Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2016 года Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Левиной С.А.
при секретаре Марукян Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сызрани административное дело № 2а-881/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО26 к исполняющей обязанности прокурора г.Сызрани Талиповой ФИО27 об оспаривании бездействия должностного лица
УСТАНОВИЛ
Административный истец ФИО1 ФИО28 обратился в суд к данному административному ответчику, ссылаясь на то, что <дата> он как помощник депутата г.о.Сызрань, готовил ряд обращений в структурные подразделения городской администрации. В ходе работы обнаружил незаконные нормативно-правовые акты о структурах администрации г.о.Сызрань, утвержденных Главой Администрации, о чем незамедлительно сообщил депутату ФИО7 По мнению административного истца, правовой мониторинг нормативно-правовых актов Администрации г.о. Сызрань показал, что ряд нормативно-правовых актов принят незаконно, вследствие превышения полномочий Главой Администрации. В нарушении ст.ст. 25,37,39 Устава г.о. Сызрань, согласно которым полномочия и само положение о структурных подразделениях Администрации утверждается Думой г.о. Сызрань, Главой Администрации г.о. Сызрань утвержден ряд положений о структурных подразделениях Администрации. В частности, превысив полномочия, Глава Администрации ФИО2 ФИО29 утвердил следующие положения о структурных подразделениях: Постановление Главы Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>. об утверждении Положения об управлении по общественной безопасности, делам ГО и ЧС; Постановление Главы Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>. об утверждении Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства; Постановление Главы Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата>. об утверждении Положения о Комитете имущественных отношений; Постановление Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>. № *** об утверждении «Положения об отделе по работе с обращениями граждан администрации городского округа Сызрань»; Постановление Главы Администрации г.о. Сызрань от <дата>. № *** об утверждении «Положения «Об управлении по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань». Таким образом, полагает, что Главой Администрации г.о. Сызрань нарушены статьи 4; 7; 34 (ч. 3), 36 (ч. 4), 43 (4, 3) Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым Глава Администрации принимает постановления в пределах полномочий, определенных Уставом муниципального образования. Федеральным законом РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 3(4) установлено, что федеральные органы Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Статьями 1, 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуру возложена обязанность проводить проверки соответствия законам нормативно-правовых актов (НПА), издаваемым, в том числе, органами местного самоуправления. В нарушение ст.ст. 9, 9-1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» согласно которым прокурор обязан проводить антикоррупционную экспертизу НПА, что сделано не было, полагает, что возникает коррупционная составляющая, выразившаяся в превышении полномочий Главы Администрации, подмену властных полномочий Думы городского округа и возможность незаконного влияния на соответствующие структуры Администрации в своих незаконных интересах. Полагает, что в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и.о. прокурора <адрес> Талиповой ФИО30 ряд управлений Администрации г.о. Сызрань работают без соответствующих положений о них, что влечет нарушения прав и свобод граждан, работников этих управлений. Распоряжение и иное осуществление юридически значимых полномочий управлений как юридических лиц не основано на законе и влечет негативные правовые последствия для третьих лиц, а также лишает его прав совершать юридически значимые действия в отношении указанных незаконно действующих структур. Кроме того, считает, что нарушены права представительного органа и его, как помощника депутата, члена комитета по местному самоуправлению Думы г.о. Сызрань, поскольку Главой Администрации узурпированы полномочия Думы и, как следствие, волеизъявление жителей города по управлению муниципальным образованием посредством представительных органов, предусмотренные ст. 3 (1) Федерального закона РФ № 131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, полагает, что бездействие должностного лица – и.о. прокурора г.Сызрани Талиповой ФИО32 нарушает его права как жителя г.Сызрани, помощника депутата Думы г.о.Сызрань, как субъекта правоотношений с указанными структурами городской администрации как юридическими лицами. Просит признать незаконным бездействие исполняющего обязанности прокурора г. Сызрани Талиповой ФИО31 выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативно-правовых актов, которые незаконно приняты и утверждены Главой Администрации г.о. Сызрань, нарушающим его право как представителя представительного органа Думы г.о. Сызрань на самоуправление и право, как субъекта правоотношений с указанными структурами городской администрации, как юридическими лицами, совершать юридически значимые действия в отношении указанных структур Администрации города Сызрани, утвержденных Главой Администрации г.о. Сызрань ФИО2 ФИО34 установить правовые действия указанных структур с момента вступления в силу незаконных положений и их юридические последствия, принять меры к их устранению в установленный законом «О прокуратуре Российской Федерации» срок; в соответствии со ст.ст. 9, 9-1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» обязать и.о. прокурора города Талипову ФИО33 провести проверку НПА, утвержденных ФИО2
Административный истец ФИО1 ФИО35 в судебном заседании административный иск поддержал, привел доводы, изложенные выше.
