ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8814/2021 от 18.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего судьи Исаковой Н.И.,

при секретаре Канаеве Н.С.,

с участием: помощника прокурора Западного административного округа г. Краснодара Мезенцева А.А., представителя административного истца председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика адвоката Созиной Ж.В., действующей на основании ордера от 18.09.2021г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка г. Краснодара к ФИО2 об установлении факта нарушения законодательства РФ о выборах и об удалении наблюдателя из помещения для голосования,

УСТАНОВИЛ:

Председатель УИК избирательного участка г. Краснодара обратился в Ленинский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к ФИО2 об установлении факта нарушения законодательства РФ о выборах и об удалении наблюдателя из помещения для голосования.

В обоснование административного иска указано, что согласно представленному направлению ФИО2 направлен наблюдателем на избирательный участок от политической партии КПРФ. В ходе проведения голосования на избирательном участке ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 являющийся наблюдателем, назначенным партией КПРФ допустил нарушения требований ч. 10 ст. 30 Федерального закона и ч. 7 ст. 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а именно проводил фото и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, нарушая <данные изъяты> волеизъявления и создавая препятствия избирателям, списков избирателей, нарушал общественный порядок.

На основании изложенного, просит суд установить факт нарушения законодательства Российской Федерации о выборах наблюдателем ФИО2, назначенным от партии КПРФ и удалить наблюдателя ФИО2 из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка , расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Административный ответчик и его представитель возражали против удовлетворения требований административного иска. Пояснили, что ФИО2 является наблюдателем на избирательном участке , проводил видеосъемку согласно ст. 152.1 ГК РФ, которая не запрещает вести видеосъемку если нет дальнейшего обнародования. Кроме того, он не снимал персональные данные избирателей и их лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования административного иска, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон), ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля вправе назначить наблюдателей.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является наблюдателем от партии КПРФ.

В соответствии с под. 42 п. 2 ст. 2 Федерального закона наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Права наблюдателей определены п. 9 ст. 30 Федерального закона, а также ч. 6 ст. 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", так наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный ч. 5 ст. 32 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей; визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любыми заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколами соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов; носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, в соответствующих комиссиях; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.

Пунктом "е" части 10 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав, установлено, что наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.

Согласно части 11.1 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав, председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования; распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

Из письменных объяснений председателя УИК избирательного участка ФИО1, полученных 17.09.2021г. сотрудником дежурной части отдела полиции (мкр. Юбилейный) Управления МВД России по г. Краснодару, следует, что наблюдатель КПРФ незаконно снимает выборы, срывает выборы, не предупреждает о видеофиксации граждан. (л.д. 18-20).

Кроме того, в материалах дела имеются заявления ФИО3, ФИО4, ФИО5, из которых следует, что наблюдатель от партии КПРФ ФИО2 проводил видеосъемку с места не предназначенного для ведения видеосъемки, мешал избирателям изъявлять свое волю, так как проводил видеосъемку граждан избирателей, которые просили его убрать телефон и прекратить видеосъемку, не реагировал на замечания председателя избирательной комиссии. Также пояснили, что в процессе видеосъемки в кадр попадали списки избирателей и избирательных документов.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 суду показал, что он является членом территориальной избирательной комиссии Западная г. Краснодара. 17.09.2021г. ему стало известно, что наблюдатель от партии КПРФ ведет видеосъемку по всему избирательному участку, когда он прибыл на избирательный участок там находился избиратель, который писал заявление в полицию и сотрудники полиции. Ему стало известно, что ФИО2 вел видеосъемку данного гражданина, который пришел голосовать, когда данный гражданин попросил удалить видеозапись, ФИО2 ответил отказом. Кроме того, ему известно, что на голосование пришла семья из трех человек, которые отказались голосовать, так как их снимал на мобильный телефон ФИО2 Также предполагает, что ФИО2 производилась видеосъемка персональных данных избирателей, так как его мобильный телефон был направлен в сторону урны для голосования и стола на котором находились списки избирателей.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО7 суду показала, что она является наблюдателем на избирательном участке , она пояснила, что председатель избирательной комиссии не разъясняла наблюдателям где находятся места для наблюдателей, также пояснила, что ФИО2 не снимал избирателей и персональные данные.

К показаниям свидетеля ФИО7 суд относится критически, так как она является девушкой ФИО2, т.е. является заинтересованным лицом. Кроме того, на вопрос суда, свидетель пояснила, что не находилась на территории избирательного участка с 11.00 до 16.00.

Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы (часть 12 статьи 64 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Таким образом, судом достоверно установлено, что административный ответчик нарушил законодательство РФ о выборах, так как проводил видеосъемку не с того места, которое определено председателем участковой комиссии, а передвигался и проводил видеосъемку по всему помещению избирательного участка, в том числе граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 188 КАС РФ решение суда полежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно ч. 6 ст. 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решение суда об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Участковой избирательной комиссии избирательного участка г. Краснодара к ФИО2 об установлении факта нарушения законодательства РФ о выборах и об удалении наблюдателя из помещения для голосования - удовлетворить.

Удалить наблюдателя ФИО2 из помещения для голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка , расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес>.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 5 дней со дня его вынесения.

Председательствующий: