Дело № 2а-87/2021
УИД 80RS0002-01-2021-000082-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Могойтуй 16 марта 2021 года
Могойтуйский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ситко Т.И.,
при секретаре Дашиевой Д.Б.,
с участием старшего помощника прокурора Могойтуйского района Данзановой Е.Д.,
административного ответчика представителя ООО «Могойтуйские теплосети» ФИО1, на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Могойтуйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Могойтуйский район», администрации городского поселения «Могойтуй», ООО «Могойтуйские теплосети» о признании бездействия администрации городского поселения «Могойтуй» по ненадлежащей организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй» незаконным; возложении обязанности на администрацию городского поселения «Могойтуй» организовать обеспечение неснижаемого нормативного запаса угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; о признании бездействия ООО «Могойтуйские теплосети» по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй» незаконным; возложении обязанности на ООО «Могойтуйские теплосети» обеспечить неснижаемый нормативный запас угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; признании бездействия администрации муниципального района «Могойтуйский район» по неполучению паспорта готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов незаконным; возложении обязанности на администрацию муниципального района «Могойтуйский район» получить паспорт готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов не позднее 15.03.2021 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Могойтуйского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Могойтуйского района в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», указания прокурора Забайкальского края от 10.04.2018 № 34/07/1 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» проведена проверка организации теплоснабжения на территории городского поселения «Могойтуй».
Постановлением администрации муниципального района «Могойтуйский район» от 09.09.2020 №387 отопительный сезон на территории Могойтуйского района начат с 15.09.2020.
На территории городского поселения «Могойтуй» теплоснабжающей организацией является ООО «Могойтуйские теплосети» на основании концессионного соглашения от 30.10.2014 № 01/30.10.14.
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.11.2019 №308-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Могойтуйские теплосети» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Могойтуй» муниципального района «Могойтуйский район» тариф на тепловую энергию изменен с 3206,23 рублей во 2 полугодии 2019 года на 2766 рублей в 1 полугодии 2020 года.
Администрация городского поселения «Могойтуй», будучи уведомленной о снижении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Могойтуйские теплосети», мер к понуждению концессионера обжаловать приказ РСТ Забайкальского края от 05.11.2019 №308-НПА либо к возмещению выпадающих расходов концессионера не приняла.
Таким образом, обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения администрацией городского поселения «Могойтуй» не исполняется в полном объеме, что привело к образованию кредиторской задолженности ООО «Могойтуйские теплосети» в размере 10 284 000 рублей и снижению нормативного запаса угля до 10-суточного.
ООО «Могойтуйские теплосети» меры к обжалованию приказа РСТ Забайкальского края от 05.11.2019 №308-НПА не приняты.
Определением Забайкальского краевого суда от 21.01.2020 административному истцу ООО «Могойтуйские теплосети» в 10-дневный срок с момента получения данного определения надлежало устранить нарушения ст.209 КАС РФ.
В установленный судом срок нарушения не устранены, административное исковое заявление не рассмотрено. Фактически административный истец согласился с установленным РСТ Забайкальского края тарифом на 1 полугодие 2020 года, применение которого привело к образованию кредиторской задолженности ООО «Могойтуйские теплосети» на 01.11.2020 в размере 10 284 000 рублей и снижению нормативного запаса угля до 10-суточного.
При этом, на 01.11.2020 у ООО «Могойтуйские теплосети» имеется дебиторская задолженность в размере 39 178 000 рублей, надлежащая работа по взысканию которой обществом не проводится.
Забайкальским управлением Ростехнадзора при проверке готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному периоду 2020-2021 годов выявлены следующие нарушения:
-отсутствуют утвержденные схемы теплоснабжения поселений;
-отсутствуют программы по подготовке теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в осенне-зимний период и документы, подтверждающие выполнение;
-отсутствуют данные о бесхозных тепловых сетях и мерах, предпринятых для определения эксплуатирующей тепловой организации;
-отсутствует перечень абонентов, не подлежащих включению в график ограничений, согласованных с органами местного самоуправления;
-не представлены документы по выполнению предписания ООО «Могойтуйские теплосети» от 21.08.2020 №63/07-11-2020, в том числе по обеспечению нормативного запаса угля на котельных;
-котельные ООО «Могойтуйские теплосети» не укомплектованы поверенными манометрами (котлы 1, 2, 3 котельной, расположенной в <адрес>, подающий трубопровод южной ветки Центральной котельной).