Административный ответчик и.о. прокурора г. Сызрань Талипова ФИО36 представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, в письменных возражениях административный иск не признала, пояснила, что в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности прокурора Самарской области ФИО25. № ***-а от <дата>. «О приеме-передаче, об исполнении обязанностей» полномочия по исполнению обязанностей прокурора города возложено на неё с <дата>. До указанного срока на основании приказа и.о. прокурора области № ***-а от <дата> и.о. прокурора города Сызрани в период с <дата>. являлся ФИО8 В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от <дата>. № ***-к ФИО8 назначен на должность прокурора г. Сызрани. На основании приказа прокурора Самарской области № *** от <дата>. ФИО8 приступил к исполнению обязанностей прокурора г.Сызрани с <дата> и осуществлял обязанности прокурора города до <дата> Распоряжениями прокурора г.Сызрани ФИО8 «О распределении служебных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры города Сызрани» за 2014-2015гг. на прокурора города возложены организация и общее руководство деятельности прокуратуры, в том числе, планирование работы прокуратуры города, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, взаимодействие с органами исполнительной власти, судами, контролирующими органами, другими ведомствами и негосударственными структурами и другие полномочия в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В период принятия вышеуказанных постановлений Администрации г.о. Сызрань ею обязанности прокурора города Сызрани не осуществлялись, в связи, с чем обжалование ее действий как исполняющего обязанности прокурора города Сызрани считает необоснованным. В период принятия постановлений Администрации г.о. Сызрань об утверждении Положений (означенных в административном исковом заявлении) ею, как заместителем прокурора города Сызрани, на основании распоряжений прокурора города Сызрани ФИО8 «О распределении служебных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры города Сызрани» (№ ***р от <дата>., № *** от <дата>.), осуществлялись обязанности по организации поступления и организации изучения в прокуратуре города нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов. В прокуратуре города Сызрани в соответствии с распоряжениями прокурора о распределении обязанностей между оперативными работниками прокуратуры города Сызрани непосредственное изучение и проверка нормативных правовых актов органов местного самоуправления возложена на помощника прокурора. Данные обязанности осуществляются старшим помощником прокурора г. Сызрани ФИО9 В соответствии с распоряжением прокурора г. Сызрани ФИО8№ ***рот <дата>., № *** от <дата>., распоряжением и.о. прокурора г. Сызрани Талиповой ФИО37№ *** от <дата>. на помощника прокурора города Сызрани ФИО9 возложено обеспечение поступления в прокуратуру города нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, подготовка по ним мотивированных заключений в случае несоответствия федеральному законодательству и наличия коррупционных факторов.
Предметом заявленных требований по существу является признание незаконным бездействия и.о. прокурора г. Сызрани, в связи с действием, по мнению истца, незаконных Положений об органах и структурных подразделениях Администрации г.о. Сызрань, однако данные Положения в установленном законом порядке незаконными не признаны.
В абз.4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда России от 10.02.2009г. № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с п. 15 названного Постановления к заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих необходимо приобщать, в том числе, сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия.
