ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-87/2021 от 25.05.2021 Владивостокского гарнизонного военного суда (Приморский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УИД 25GV0001-01-2020-000484-24

25 мая 2021 года г. Владивосток

Владивостокский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Дердея А.В., с участием представителя административных ответчиков ФИО1, при секретаре судебного заседания Бережной А.И., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Службы в г. Дальнереченске Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО2 об оспаривании решений начальника, заместителя и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю (далее – ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю), а также начальника Службы в г. Дальнереченске ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю, связанных с расчётом жилищной субсидии и приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава,

установил:

ФИО2 уволенный с военной службы приказом начальника ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 16 октября 2019 года № 610-ЛС по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключенный из списков личного состава приказом начальника Службы в г. Дальнереченске ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 8 ноября 2019 года № 312-ЛС обратился в военный суд с административным иском, в котором с учётом уточнений, просил признать незаконными:

- решение жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 12 августа 2020 года о выплате жилищной субсидии в части применения в расчёте норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации по состоянию на первое полугодие 2019 года в размере 43 374 рубля в связи с произведенной выплатой во втором полугодии 2020 года, в период, когда норматив уже был утвержден в размере 48634 рубля и без перерасчёта поправочного коэффициента и возложить обязанность по его отмене;

- отказ в признании незаконными приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жилищной субсидии в полном размере и возложить обязанность на должностных лиц указанные приказы отменить.

Обязать жилищную комиссию ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю в расчёте о выплате жилищной субсидии применить норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации по состоянию на день окончательной выплаты полного расчёта жилищной субсидии, а также применить поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы на день выплаты, а начальника ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю обязать утвердить вынесенное решение.

Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО3, административные ответчики начальник и его заместитель, председатель жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю и начальник Службы в г. Дальнереченске ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Из административного искового заявления ФИО2 следует, что действия административных ответчиков незаконны, поскольку при расчёте жилищной субсидии в августе 2020 года был применен норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по состоянию на первое полугодие 2019 года, в то время как на момент расчёта жилищной субсидии действовал норматив по состоянию на второе полугодие 2020 года, что привело к начислению жилищной субсидии в меньшем размере. Также административный истец указал, что согласие на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жилищной субсидией он не давал, имеет право на применение поправочного коэффициента к расчёту жилищной субсидии на дату принятия решения жилищной комиссии 12 августа 2020 года.

Представитель административных ответчиков начальника, заместителя начальника, председателя жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю и начальника Службы в г. Дальнереченске ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю ФИО1 исковые требования не признала и в их удовлетворении просила отказать. При этом она пояснила, что расчёт жилищной субсидии ФИО2 произведен с учётом норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по состоянию на первое полугодие 2019 года правомерно, поскольку жилищной комиссией ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю нового решения о предоставлении ФИО2 жилищной субсидии не принималось, а первоначальный расчёт был произведен с учётом норматива, действовавшего на момент принятия решения 28 марта 2019 года и добавила, что административным истцом пропущен процессуальный срок на обжалование приказов административных ответчиков об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава, поскольку об указанных обстоятельствах ему стало известно не позднее 12 ноября 2019 года при обращении с заявлением о назначении пенсии.

Выслушав пояснения представителя административных ответчиков, исследовав документальные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, в суде было установлено, что Кассационным определением Верховного суда Российской Федерации от 30 июля 2020 года, решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 25 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 10 июля 2019 года, которыми ФИО2 было отказано в удовлетворении административного искового заявления, о признании незаконным решения жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 5 октября 2018 года (в редакции от 5 февраля 2019 года) утвержденных начальником ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю 27 февраля 2019 года, в котором он просил учесть общую площадь жилого помещения для расчёта жилищной субсидии в размере 11,16 кв. м - 1/5 доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного ФИО2 из государственного жилищного фонда, решение военного суда и апелляционное определение были отменены и по делу было принято новое решение, согласно которому решение жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 5 октября 2018 года (в редакции от 5 февраля 2019 года) признано незаконным.

Исполняя указанное Кассационное определение Верховного суда жилищная комиссия ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю своим решением от 12 августа 2020 года (протокол № 24), утвержденным начальником указанного Управления 20 августа 2020 года отменила своё решение от 5 октября 2018 года (в редакции от 5 февраля 2019 года) в части уменьшения общей площади жилого помещения для расчёта жилищной субсидии на 11,16 кв. м и приняла решение о предоставлении ФИО4 жилищной субсидии на состав семьи 4 человека в размере 7 885 393 руб. При расчёте размера жилищной субсидии в качестве норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации был применен норматив, установленный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 декабря 2018 года № 821/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2019 года», в размере 43 374 рубля.

