный иск был принят к производству Яровского районного суда Алтайского края, в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом по собственной инициативе в качестве заинтересованного лица для участия в деле привлечено ООО «Управляющая компания Яровое», уведомлен об участии в деле Славгородский межрайонный прокурор.
В судебном заседании административный истец на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Лихачева А.Н. в удовлетворении заявленных требований просила отказать в полном объеме в связи с необоснованностью и отсутствием нарушения прав Токарева А.И., указала также, что три из четырех оспариваемых постановлений уже прекратили свое действие.
В судебном заседании представители заинтересованного лица, действующие на основании доверенностей Калинина Л.Н. и Корехова М.И. возражали против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель административного истца по делу, действующий на основании ордера адвокат Макаров А.В., о месте и времени слушания извещен надлежаще, причин неявки не сообщил, ходатайства об отложении дела не заявлял.
В соответствии со ст. 213 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии не явившегося представителя административного истца.
Выслушав доводы и пояснения административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованного лица, специалиста ФИО9, показания свидетеля ФИО10, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований отказать в полном объеме в связи с отсутствием нарушений принятыми правовыми актами прав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что с 1993 года муниципальное имущество - дом № 6, расположенный в г.Яровое по ул.40 лет Октября ( или Пушкина 6), использовался как «Дом ветеранов» ( или дом «Ветеран») и находился в ведении органов социальной защиты органов местного самоуправления г. Яровое.
В 2008 году в связи с ликвидацией комитета по социальной защите населения, вышеуказанное здание было передано в хозяйственное ведение МУП «Чистый город».
Постановлением администрации г.Яровое от 17 декабря 2010 года № 729 общежитие по адресу: Яровое, ул.40 лет Октября, дом № 6 было изъято из хозяйственного ведения МУП «Чистый город» в муниципальную казну
Постановлением главы администрации г.Яровое от 22 апреля 2009 года № 255 жилые помещения, расположенные по адресу: Алтайский край, г. Яровое, ул.40 лет Октября, дом № 6 были отнесены к жилым помещениям в общежитии.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования г.Яровое Алтайского края, общежитие по адресу: г.Яровое, ул.40 лет Октября, дом № 6, в настоящее время находится в муниципальной собственности.
В указанном общежитии имеется 33 комнаты, с жильцами которых заключены договора найма жилого помещения в общежитии.
Судом установлено, что на основании заявления Токарева А.И. от 14.06.2012 года, администрация г. Яровое Алтайского края в лице главы администрации Мартыновой Н.Е. заключила с ним договор найма жилого помещения в общежитии № от 20.06.2012 года сроком до 20.06.2013 года. Согласно данного договора, Токареву А.И. была предоставлена комната № площадью 9,75 кв. м. за плату во владение и пользование по адресу <адрес>.
18.03.2013 года администрация г. Яровое Алтайского края в лице главы администрации Мартыновой Н.Е., на основании заявления Токарева А.И. от 05.03.2013 года, на указанную комнату был перезаключен договор найма жилого помещения в общежитии за № 217 без указания срока проживания.
23.08.2013 года на основании заявления Токарева А.И. от 12.08.2013 года, администрация г. Яровое Алтайского края в лице главы администрации Мартыновой Н.Е. заключила с ним договор найма жилого помещения в общежитии № без указания срока проживания. Согласно данного договора, Токареву А.И. была предоставлена комната № площадью 14,75 кв. м. за плату во владение и пользование по адресу <адрес>.
П. 6 раздела 2 данного договора предусматривает обязанность Токарева А.И. как нанимателя о своевременной плате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Данный договор подписан сторонами на момент рассмотрения настоящих требований по существу не прекращен, является действующим, изменений и дополнений в него не вносилось, заинтересованными лицами не оспаривался.