Вопросы принятия, утверждения муниципальных правовых актов в силу Устава г.о. Сызрань (ст. 6.2) и Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7) относятся к полномочиям органов местного самоуправления, действия (бездействия) которых истцом не обжалуются и не признаны незаконными в установленном законом порядке. В полномочия прокуратуры города не входят вопросы принятия, утверждения муниципальных правовых актов, в связи с чем, доводы о ее бездействии необоснованны.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Генеральным прокурором РФ с целью усиления надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, издан Приказ № 155 от 02.10.2007г. «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». Согласно п. 2.1 и п. 2.2 данного Приказа прокурорам городов и районов необходимо обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти. Одновременно Приказом предписано организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре. На основании изложенного, органы прокуратуры обязаны обеспечить поступление в прокуратуру города Сызрани для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Обязанность по изучению правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, и носящих не нормативный характер, у органов прокуратуры отсутствует.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Постановления Администрации г.о. Сызрань, которыми утверждаются Положения об органах Администрации г.о. Сызрань, не обладают существенными признаками нормативных правовых актов, в связи с чем, обязанность прокуратуры города Сызрани по изучению данных правовых актов отсутствует.
Распоряжением Администрации г.о. Сызрань от <дата>. № ***-р утвержден Порядок предоставления в прокуратуру города Сызрань нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы. В соответствии с п. 1.2 названного Распоряжения направлению в прокуратуру г. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной
и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного,
водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
В свою очередь, прокуратурой города Сызрани обеспечено поступление из органов местного самоуправления для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления; ежеквартально совместно с Администрацией г.о. Сызрань проводятся сверки направленных и поступивших для изучения в прокуратуру города Сызрани проектов НПА и нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань.
Также в силу ч. 3 ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляется ведение федерального регистра, в том числе муниципальных нормативных правовых актов. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008г. № 657 (ред. от 29.10.2014г.) "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов". Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2008г. № 657 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации. В силу п. 3 данного Постановления актуализация регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ должна обеспечивать пополнение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.
Согласно пунктам 2-7 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления., должностными лицами и: организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Изучением действующего федерального регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления, размещенного на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации * * * установлено фактическое отсутствие в федеральном регистре НПА указанных истцом Положений Администрации г.о. Сызрань. Данный факт также подтверждает, что Положения об Управлении и отделах, на которые административный истец ссылается в своем заявлении, не носят нормативного характера и не являются нормативными правовыми актами, соответственно и обязанность по их изучению и проведению антикоррупционной экспертизе у прокуратуры города отсутствовала. При таких обстоятельствах отсутствует бездействие с ее стороны как заместителя прокурора г. Сызрани и и.о. прокурора города Сызрань по организации изучения в прокуратуре города данных правовых актов органов местного самоуправления (либо их проектов) как НПА.
Доводы о нарушении права представительного органа и истца, как помощника депутата, члена комитета по местному самоуправлению Думы г.о. Сызрань нельзя признать обоснованными и мотивированными, поскольку Дума г.о. Сызрань является коллегиальным органом и в соответствии с ч. 3 ст. 24 Устава г.о. Сызрань состоит из 30 депутатов. Согласно ч. 4 ст. 26 Устава г.о. Сызрань Дума городского округа осуществляет свои полномочия и принимает правовые акты в коллегиальном порядке. Помощники депутатов осуществляют «вспомогательные» функции, в принятии непосредственно решений представительным органом местного самоуправления не принимают. Кроме того, ФИО1 ФИО38 Думой г.о. Сызрань на представление интересов представительного органа местного самоуправления не уполномочивался.
Из вышеизложенного следует, что для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица прокуратуры города необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Доказательств несоответствия действий (бездействия) и.о. прокурора г. Сызрани закону или иному правовому акту и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов истца, А-вым ФИО40 не представлено.
Представитель прокуратуры г.Сызрани помощник прокурора Сидорова ФИО39 в судебном заседании возражала против административного иска ФИО1 ФИО42 поддержала доводы, изложенные и.о. прокурора г. Сызрани Талиповой ФИО41 в возражениях.
Заинтересованное лицо - Глава Администрации г.о.Сызрани ФИО2 ФИО22 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, суд не признал его явку обязательной.