Ввиду выявленных Забайкальским управлением Ростехнадзора нарушений паспорт готовности муниципального района «Могойтуйский район» не получен до настоящего времени.
Выявленные нарушения посягают на принципы обеспечения надежности и энергетической эффективности теплоснабжения.
В связи с тем, что ООО «Могойтуйские теплосети» обеспечивает теплоснабжение многоквартирных жилых домов, социально-значимых объектов на территории ГП «Могойтуй», выявленные нарушения могут повлечь нарушение нормативного уровня и режима обеспечения их данной коммунальной услугой, а также снижение нормативного запаса твердого топлива, прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц.
Обязательный досудебный порядок урегулирования спора действующим законодательством не предусмотрен.
На основании изложенного, просит: признать бездействие администрации городского поселения «Могойтуй» по ненадлежащей организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй» незаконным; обязать администрацию городского поселения «Могойтуй» организовать обеспечение неснижаемого нормативного запаса угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; признать бездействие ООО «Могойтуйские теплосети» по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй» незаконным; обязать ООО «Могойтуйские теплосети» обеспечить неснижаемый нормативный запас угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; признать бездействие администрации муниципального района «Могойтуйский район» по неполучению паспорта готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов незаконным; обязать администрацию муниципального района «Могойтуйский район» получить паспорт готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов не позднее 15.03.2021 г..
В судебном заседании старший помощник прокурора Данзанова Е.Д. административные исковые требования поддержала полностью, просила удовлетворить.
Административный ответчик – представитель ООО «Могойтуйские теплосети» ФИО1 требования прокурора не признал по доводам, указанным в возражении на административное исковое заявление, просил отказать в их удовлетворении, указал, что запас угля на 15 марта 2021 года имеется на 15 суток, поставки угля производятся регулярно автомобильным транспортом по договору с ИП ФИО5.
В судебное заседание не явились представители административных ответчиков администрации муниципального района «Могойтуйский район», администрации городского поселения «Могойтуй», в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие. При этом, направили суду возражения на административное исковое заявление, в которых просили отказать в полном объеме в удовлетворении требований прокурора.
Заслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.п. 3,4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ "О теплоснабжении") к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно подп. "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
В соответствии с пп. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. Так, для твердого топлива, доставленного автомобильным транспортом, установлен 7 суточный запас, при доставке железнодорожным транспортом – 14 суток.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района «Могойтуйский район» от 09.09.2020 № 387 отопительный сезон на территории Могойтуйского района начат с 15.09.2020 г.
На территории городского поселения «Могойтуй» теплоснабжающей организацией является ООО «Могойтуйские теплосети» на основании концессионного соглашения от 30.10.2014 № 01/30.10.14, сроком на 10 лет.
Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.11.2019 №308-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Могойтуйские теплосети» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Могойтуй» муниципального района «Могойтуйский район» тариф на тепловую энергию изменен с 3206,23 рублей во 2 полугодии 2019 года на 2766 рублей в 1 и 2 полугодии 2020 года, в 1 полугодии 2021 года тариф составил 4 693,68 рублей.
Доводы прокурора о необходимости администрацией городского поселения «Могойтуй» организации обеспечения неснижаемого нормативного запаса угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; возложении обязанности на ООО «Могойтуйские теплосети» обеспечить неснижаемый нормативный запас угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов, поскольку непринятие подобных мер может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Доказательств, свидетельствующих об ограничении или об остановке подачи тепла потребителям, суду не представлено, кроме того, на момент принятия решения по делу административный ответчик ООО «Могойтуйские теплосети» представил договор № на поставку угля от 27 января 2021 г., заключенный между ИП ФИО5 и ООО «Могойтуйские теплосети» на поставку угля 511,95 тонн за 2 250 рублей за одну тонну, а также сведения о том, что на 15 марта 2021 года нормативный запас угля котельных ООО «Могойтуйские теплосети» составил 383,84 тонн, запас на 15 дней.
Вместе с тем, доказательств, достоверно свидетельствующих об отсутствии в котельных нормативного запаса угля, в материалах дела не имеется.
При рассмотрении дела также не установлен факт бездействия администрации городского поселения «Могойтуй» и ООО «Могойтуйские теплосети», выразившееся по ненадлежащей организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй».
Так, ООО «Могойтуйские теплосети» 15.09.2020 г. в адрес Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направляло информацию об устранении нарушений, выявленных Предписанием 21.08.2020 г.