Доказательств того, что Токарев А.И. отказывался от заключения договора на предложенных условиях, предлагал собственнику жилого помещения изложить договор в иной редакции, чем та, которая была предоставлена ему для подписания, равно как и доказательств о том, что администрация г. Яровое Алтайского края отказала в удовлетворении такого заявления, что позволило бы сделать вывод о том, что договор заключен на условиях собственника жилого помещения, без учета мнения Токарева А.И., суду не представлено.
Токарев А.И. был вправе как ознакомиться с условиями данного договора и подписать его, согласившись на его условия, что им и было сделано, так и отказаться от его заключения.
Токарев А.И. был заселен в названное жилое помещение, зарегистрирован и проживает в нем по настоящее время, Иных лиц в жилом помещении не зарегистрировано и не проживает.
Судом установлено и из материалов дела следует, что жилое помещение - комната №, расположенное в общежитии по адресу: <адрес> включено в реестр объектов муниципальной собственности.
Управление общежитием № 6 ул. 40 лет Октября г. Яровое Алтайского края с 01.01.2015 по с 01.12.2015 года осуществляла ООО «УК Яровое», имеющее соответствующую лицензию, по договору управления № ЕП 4- 0120150020, заключенного с собственником недвижимого имущества - администрацией г. Яровое.
С 2016 по настоящее время ООО УК Яровое предоставляет услуги проживающим в общежитии № 6 ул. 40 лет Октября г. Яровое Алтайского края на основании муниципальных контрактов возмездного оказания услуг согласно технического задания, а также контрактов на оказание услуг по приему платежей ( сбор платы за пользование жилым помещением ( платы за найм), ежегодно заключаемых с администрацией г. Яровое Алтайского края.
07.07.2015 года и.о. главы администрации г. Яровое Алтайского края Болвановой Т.Д. вынесено постановление за № 580 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое».
Согласно данного акта, с 01.08.2015 года на территории города Яровое был установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, в том числе для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений для нанимателей муниципального жилищного фонда ( п.1) в размере указанном в приложении 1 к постановлению, в котором под порядковым номером 3 указан дом № 6 по адресу г. Яровое Алтайского края ул. 40 лет Октября.
В соответствии с названным приложением, для дома, в котором проживает административный истец был установлен тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 122, 25 руб. за 1 кв. м.
Текст данного постановления с приложением в полном объеме был опубликован в газете «Яровские вести» № 29( 632) 16.07.2015 года.
Решением Яровского районного суда Алтайского края от 18.04.2016 года, вступившего в законную силу с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22.06.2018 года, по иску Славгородского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, было признано недействующим со дня принятия приложение 1 к постановлению от 07.07.2015 года № 580 в части включения в оплату за содержание и ремонт общежития, расположенного по адресу г. Яровое Алтайского края ул. 40 лет Октября д. 6, оплаты услуг вахтеров, заведующего общежитием.
Предметом судебного разбирательства по названному иску Славгородского межрайонного прокурора явилась только проверка законности включения в оплату за содержание и ремонт общежития, расположенного по адресу г. Яровое Алтайского края ул. 40 лет Октября д. 6, оплаты услуг вахтеров, заведующего общежитием, утвержденной 07.07.2015 года постановление м за № 580 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое.
23.06.2016 года главой администрации г. Яровое Алтайского края Самобочим В.Н. вынесено постановление за № 649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое «.
Согласно данного акта, с момента его опубликования на территории города Яровое устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилых помещений, в том числе для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений для нанимателей муниципального жилищного фонда ( п.1) в размере указанном в приложении 1 к постановлению, в котором под порядковым номером 3 указан дом № 6 по адресу г. Яровое Алтайского края ул. 40 лет Октября.
В соответствии с названным приложением, для дома, в котором проживает административный истец был установлен тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 43,35 руб. за 1 кв. м.
Согласно пункта 3 указанного акта исполнительного органа местного самоуправления, постановление за № 580 от 07.07.2015 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое « признано утратившим силу.
Текст данного постановления с приложением в полном объеме был опубликован в газете «Яровские вести» № 26( 682) 30.06.2016 года.