Представитель Администрации г.о. Сызрань ФИО3 ФИО43 против иска возражала, представила письменный отзыв, где просит в иске отказать в удовлетворении административного иска по тем основаниям, что Глава Администрации, как должностное лицо, в соответствии со ст. 38 Устава городского округа Сызрань, на принципах единоначалия осуществляет только руководство Администрацией городского округа и обеспечивает осуществление Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения, либо несет персональную ответственность в установленных законом случаях. Глава Администрации городского округа Сызрань в структуру органов местного самоуправления не входит. При подписании же Постановлений Администрации городского округа Сызрань об утверждении положений о структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, Глава Администрации городского округа, в соответствии с нормами действующего законодательства, действует в качестве Руководителя органа местного самоуправления, что согласно порядку вынесения данных актов предусматривает участие всех необходимых органов путем их согласования, и свидетельствует об отсутствии и невозможности принятия единоличного решения по данному факту. Таким образом, требования истца о вызове непосредственно Главы как должностного лица для дачи пояснений по вопросу законности утверждения непосредственно им указанных в иске нормативных правовых актов являются необоснованными, а в качестве надлежащего заинтересованного лица в рассматриваемом деле может выступать орган местного самоуправления - Администрация городского округа Сызрань. Более того, вынесение правового акта неуполномоченным лицом является одним из оснований его незаконности при рассмотрении административного дела о признания такого акта недействительным, в том числе обжаловании действий конкретного должностного лица.
Согласно доводам заявителя, И.о. прокурора Талиповой ФИО44 нарушены требования статьей 9, 9.1. Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», посредством не проведения антикоррупционной экспертизы НПА, повлекшего наступление коррупционной составляющей, выражающейся в превышении полномочий Главы Администрации, подмену властных полномочий Думы и возможность незаконного влияния на соответствующие структуры Администрации в своих незаконных интересах. Однако, статьей 9 указанного Закона, вопросы проведения антикоррупционной экспертизы не регулируются. А именно, в соответствии со статьей 9 Закона о прокуратуре, в рамках участия в правотворческой деятельности прокурор, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Статьей 104 Конституции РФ право законодательной инициативы предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Представительному органу муниципального образования, в рамках реализации правотворческой деятельности, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставлено право на выступление с законодательной инициативой в законодательный орган субъекта РФ, путем внесения в законодательный орган субъекта РФ законопроектов, поправок к законопроектам, законодательных предложений по разработке и принятию новых законов и т.п. Таким же образом может реализовываться и правотворческая деятельность прокурора, а в отдельных случаях указанное лицо вправе внести предложения о поправках в законы или об устранении имеющихся коллизий в иных формах. В связи с чем, доводы истца о нарушении ст. 9 Закона о прокуратуре противоречат действующему законодательству.
Постановления о создании органов Администрации и утверждении положений о них не обладают признаками нормативного правового акта, соответственно таковыми не являются. Также данный факт подтверждает необоснованность заявленных требований истца о проведении антикоррупционной экспертизы в отношении вышеуказанных актов, которой, согласно ст. 9.1 Закона о прокуратуре, подлежат только НПА.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Основаниями для государственной регистрации таких органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения (т.е. о его создании) и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Следуя дате издания вышеуказанного Закона, а именно <дата>., при разработке и утверждении нового Устава города Сызрани в 2005 году, который действует в настоящий период и на который ссылается истец, внесение в него данной нормы являлось обязательным. Таким образом, с момента вступления в силу указанного Закона и Устава, все вновь образованные муниципальные учреждения учреждались Думой городского округа Сызрань, в том числе и утверждались соответствующие Положения о них.
В отношении учреждений, созданных до вступления в силу обозначенного Закона, к которым, в том числе, относятся и Управление ГО и ЧС по Постановлению Администрации г. Сызрани от <дата>. № ***, Комитет ЖКХ по Постановлению от <дата>. № ***, Управление по вопросам семьи, материнства и детства по Постановлению от <дата>. № ***, соответствующие отношения регулировались Федеральным законом от 28.08.1995г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно ст. ст. 1, 14, 20 которого, органами местного самоуправления, являлись выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и являющиеся в соответствии с ними (уставами) юридическими лицами.
