Дело № 2а-87/2022 года
УИД 46RS0026-01-2022-000070-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Хомутовка Курская область «24» марта 2022 года
Хомутовский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Миловидова Д.В., с участием:
административного истца – ФИО5,
представителя административного истца по ордеру – адвоката ФИО2,
представителя административного ответчика по доверенности – ФИО1,
прокурора Хомутовского района Курской области – Петрова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стародубцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к МО МВД России «Рыльский» Курской области о частичной отмене административных ограничений, установленных решением суда,
у с т а н о в и л :
Административный истец ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику МО МВД России «Рыльский» о частичной отмене административных ограничений, установленных решением суда, мотивируя тем, что решением <данные изъяты> районного суда Курской области от 06.07.2021 года административному истцу был установлен административный надзор на срок два года шесть месяцев со дня постановки на учет в органе внутренних дел, с установлением административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 06.00 час.; запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. После освобождения из мест лишения свободы 10.08.2021 года до настоящего времени административный истец к уголовной и административной ответственности не привлекался, добросовестно соблюдает административные ограничения и исполняет возложенные обязанности, характеризуется положительно. Административный истец имеет постоянное место работы, которая связана с исполнением трудовых обязанностей в разных субъектах РФ, а также и в ночное время, в связи с чем, он просит отменить установленные судом ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 06.00 час.; запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании административный истец ФИО5 административные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что в настоящее время он трудоустроен <данные изъяты> в ООО <данные изъяты> и его трудовая деятельность предполагает выезды за пределы Курской области, а так же ненормированный рабочий день, в том числе в ночное время суток, и установленные ему решением суда административные ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения в период с 22.00 час. до 06.00 час. и запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации, затрудняют исполнением им своих трудовых обязанностей, в связи с чем, просил удовлетворить заявленные исковые требования и отменить указанные административные ограничения.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании так же поддержал заявленные административные исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав стороны по делу, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать ФИО5 в удовлетворении заявленных административных исковых требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Основания и порядок установления, продления и осуществления административного надзора регулируются главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – ФЗ «Об административном надзоре»).
При этом административные ограничения, как и административный надзор, устанавливаются при наличии предусмотренных указанным Федеральным законом оснований, с целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на поднадзорных индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (ч. 1). При этом суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (ч. 3).
Статьей 10 ФЗ «Об административном надзоре» предусмотрено право поднадзорного лица обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений (ч. 1). Также поднадзорный имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч. 3 ст. 12 настоящего Федерального закона (ч. 3).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 ст. 4 Закона). При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений суд не вправе устанавливать новые административные ограничения (ограничение). Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.
В силу ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
В судебном заседании установлено, что решением <данные изъяты> районного суда Курской области от 06.07.2021 года, административному истцу ФИО5 установлен административный надзор на срок два года шесть месяцев со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с установлением административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 06.00 час.; запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Указанное решение ФИО5 обжаловано не было и вступившим в законную силу 21.07.2021 года.
Также по делу установлено, что 10.08.2021 года ФИО5, в соответствии с вышеуказанным решением <данные изъяты> районного суда Курской области от 06.07.2021 года, был поставлен на профилактический учет в органе внутренних дел по месту своего жительства: <адрес>, и в его отношении было заведено дело административного надзора, и установлен запрет на выезд за пределы Курской области и установлен график прибытия поднадзорного лица на регистрацию в <данные изъяты> ПП МО МВД России «Рыльский» десятого числа каждого месяца до 18.00 час., что признается сторонами и подтверждается заключением от 10.08.2021 года о заведении дела административного надзора; графиком прибытия поднадзорного лица на регистрацию, утвержденным 10.08.2021 года, а также регистрационным листом поднадзорного лица.
При постановке на профилактический учет, поднадзорному ФИО5 были разъяснены порядок и условия отбывания административного надзора, а так же он был предупрежден об ответственности за нарушения административного надзора, что подтверждается подписью ФИО5 в предупреждении от 12.08.2021 года.
В обоснование своих административных исковых требований об отмене установленных судом ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 06.00 час. и запрета выезда за пределы субъекта РФ по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, административный истец ФИО5 ссылается, что имеет постоянное место работы, которая связана с исполнением трудовых обязанностей в разных субъектах РФ, а также и в ночное время суток.
Так, из представленного административным истцом трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 принят на работу в ООО <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (п. 1.1), с установлением испытательного срока в три месяца (п. 2.2), работнику устанавливается ненормированный рабочий день, с соблюдением основного графика с 08.00 до 17.00 (п. 4.1), а также разъездной характер работы, при выполнении работником трудовой функции он осуществляет служебные командировки в пределах областей РФ, по распоряжению руководителя, где осуществляется деятельность организации (п. 4.2).
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств, как того требует положение ч. 2 ст. 272 КАС РФ, тому, что распоряжением руководителя организации на ФИО5 возложены обязанности, связанные с работой за пределами Курской области, как и не представлено доказательств тому, что ФИО5 привлечен к исполнению трудовых обязанностей в период с 22.00 час. до 06.00 час. (рабочий график и т.п.). Пояснения ФИО5 о том, что в ближайшее время он будет направлен на строительство объектов в г. Москве и Московской области, носят предположительный характер и объективно ничем не подтверждены.
Так же, суд обращает внимание, что административное ограничение, связанное с запретом выезда за пределы субъекта РФ, предполагает, что в случае изменения места жительства поднадзорного лица, дело административного надзора может быть направлено в территориальный орган по новому месту жительства (пребывания или фактического нахождения) поднадзорного лица (п. 7.16. Приказа МВД России от 08.07.2011 N 818 (ред. от 09.02.2021) "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2011 N 21672).
Кроме того, по делу установлено, что в период нахождения административного истца ФИО5 под административным надзором он дважды привлекался к административной ответственности: 29.10.2021 года по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ; 03.01.2022 года по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ, что подтверждается постановлением ст. УУП ОУУП и ПДН <данные изъяты> ПП МО МВД России «Рыльский» ФИО3 от 29.10.2021 года, вступившим в законную силу 09.11.2021 года, и постановлением УУП ОУУП и ПДН <данные изъяты> ПП МО МВД России «Рыльский» ФИО4 от 03.01.2022 года, вступившим в законную силу 14.01.2022 года.
Совершенные административным истцом ФИО5 административные правонарушения связаны с несоблюдением последним административных ограничений и невыполнением обязанностей, устанавливаемых ему при административном надзоре. При этом, будучи в письменном виде предупрежденным, ФИО5 достоверно знал о недопустимости нарушений в области административного надзора.
Предоставленные административным истцом положительные характеристики с места работы и места жительства, а так же предоставленная справка-характеристика участкового уполномоченного, согласно которой, ФИО5 по месту жительства характеризуется удовлетворительно, с учетом установленных в судебном заседании вышеприведенных обстоятельств, не могут являться достаточными для снятия с поднадзорного лица установленных административных ограничений.
Временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны поднадзорного лица путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что отмена ФИО5 оспариваемых им ограничений не будет соответствовать задачам административного надзора, и оснований для смягчения надзора в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 272-273, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований ФИО5 к МО МВД России «Рыльский» Курской области о частичной отмене административных ограничений в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 06.00 час.; запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, установленных решением суда, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья Д.В. Миловидов