03.08.2016 года главой администрации г. Яровое Алтайского края вынесено постановление за № 810 « О внесении изменений в постановление администрации г. Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года № 649».
Согласно данного акта, постановлено в постановление администрации г. Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года № № 649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое « внести следующие изменения :
- по тексту постановления слова « платы за содержание и ремонт « заменить на слова «платы за содержание»
- в приложении 1 « размер платы за содержание жилого помещения, обеспечивающий содержание общего имущества в многоквартирном доме наименование таблицы и строку 6 изложить в следующей редакции :
п/п | Адрес МКД | Тариф на содержание | Единица измерения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
6 | Ул. 40 лет Октября | 6 | Руб/м2 | 43,35- с 01.08.2015 |
Текст данного постановления в полном объеме был опубликован в газете «Яровские вести» № 32( 688) 11.08.2016 года.
ООО «Управляющая компания Яровое « Токареву А.И. произведен перерасчет за период с августа по декабрь 2015 года и с 01.02.2016 по 30.06.2016 года оплаты за содержание и ремонт общежития.
15.06.2017 года и.о.главы администрации г. Яровое Алтайского края Бачуриным Н.В. вынесено постановление за № 558 «Об утверждении платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития по ул. 40 лет Октября д. 6 «
Согласно данного акта, с 01.07.2017 года установлен размер платы за содержание жилых помещений специализированного жилищного фонда общежития дом № 6 по адресу г. Яровое Алтайского края ул. 40 лет Октября в размере 43,99 руб.
Согласно пункта 2 указанного акта исполнительного органа местного самоуправления, постановление за № 810 от 03.08.2016 года « О внесении изменений в постановление администрации г. Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года № 649» признано утратившим силу.
Текст данного постановления с приложением в полном объеме был опубликован в газете «Яровские вести» № 25( 733 ) 22.06.2017 года.
Указанное постановление администрации г. Яровое Алтайского края действует на момент разрешения настоящих требований по существу, изменений и дополнений в него не вносилось.
15.05.2018 года администрация г. Яровое Алтайского края обратилась к мировому судье судебного участка г. Яровое Алтайского края с исковым заявлением к Токареву А.И. о взыскании с задолженности за содержание жилого помещения по договору найма жилого помещений года ( период задолженности с 01.02.2016 года по 05.03.2018) в общей сумме 16062,94 руб.
Названное исковое заявление принято мировым судьей судебного участка г. Яровое Алтайского края к своему производству, 29.05.2018 года производство по делу было приостановлено по основаниям абз. 4 ст. 215 ГПК РФ - до рассмотрения настоящего административного иска по существу.
В судебном заседании Токарев А.И. указал, что спорные суммы задолженности за содержание жилого помещения по договору найма жилого помещения за период с 01.02.2016 по 05.03.2018 года ни полностью, ни части не оплатил.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса ( ч.1 и ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги. ( ч.1 ). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;2) плату за коммунальные услуги.( ч.1.1.).Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;2) взнос на капитальный ремонт;3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.( ч.1 -4 ст. 154 ЖК РФ )
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.( ч. 1-4 ст. 156 ЖК РФ)
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ) с 15 сентября 2015 года вступил в силу КАС РФ.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.(ч.7,8 ст. 213 КАС РФ).
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. ( п. 9,10
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" )
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, с учетом вышеприведенных норм федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом акты исполнительного органа местного самоуправления г. Яровое Алтайского края являются по своему характеру нормативными правовыми актами, поскольку отвечают всем вышеназванным их признакам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 213 названного Кодекса утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав и законных интересов.
Из разъяснений, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 6-П, также следует, что возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. Если заявителем оспаривается нормативный правовой акт, не затрагивающий его права или законные интересы, то суд отказывает в принятии заявления к рассмотрению. В то же время сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.
Исходя из специфики правовых отношений в сфере оплаты за содержание жилого помещения, а также в силу предмета таких отношений, размеры, применяемые для расчетов между сторонами по договорам, в том числе по договору найма жилого помещения в общежитиях устанавливаются на определенный период. Вместе с тем, при возникновении споров о расчетах и платежах за прошедшие периоды либо о зачетах по платежам, которые проводились за прошлый и настоящий периоды, необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению таких размеров на соответствующие периоды.
Таким образом, оспариваемые постановления администрации г. Яровое Алтайского края от 07.07.2015 года за № 580 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое», от 23.06.2016 года за № 649 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения жилищного фонда города Яровое «, от 03.08.2016 года за № 810 « О внесении изменений в постановление администрации г. Яровое Алтайского края от 23.06.2016 года № 649» применялись в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.
Следовательно, тот факт, что вышеперечисленные постановления на момент разрешения настоящих требований по существу утратили силу, не может служить препятствием для их оспаривания в порядке главы 21 КАС РФ и рассмотрения судом дела по существу, что согласуется с позицией, высказанной в
определении Верховного Суда РФ от 21.02.2018 N 81-КГ17-28 ).
При этом, суд соглашается с позицией представителя административного ответчика и заключением прокурора по делу о том, что спорными постановлениями администрации г. Яровое Алтайского края не нарушаются права, свободы и законные интересы Токарева А А.И., исходя из следующего.
Названные акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления в рамках представленных федеральным законодательством полномочий в установленной форме и порядке, порядок введения в действие нормативно правовых актов, а также порядок их опубликования соблюден, содержание оспариваемых постановлений администрации г. Яровое Алтайского края соответствует федеральному законодательству.
При этом суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что на правоотношения, возникшие между ним как нанимателем жилого помещения и администрацией г. Яровое Алтайского края как собственника жилого помещения распространяются положения п. 1.1. ст. 154 ЖК РФ.
Как было указано выше, данная норма предусматривает структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Нормы о жилищном фонде социального использования введены в действие с 22.07.2014 года
По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны срок действия этого договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора. (ч.1и 2 ст. 91.1. ЖК РФ).Жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.(ч.1 и 2 ст. 91.3ЖК РФ ).
Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом.( ст. 91.5 ЖК РФ).
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет.(ч.1 ст. 91.6 ЖК РФ)
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 92 ЖК, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, жилые помещения в общежитиях. В соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, жилое помещение – комната №, по <адрес>, занимаемое административным истцом, является муниципальной собственностью, относится к специализированому жилищному фонду и имеет статус общежития.
Доказательств того, что данное жилое помещение исключено из состава специализированого жилого фонда и имеет другой правовой статус, суду не представлено.
Принадлежность жилого помещения к специализированному фонду (в данном случае к общежитию), в соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ определяется не его жилищно-бытовыми характеристиками, а на основании решения соответствующего муниципального органа в установленном законом порядке об отнесении такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений (Определение ВС РФ от 10.12.2013 N 18-КГ13-131).
Постановление исполнительного органа местного самоуправления г. Яровое Алтайского края от 22 апреля 2009 года № 255 не противоречит нормам ЖК РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещении».
До настоящего времени названное постановление никем не оспорено и в установленном порядке не изменялось и не отменено.
Следовательно, на отношения, возникшие между Токаревым А.И. и администрацией г. Яровое Алтайского края, связанные с владением и пользованием жилым помещением – комнатой №, по <адрес>, положения ч. 1.1. ст. 154 ЖК РФ применены быть не могут, так как на них распространяется действие нормы ч.1 данной статьи федерального закона.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, вышеприведенные нормы федерального законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца Токарева А.И., а потому приходит к выводу об их отказе в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Токарева Александра Ивановича к администрации г. Яровое Алтайского края о признании недействующими полностью, о признании недействующими в части со дня принятия постановлений администрации г. Яровое Алтайского края, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Яровской районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2018 года.
Председательствующий Н.Г.Чистоходова