Так, статьями 40, 41, 61, 85, 87 Устава города Сызрани, утвержденного в период действия вышеуказанного закона, Решением Сызранской городской Думы Самарской области от <дата>., было предусмотрено, что исполнительным органом городского самоуправления является Администрация города, в структуру которой входят Глава Администрации, его заместители, комитеты, комиссии, отделы и управления, территориальные подразделения Администрации. Органы Администрации образуются в соответствии с установленной Городской Думой структурой городского самоуправления. Комитеты, отделы и управления осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение законодательства Российской Федерации, Самарской области, постановлений и других актов Городской Думы и Главы Администрации. Функции и полномочия органов Администрации города, а также организация и порядок их деятельности - определяются положениями об этих органах, утверждаемыми Главой города (Администрации) или, по его поручению, соответствующим заместителем Главы Администрации. Данные структуры со дня создания и регистрации в качестве юридического лица не ликвидировались. Все последующие изложения Положений о них в новой редакции оформлялись путем внесения изменений в соответствующие акты, принятые на дату их создания, тем самым ставит в противоречие с нормами закона требования заявителя о неправомерности действий Главы Администрации по их утверждению и непосредственному руководству данным Положением.
Отмена указанных постановлений и направление на утверждение в Думу городского округа Сызрань Положений об Управлениях (Комитетах) также действующим законодательством не предусмотрено, так как данные учреждения вновь не создаются и в качестве юридического лица не регистрируются (согласно выпискам из ЕГРЮЛ). Положения закона № 131-ФЗ, которые легли в обоснование требований истца, были приняты после создания данных Учреждений, следовательно, ссылки на них являются незаконными.
В подтверждении данного факта являются разъяснения уполномоченного органа в письме ФНС России от <дата>. N № *** "О государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц", регламентирующим, что основаниями для регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим органом. Представление положения о вышеуказанных юридических лицах в качестве учредительного документа при государственной_регистрации допускается с момента вступления в силу Закона N 131-ФЗ.
Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Сызрань и Отдел по работе с обращениями граждан юридическими лицами не являются и действуют в составе Администрации городского округа Сызрань (Постановления от <дата>. № ***, от <дата>. № *** соответственно).
ФИО1 ФИО45 не обладает правом на обжалование бездействий Прокурора или иных органов власти в рассматриваемой сфере, следовательно, является ненадлежащим истцом.
Доказательств нарушения его прав, как помощника депутата, являющегося членом Комитета по местному самоуправлению Думы городского округа Сызрань, не представлено. Информация о действии незаконных нормативно-правовых актов на территории городского округа Сызрань, принятых Главой Администрации и ставшая ему известной в процессе его работы, как он сам указывает в своем заявлении, была им направлена депутату ФИО20 помощником которого он является. В свою очередь, указанный депутат по основаниям, указанным в заявлении истца обратился в суд с теми же требованиями, решение по которым состоялось. Однако, ФИО1 ФИО46 полагает, что одного решения суда по тем же требованиям недостаточно и заявляет о нарушении своих прав как помощника, при этом не представляет никаких доказательств и более того, является техническим работником, сопровождающим деятельность депутата без права подписи.
В соответствии с Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от 26.02.2014г. N 17 "О Положении "О правилах депутатской этики депутатов Думы городского округа Сызрань" в обязанности депутата входит соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Самарской области, Устава городского округа Сызрань, Регламента Думы, Решений Думы и настоящего Положения. Депутат строго руководствуется порядком и требованиями работы, связанной с официальной служебной информацией; должен подчиняться порядку работы, утвержденному в Регламенте Думы городского округа. Депутат может выступать от имени Думы городского округа или постоянных комитетов лишь в случае, если он уполномочен выражать мнение этого органа или комитета. Так, согласно Регламенту Думы городского округа Сызрань, утвержденному Решением Думы городского округа Сызрань Самарской области от <дата>. N № *** Регламент является нормативным правовым актом и определяет общий порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Думы городского округа Сызрань, ее комитетов, служит созданию организационных и правовых основ ее деятельности и обеспечению законности принимаемых решений. Статьей 5 Регламента предусмотрено, что деятельность Думы строится на началах демократизма, законности, коллегиальности, свободного, делового обсуждения и решения вопросов с широким привлечением граждан, представителей политических партий, общественных организаций, трудовых коллективов, национальных, этнических общин и религиозных объединений к участию в работе Думы.
