ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-87/20 от 19.03.2020 Североморского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Североморск 19 марта 2020 г.

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Бельского И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании решения начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" (далее - 2 ФЭС), связанного с отказом в возмещении стоимости проживания в гостинице в период выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации войсковой части,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился во 2 ФЭС с авансовым отчетом для возмещения понесенных им расходов по оплате стоимости проживания в гостинице на общую сумму 65000 руб. в период выполнения служебного задания в войсковой части (<адрес>) с <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ, связанного с подготовкой и участием в Главном военно-морском параде в <адрес>.

Решением начальника 2 ФЭС, принятого в форме письменного уведомления в адрес административного истца от ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО1 в возмещении указанных расходов отказано в связи с тем, что мероприятие, в котором принимал участие административный истец, не является служебной командировкой и, таким образом, расходы, связанные с проживанием вне пункта постоянной дислокации войсковой части возмещению не подлежат.

Будучи несогласным с вышеуказанным решением, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконными решение начальника 2 ФЭС от ДД.ММ.ГГГГ, связанное с отказом в возмещении расходов по оплате стоимости проживания в гостинице, в период выполнения служебного задания в войсковой части (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать начальника 2 ФЭС принять к рассмотрению и проверить его авансовый отчет, а также выплатить ему денежные средства в размере понесенных расходов по оплате стоимости проживания в гостинице, в период выполнения служебного задания в войсковой части (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- взыскать с 2 ФЭС судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд в размере 300 рублей.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго ответчика по делу привлечен 2 ФЭС, а заинтересованным лицом - командир войсковой части .

Административные истец и ответчик, а также командир войсковой части , надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Североморского гарнизонного суда, в суд не явились. При этом ФИО1 в своем административном исковом заявлении, а начальник 2 ФЭС в представленных в суд письменных возражениях, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Командир войсковой части о причинах своей неявки либо неявки своего представителя суд не известил.

Поскольку все лица, участвующие в деле, уведомлены о том, что в случае их неявки в судебное заседание дело будет рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, а их явка не является обязательной и не признавалась судом обязательной, на основании ч. 7 ст. 150 и п. 4 ст. 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в указанном порядке.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял служебное задание в войсковой части , дислоцированной в <адрес>. В указанный период бесплатным жилым помещением он не обеспечивался и при этом им были понесены расходы, связанные с оплатой проживания в гостинице в общей сумме 65000 руб. Затем он направил в 2 ФЭС авансовый отчет с оправдательными документами на указанную сумму, но в его реализации и выплате денежных средств ему, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ было административным ответчиком отказано.

В представленных в суд письменных возражениях начальник 2 ФЭС, ссылаясь на п.п. 58 и 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, (далее – Порядок), указал, что возражает против возмещения ФИО1 расходов на оплату проживания в гостинице в <адрес>, так как, выполнение им поставленной задачи в войсковой части является участием в мероприятиях вне пункта постоянной дислокации войсковой части. Таким образом, административному истцу положена к выплате надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в таких мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.

Кроме того, административный ответчик полагает, что возмещение расходов, понесенных военнослужащими в связи с участиями в мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части являются обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и такие решения не могут быть вынесены судами в рамках рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства.

В свою очередь, командир войсковой части в представленном в суд сообщении указал, что административный истец имеет право на возмещение понесенных им затрат по оплате проживания в гостинице, так как они являются вынужденными, поскольку в войсковой части (<адрес>) отсутствует специализированный жилищный фонд для бесплатного размещения военнослужащих войсковой части , участвующих в мероприятиях вне пункта постоянной дислокации войсковой части.

Исследовав письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

<данные изъяты> ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части , дислоцированной в <адрес>), в воинской должности <данные изъяты>.

Согласно копиям телеграммы командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в войсковой части (<адрес>) для участия в Главном Военно-морском параде в <адрес>).

Из указанной копии командировочного удостоверения также следует, что ФИО1 в период нахождения в войсковой части проживанием и питанием не обеспечивался.