При этом жилищная комиссия ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю приняла решение о доплате ФИО4 жилищной субсидии за исключенные ранее 11,16 кв.м. жилой площади исходя из стоимости одного квадратного метра жилья, равной 43 374 рубля, то есть в размере 1 222 235 руб. 95 коп., поскольку выплаченную ФИО2 жилищную субсидию в 2019 году без учёта стоимости размера оспариваемой части жилой площади, в размере 6 663 157 руб. 25 коп. он получил, что подтверждается копией платежного поручения № 644977 от 26 апреля 2019 года.

Согласно платежного поручения от 15 сентября 2020 года № 457027 ФИО2 перечислена жилищная субсидия в размере 1 222 235 руб. 95 коп.

Из заявления ФИО2 от 20 августа 2020 года на имя заместителя председателя жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю следует, что он согласен с размером жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в размере 1 222 235 руб. 95 коп.

Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 июня 2020 года № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на III квартал 2020 года» размер указанного норматива на второе полугодие 2020 года составил 48 634 рублей.

В соответствии с п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок расчёта жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76, расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по формуле: Р = Н x С x Кс, где Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 - 6 Правил (18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек); С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Кс - поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы.

Согласно пп. 5.2 и 5.2.38 п. 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038, Минстрой России на основании и во исполнение федеральных законов самостоятельно принимает акты об определении норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, который подлежит применению для расчёта размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счёт средств федерального бюджета.

Согласно подпунктам 3 и 10 Порядка предоставления субсидии военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

Уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трёх рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с жилищного учета.

Таким образом, взятые государством обязательства по обеспечению военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, жилищной субсидией, рассчитанной по установленному Правительством Российской Федерации порядку, считаются выполненными после фактического её предоставления, влекущего снятие военнослужащих с жилищного учёта.

При этом согласно Правилам расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» одним из составляющих расчёта жилищной субсидии является норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Минстроем России на конкретный период.

Вместе с тем, ни Правила, ни Порядок не содержат указаний, предписывающих уполномоченному органу, рассчитывающему размер жилищной субсидии, применять тот или иной норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный на определенный период.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 июня 2007 года N 520-О-О, величина норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации обоснована экономическими и социальными условиями, определяющими как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства на жилищные субсидии.

Как следует из материалов дела, существо спора, по указанным требованиям, связано с расчётом размера денежных средств доплачиваемой жилищной субсидии, который был произведен жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю в августа 2020 года, исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2019 года.

При этом произведенный в решении жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 12 августа 2020 года расчёт был произведен в период действия норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации в размере 48 634 рубля, утвержденного Приказом Минстроя России от 29 июня 2020 года № 351/пр.

Таким образом, поскольку в период с момента выплаты жилищной субсидии 26 апреля 2019 года, что подтверждается соответствующим платежным поручением, до принятия решения жилищной комиссией ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 12 августа 2020 года, которым фактически размер положенной ФИО2 жилищной субсидии был увеличен в связи с учётом норматива общей площади жилого помещения в размере 72 кв. м, прошло более 15 месяцев, то за указанный период произошло изменение экономических и социальных условий, на что указывает изменение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации в первом полугодии 2019 года и втором полугодии 2020 года.

Учитывая изложенное, суд признает незаконным оспариваемое решение жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю, изложенное в протоколе заседания № 24 от 12 августа 2020 года, утвержденным 20 августа 2020 года начальником ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю, в связи с начислением жилищной субсидии не в полном объеме и полагает, что расчёт недополученной части субсидии за 11,16 кв. м - 1/5 доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного ФИО2 из государственного жилищного фонда должен быть произведен исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации во втором полугодии 2020 года, то есть 48 634 рубля.

Таким образом, общая сумма положенной жилищной субсидии ФИО2 должна складываться из суммы, полученной им части жилищной субсидии в апреле 2019 года, сентябре 2020 года и части равной произведению неучтенных 11.16 кв. м норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации во втором полугодии 2020 года.

Рассматривая требования ФИО2 возложить обязанность на жилищную комиссию ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю применить при расчёте норматив стоимости одного квадратного метра субсидии общей площади жилого помещения по Российской Федерации по состоянию на день окончательной выплаты полного расчёта жилищной субсидии, а также применить поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы на день выплаты и возложить обязанность на начальника ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю утвердить вынесенное решение жилищной комиссии, то в указанных требованиях суд отказывает, поскольку предметом спора является решение жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 12 августа 2020 года (протокол № 24) в отношении административного истца о произведенном расчёте жилищной субсидии исходя из стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации во втором полугодии 2020 года, а требования направленные на будущие возможные нарушения прав административного истца судебной защите не подлежат.