Кроме того, 10.11.2020 г. ООО «Могойтуйские теплосети» обращалось к прокурору Могойтуйского района для принятия мер прокурорского реагирования по снижению тарифов на тепло на 2020 год.
21.01.2020 г. определением Забайкальского краевого суда исковое заявление ООО «Могойтуйские теплосети» о признании недействующим приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 5 ноября 2019 года № 308-НПА оставлено без движения.
07.11.2019 г., 11.11.2019 г. ООО «Могойтуйские теплосети» обращалось с письмом Губернатору Забайкальского края, Министру жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае с просьбой оказании помощи в пересмотре тарифа на 2020 год.
Также администрацией муниципального района «Могойтуйский район» 12.02.2020 г. направлялось письмо Губернатору Забайкальского края об оказании содействия в рассмотрении в отдельном порядке пересмотра ранее утвержденных тарифов по теплоснабжающему предприятию ООО «Могойтуйские теплосети» РСТ Забайкальского края.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками были приняты необходимые меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в отопительный период. Административным истцом не приведены доказательства, что их бездействия привели к нарушению прав граждан, являющихся потребителями коммунальной услуги по теплоснабжению на территории городского поселения «Могойтуй».
С учетом изложенного, вышеуказанные требования прокурора Могойтуйского района не подлежат удовлетворению.
По требованию к администрации муниципального района «Могойтуйский район» о признании бездействия по неполучению паспорта готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов незаконным; возложении обязанности на администрацию муниципального района «Могойтуйский район» получить паспорт готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов не позднее 15.03.2021 г., суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований в связи со следующим.
Административным ответчиком администрацией муниципального района «Могойтуйский район» 28.10.2020 г. в адрес Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РОСТЕХНАДЗОР для получения паспорта готовности муниципального района направлен акт проверки готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг.
Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РОСТЕХНАДЗОР поданы замечания к акту проверки.
09.11.2020 г. администрация муниципального района «Могойтуйский район» в адрес Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РОСТЕХНАДЗОР направила информацию по устранению замечаний в соответствии с Перечнем замечаний к Акту проверки готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг.
13.11.2020 г. Забайкальским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РОСТЕХНАДЗОР повторно поданы замечания к акту проверки.
27.11.2020 г. администрация муниципального района «Могойтуйский район» в адрес Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РОСТЕХНАДЗОР направила информацию по устранению замечаний в соответствии с повторным на 13.11.2020 г. Перечнем замечаний к Акту проверки готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг. № 22 от 26.10.2020 г.
Между тем, административным истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о бездействии администрации муниципального района «Могойтуйский район» по неполучению паспорта готовности муниципального района к отопительному сезону 2020-2021 гг..
В соответствии с п. 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденным Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 (далее Правила) сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт (пункт 11 Правил).
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12 Правил).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, администрации муниципального района «Могойтуйский район» Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РОСТЕХНАДЗОР не выдан ни паспорт готовности к отопительному сезону, ни акт с выводом о готовности к отопительному сезону, хотя представленными материалами подтверждается устранение административным ответчиком замечаний в соответствии с Перечнем к Акту проверки готовности к отопительному сезону 2020-2021 гг.
Иного в соответствии со ст. 62 КАС РФ суду административным истцом не представлено.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ на предмет их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора Могойтуйского района в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Могойтуйского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Могойтуйский район», администрации городского поселения «Могойтуй», ООО «Могойтуйские теплосети» о признании бездействия администрации городского поселения «Могойтуй» по ненадлежащей организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй» незаконным; возложении обязанности на администрацию городского поселения «Могойтуй» организовать обеспечения неснижаемого нормативного запаса угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; о признании бездействия ООО «Могойтуйские теплосети» по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории городского поселения «Могойтуй» незаконным; возложении обязанности на ООО «Могойтуйские теплосети» обеспечить неснижаемый нормативный запас угля на котельных городского поселения «Могойтуй» в течение отопительного сезона 2020-2021 годов; признании бездействия администрации муниципального района «Могойтуйский район» по неполучению паспорта готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов незаконным; возложении обязанности на администрацию муниципального района «Могойтуйский район» получить паспорт готовности муниципального района «Могойтуйский район» к отопительному сезону 2020-2021 годов не позднее 15.03.2021 г. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могойтуйский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.И. Ситко