Согласно копии справки войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в данной войсковой части (<адрес>) отсутствует жилой фонд для размещения военнослужащих войсковой части , прибывших в служебную командировку со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом из копий рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, и выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что командиром войсковой части принято решение о необходимости возмещения понесенных административным истцом командировочных расходов, состоящих, в том числе из стоимости проживания в гостинице в <адрес>.

Из копий авансового отчета административного истца, кассового чека, справки-подтверждения, прайс-листа и свидетельств о постановке на налоговый учет усматривается, что ООО "<данные изъяты>" оказывало ФИО1 гостиничные услуги в виде предоставления для проживания по адресу: <адрес>, стандартного одноместного однокомнатного номера стоимостью 2500 руб. в сутки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за что истцом было уплачено 65000 руб.

Командир войсковой части подписал авансовый отчет ФИО1, чем также подтвердил целесообразность произведенных административным истцом расходов.

Решением начальника 2 ФЭС, принятого в форме письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано в возмещении командировочных расходов в связи с тем, что, по мнению должностного лица, участие в Главном военно-морском параде в <адрес> не является служебной командировкой.

Оценив вышеприведенные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Вопреки позиции начальника 2 ФЭС, требования ФИО1 непосредственно вытекают из публично-правовых отношений, связанных с исполнением военнослужащими специальных обязанностей и основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, в связи с чем дело, в котором финансовый орган выступает в качестве административного ответчика как структурное подразделение Министерства обороны Российской Федерации, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Понятие служебной командировки дано в п. 3 Инструкции "О планировании служебных командировок", утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, определяющей ее как направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу. Этой же Инструкцией определен порядок планирования служебных командировок и их финансового обеспечения.

Должностные лица, которые правомочны принимать решения о направлении в служебные командировки, и сроки исполнения заданий по ним определены в п. 2 Инструкции "По организации направления военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации", утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Применительно к военнослужащим войсковой части таким правом обладают: командир данной воинской части, командир вышестоящей воинской части , начальник морской авиации ВМФ, главнокомандующий Военно-морским флотом и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как установлено судом, основанием для направления ФИО1 для участия в Главном военно-морском параде в <адрес>) послужила телеграмма командира войсковой части , изданная в соответствии с решениями НГШ ВС РФ, главнокомандующего ВМФ РФ и указаниями начальника морской авиации ВМФ.

Вышеприведенные Инструкции, регламентируя соответственно, планирование служебных командировок и организацию направления в них военнослужащих, содержат указание о том, что их действие не распространяется на мероприятия, указанные в пункте 125 Порядка.

В соответствии с п.п. "з" и "и" п. 125 Порядка, установлено, что не считаются командировками поездки военнослужащих, в том числе, направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе, сводных) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, и, кроме того, принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе, сводных) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 58 Порядка.

Согласно пункту 58 Порядка и пункту 5 Перечня мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, полевые (морские, воздушные), тактические занятия, сборы (сбор-походы), походы кораблей, полеты воздушных судов, полевые выходы, стрельбы, боевые пуски (учебно-боевые пуски) ракет, бомбометания, торпедометания, минные постановки, траление, относятся к мероприятиям, проводимым вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, в размере 2% оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60% оклада по воинской должности в месяц.

Из приведенных правовых норм следует, что во всех рассматриваемых случаях участия военнослужащих в указанных мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, при которых подлежит выплате соответствующая надбавка, такие военнослужащие не могут нести командировочные расходы, включающие расходы по проезду от места службы к месту выполнении служебного задания и обратно, суточные расходы и расходы по бронированию и найму жилого помещения, поскольку государство в лице Министерства обороны Российской Федерации должно самостоятельно обеспечить их перевозку, питание и проживание за счет средств федерального бюджета (бесплатно).

Применительно к рассматриваемым правоотношениям <данные изъяты> ФИО1 был направлен в составе подразделения для выполнения служебного задания, заключающегося в участии в военно-морском параде, то есть мероприятиях, указанных в подп. "з" и "и" пункта 125 Порядка.

Учитывая изложенное, суд в целом соглашается с доводами административного ответчика о том, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически принимал участие в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации войсковой части, за период непосредственного участия в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время.

Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено, что, несмотря на данные обстоятельства, ФИО1 в указанный период, ввиду отсутствия специализированного жилищного фонда у принимающей стороны - войсковой части , дислоцированной в <адрес>, за счет собственных денежных средств самостоятельно снимал в гостинице "<данные изъяты>" стандартный одноместный однокомнатный номер, в связи с чем вынужденно понес расходы в размере 65000 руб.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих является функцией государства и предусматривает, помимо прочего, меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти и является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В силу требований статей 33, 43 и 75 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, одним из принципов строительства Вооруженных сил Российской Федерации является единоначалие, которое заключается в праве командира (начальника) отдавать приказ и в обязанности подчиненного военнослужащего беспрекословно повиноваться приказу. При этом, командир (начальник), отвечая за бытовое обеспечение подчиненного личного состава (военнослужащих), обязан предусмотреть меры по обеспечению выполнения отданного им приказа.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предусмотрено, что военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 467 "О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета", предусмотрено возмещение военнослужащим расходов, связанных со служебными командировками, по бронированию и найму жилого помещения, в размере, не превышающем стоимость однокомнатного (одноместного) номера.

Не содержат противоречий вышеприведенным правовым нормам и положения пунктов 118 и 124 Порядка, которые предусматривают военнослужащим, направляемым в служебную командировку, производство выплат на командировочные расходы, включая возмещение расходов по найму жилого помещения.

Из вышеизложенного следует, что в случаях, когда командирами (начальниками) при привлечении военнослужащих к мероприятиям вне пункта постоянной дислокации воинской части вопросы обеспечения их перевозки, питания и проживания за счет средств федерального бюджета (бесплатно) по тем или иным причинам не урегулированы, либо разрешены частично (например, организовано лишь питание и (или) перевозка), то в такой ситуации военнослужащий вправе рассчитывать на возмещение вынужденно понесенных им расходов, в том числе, связанных с наймом жилого помещения в месте выполнения поставленных ему задач вне пункта постоянной дислокации воинской части, по установленным нормам, как находящемуся в служебной командировке.

При этом, в силу требований п. 1 ст. 26 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", финансирование таких расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых для обеспечения деятельности военного ведомства.

Анализ приведенных правовых норм, с учетом установленных обстоятельств дела об участии административного истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, не являющихся командировкой, и о вынужденном найме ФИО1 в тот же период за счет собственных денежных средств номера в отеле, а также об оформлении истцом требований о возмещении расходов по данному найму жилья в качестве компенсации командировочных расходов, и, кроме того, о том, что в рассматриваемой с административным истцом ситуации какого-либо иного порядка компенсации таких расходов нормативно-правовыми актами не предусмотрено, позволяет прийти к выводу о том, что ФИО1 имеет право на возмещение ему расходов, связанных с участием в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части и вынужденному найму стандартного однокомнатного одноместного номера в гостинице ООО "<данные изъяты>", а действия начальника 2 ФЭС, отказавшего в возмещении указанных расходов, являются незаконными.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на финансовый орган обязанность по принятию к учету авансового отчета ФИО1, проверке обоснованности заявленной в нем суммы понесенных административным истцом расходов по оплате проживания в гостинице ООО "<данные изъяты>", а также принять решение по их возмещению.

При таких данных, административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.

На основании ст. 103 КАС РФ суд относит к судебным расходы административного истца по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей при подаче административного искового заявления о признании решения должностного лица незаконным.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ считает, что в пользу административного истца со 2 ФЭС надлежит взыскать 300 рублей в счет возмещения судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 111, 180, 227 и 293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании решения начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба", связанного с отказом в возмещении стоимости проживания в гостинице в период выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации войсковой части, удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" от ДД.ММ.ГГГГ, связанное с отказом ФИО1 в возмещении расходов по оплате стоимости проживания в гостинице, в период выполнения служебного задания в войсковой части (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" принять к рассмотрению и проверить авансовый отчет ФИО1, а также принять решение о выплате ему денежных средств в размере понесенных расходов по оплате стоимости проживания в гостинице, в период выполнения служебного задания в войсковой части (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" в пользу ФИО1 300 (триста) руб. в возмещение судебных расходов.

Об исполнении решения суда административному ответчику сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий по делу И.Г. Бельский