УИД: 88RS0003-01-2020-000094-44
Дело № 2а-87/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2020 г. в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края,
Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием административного истца прокурора Эвенкийского района в лице заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-87/2020 по административному исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее – Администрация п. Стрелка-Чуня или административный ответчик) о признании бездействия и возложении обязанности, мотивируя административные исковые требования следующим.
Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка соблюдения администрацией поселка Стрелка-Чуня требований федерального законодательства в сфере закупок, в том числе соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон 44-ФЗ), в ходе которой установлено, что на сайте Единой информационной системы в сфере закупок требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений, установленные администрацией п. Стрелка-Чуня (ИНН:8803001630) до настоящего времени не размещены, что является нарушением требований статей 4, 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон №8-ФЗ от 09.02.2009), ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008), ст.1, 19 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013). Неисполнение требований законодательства в части размещения указанной информации в ЕИС нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов, на доступ к информации, который предоставлен им действующим законодательством. В связи с чем, административный истец просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края по неопределению требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации поселка Стрелка-Чуня, а также по неразмещению их в Единой информационной системе в сфере закупок.
2. Обязать администрацию поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу определить требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации поселка Стрелка-Чуня и разместить их в Единой информационной системе в сфере закупок.
В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. административный иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Административный ответчик - Администрация п.Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края о дате, времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом 01.09.2020 г., что подтверждается почтовым уведомлением от 01.09.2020 г. (л.д.26), а также а также путем размещения информации по делу на Интернет-сайте Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края www.tungusso-chunsky-tur.sudrf.ru, что подтверждается отчетом о размещении на сайте сведений по делу №2а-87/2020 (л.д.32).
Временно исполняющая полномочия Главы п.Стрелка-Чуня ФИО6 ко дню судебного заседания представила отзыв на административное исковое заявление (л.д. 28) и заявление о рассмотрении дела без участия представителя Администрации п. Стрелка-Чуня (л.д. 29).
Администрация п. Стрелка-Чуня в отзыве на административное исковое заявление прокурора района указала, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении прокурора района в настоящее время не могут быть исполнены, так как в 2020 году администрацией п. Стрелка-Чуня не был заключен муниципальный контракт на оказание услуг с контрактным управляющим. В связи с отсутствием электронной цифровой подписи в настоящее время временно исполняющая полномочия Главы п. Стрелка-Чуня не может осуществлять финансирование расходных обязательств п. Стрелка-Чуня. Для размещения сведений в ЕИС планируется внести в проект бюджета на 2021 год соответствующие расходы для заключения договора с контрактным управляющим.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя администрации п. Стрелка-Чуня, при имеющейся явке и по имеющимся в материалах административного дела доказательствам.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Данный вывод суда основан на следующем.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Как следует из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 предусмотрено, что одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.
В соответствии с пп. «б» п.7 ч.1 ст.13 Федерального закона №8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет» должна содержать, в частности, сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями и учреждениями выделяемых бюджетных средств.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в РФ являются, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законность, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Из ст.1 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 следует, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 ст.19 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 закреплено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
При этом ч. 5 названной статьи Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 закрепляет, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 данной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.
Согласно ч. 6 ст.19 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 устанавливает обязанность, что правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.
Учитывая вышеизложенное, размещение государственными (муниципальными) органами в ЕИС требований к закупаемым товарам, работам, услугам такими органами и их подведомственными казенными учреждениями, а также нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и их подведомственных учреждений является императивной нормой, ввиду чего положения о размещении актов в ЕИС являются обязательными для применения.
Между тем, как следует из представленных административным истцом доказательств:
- справки по результатам проверки от 27.07.20202 г. (л.д.8);
- скриншоты страницы Администрации п. Стрелка-Чуня (л.д.9-10), административным ответчиком в ЕИС не размещены требования к закупаемым товарам, работам, услугам как самой Администрации п. Стрелка-Чуня так и подведомственных казенных учреждений, нормативные затраты на обеспечение функций органов местного самоуправления п. Стрелка-Чуня их подведомственных учреждений.
Неисполнение требований законодательства в части размещения в ч. 6 ст. 19 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 информации в ЕИС нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к информации, в связи с чем, нарушение требований действующего законодательства должно быть устранено, в том числе с помощью судебной защиты права неопределенного круга лиц.
Частью 1 ст.23 Федерального закона №8-ФЗ установлено, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
При указанных выше обстоятельствах, суд признает незаконным бездействие Администрации поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по неопределению требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации поселка Стрелка-Чуня, а также по не размещению их в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Устанавливая срок исполнения решения суда, суд принимает во внимание важность охраняемых общественных отношений, объем обязанностей, исполнение которых решением суда возложено на Администрацию поселка Стрелка-Чуня, существенность дополнительных расходов на бюджет поселка Стрелка-Чуня, мнение прокурора, высказанное в исковом заявлении, в связи с чем, приходит к выводу, что справедливым, разумным и обоснованным будет установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев с даты его вступления в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Между тем, согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая данное обстоятельство судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего административного дела, взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края по неопределению требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации поселка Стрелка-Чуня, а также по неразмещению их в Единой информационной системе в сфере закупок.
Обязать администрацию поселка Стрелка-Чуня Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу определить требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций администрации поселка Стрелка-Чуня и разместить их в Единой информационной системе в сфере закупок.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий по административному делу
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 23.09.2020г.