При таких обстоятельствах, учитывая, что норматив стоимости 1 кв. м при расчёте жилищной субсидии подлежит применению в размере, определенном Минстроем России на момент принятия полномочным органом, рассчитывающим жилищную субсидию, решения о её предоставлении, то суд с целью восстановления нарушенного права административного истца на приобретение жилого помещения в связи с неправильным расчётом размера субсидии и её несвоевременной выплатой в положенном размере, полагает необходимым возложить обязанность на жилищный орган пересчитать и предоставить ФИО2 и членам его семьи дополнительную сумму субсидии за причитающиеся административному истцу 11.16 кв. м общей площади жилого помещения, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, установленной на второе полугодие 2020 года.

Разрешая вопрос по заявленным требованиям ФИО2 о признании незаконным отказ в признании незаконными приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без обеспечения жилищной субсидии в полном размере суд приходит к следующему выводу.

Из сообщения заместителя начальника ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю – начальника отдела кадров военнослужащего 1 на имя административного истца от 16 октября 2020 года № 21/703/8/1-7978 следует, что на основании решения жилищной комиссии ФИО2 выплачена жилищная субсидия в размере 1 222 235 руб. 95 коп. на основании платежного поручения от 15 сентября 2020 года № 457027. Основания для отмены приказов об увольнении и исключении из списков личного состава воинской части отсутствуют.

Согласно приказу начальника ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 16 октября 2019 года № 610-ЛС ФИО2 уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Из приказа начальника Службы в г. Дальнереченске ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю от 8 ноября 2019 года № 312-ЛС видно, что административный истец исключен из списков личного состава 12 ноября 2019 года.

Согласно заявлению ФИО2 о назначении пенсии от 12 ноября 2019 года он просит должностное лицо назначить пенсию за выслугу лет в связи с увольнением с военной службы 12 ноября 2019 года.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушение их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является для суда основанием для отказа в принятии административного искового заявления. Причины пропуска обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Частью 1 ст. 95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Под временем, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав и свобод, необходимо понимать не время осознания гражданином соответствия действий должностных лиц закону, а время, когда он узнал об этих действиях.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ФИО2 пропустил процессуальный срок для подачи административного искового заявления в суд, так как из приведенных доказательств следует, что о нарушении своих прав последний узнал не позднее 12 ноября 2019 года, то есть должен был обратиться за судебной защитой не позднее 13 февраля 2020 года, а обратился в суд только 18 ноября 2020 года, то есть за пределами процессуального срока, определенного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Частью 8 ст. 219 КАС РФ определено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе и по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Каких-либо уважительных причин, убедительно обосновывающих причину пропуска процессуального срока, стороной административного истца суду не представлено.

При таких обстоятельствах у суда нет законных оснований для восстановления пропущенного заявителем процессуального срока.

Учитывая обстоятельства, приведённые выше, суд, на основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении его требований в части признания незаконными приказов административных ответчиков об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части в связи с пропуском административным истцом установленного срока на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Что касается сообщения заместителя начальника ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю – начальника отдела кадров военнослужащего 1 от 16 октября 2020 года № 21/703/8/1-7978, то оно каким-либо образом права административного истца не нарушает, поскольку начальник отдела кадров правами на увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава части военнослужащих ПУ ФСБ РФ по Приморскому краю не обладает.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административный иск ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю от 12 августа 2020 года протокол № 24 о предоставлении ФИО2 и членам его семьи дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в части определения размера дополнительной суммы жилищной субсидии, исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2019 года в размере 43 374 рублей и обязать жилищную комиссию его отменить.

Признать незаконным решение начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю утвердившего протокол жилищной комиссии от 12 августа 2020 года № 24 о предоставлении ФИО2 и членам его семьи дополнительной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений).

Обязать жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО2 дополнительной денежной суммы и произвести расчёт жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года, за вычетом полученных ранее денежных средств.

Обязать начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу после поступления соответствующего расчёта жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю, произвести доплату денежных средств, равных разнице между суммой, согласно новому расчёту и полученными ФИО2 денежными средствами по платежному поручению от 15 сентября 2020 года № 457027.

В удовлетворении требований ФИО2 признать незаконными приказы начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю от 16 октября 2019 года № 610-ЛС в части об увольнении ФИО2 с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и начальника Службы в г. Дальнереченске Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю от 8 ноября 2019 года № 312-ЛС в части об исключении из списков личного состава без обеспечения жилищной субсидии в полном объеме и возложить обязанность на должностных лиц указанные приказы отменить, обязать жилищную комиссию Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю применить при расчёте норматив стоимости одного квадратного метра субсидии общей площади жилого помещения по Российской Федерации по состоянию на день окончательной выплаты полного расчета жилищной субсидии, а также применить поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы на день выплаты и возложить обязанность на начальника Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю утвердить вынесенное решение жилищной комиссии,- отказать.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и пункта 9 статьи 227 КАС РФ начальнику и председателю жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через Владивостокский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, 2 июня 2021 года.

Судья А.В. Дердей