Организация, подготовка и ведение заседания Комитета статьей 17 Регламента отнесено к полномочиям Председателя постоянного Комитета, избираемого Комитетом и утверждаемым Думой. В том числе и представление Комитета в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями. Согласно статьи 2 Регламента, принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений, а также определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений являются прерогативой Комитета по местному самоуправлению, в состав которого входит депутат, помощником которого является истец по настоящему делу. Таким образом, нормами действующего законодательства права на обращение с данными требованиями не предоставлено не только помощнику депутата, но и самому депутату, как члену коллегиального органа, полномочного действовать в установленном порядке. По объяснениям ФИО1 ФИО47 настоящий спор не был урегулирован ни им, ни депутатом ФИО24 в досудебном порядке; на рассмотрение Комитета Думы городского округа Сызрань не выносилось, Председателю Думы не докладывалось. Доверенности от Председателя Комитета по местному самоуправлению Думы городского округа Сызрань и представительного органа соответствующего муниципального образования на представление интересов ни истец, ни депутат ФИО23 не имеет. В связи с чем, выступление с требованиями в защиту Думы городского округа Сызрань как органа, чьи права нарушены И.о. Прокурором и Главой Администрации является незаконным. Более того, уполномоченный представитель указанного представительного органа в судебном заседании участвует, против требований истца возражает, что свидетельствует о подмене полномочий со стороны ФИО1 ФИО48
Представитель заинтересованного лица - Думы г.о. Сызрань ФИО4 ФИО49 против административного иска возражал, пояснил, что, согласно ст. 41 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации». На момент вступления в силу Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные в иске органы Администрации г.о. Сызрань (юридические лица - Управление по общественной безопасности, делам ГО и ЧС, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, Управление по вопросам семьи, материнства и детства) уже были зарегистрированы в налоговых органах в качестве юридических лиц. Следовательно, у Думы г.о. Сызрань не было и нет оснований для нового учреждения их и утверждения Положений о данных юридических лицах. Это касается также остальных подразделений Администрации, созданных как юридические лица. В п. 9 ч. 2 ст. 25 Устава г.о. Сызрань говорится о полномочии Думы г.о. Сызрань в отношении вновь созданных органов Администрации - юридических лиц (в развитие положений статьи 41 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Что касается структурных подразделений Администрации, не являющимися юридическими лицами, то их создание и утверждение положений о них относятся к полномочиям Главы Администрации на принципах единоначалия и не требует учреждения их Думой. Согласно ст. 37 Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Оспариваемые положения о структурных подразделениях Администрации утверждены на основании закона и надлежащих лицом, причин для их обжалования и обжалования действий и.о. прокурора Талиповой ФИО50 не имеется. Истец неверно полагает, что оспариваемые Положения являются нормативными правовыми актами. Положения об органах Администрации касаются конкретного круга должностных лиц и их функциональных обязанностей.
Суд, заслушав административного истца, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 (ред. от 28.11.2015г.) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
2. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом.
3. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.
О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.
В силу ч. 1 ст. 5 ФЗ «О прокуратуре РФ» воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно ст. 7 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.
Как следует из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Генеральным прокурором РФ с целью усиления надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, издан Приказ № 155 от 02.10.2007г. «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».
Согласно п. 2.1 и п. 2.2 данного Приказа, прокурорам городов и районов необходимо обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти.
Одновременно Приказом предписано организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре.
На основании изложенного, органы прокуратуры обязаны обеспечить поступление в прокуратуру города Сызрани для изучения всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Обязанность по изучению правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, и носящих не нормативный характер, у органов прокуратуры отсутствует.
Распоряжением Администрации г.о. Сызрань от <дата>. № ***-р утвержден Порядок предоставления в прокуратуру города Сызрань нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы.
В соответствии с п. 1.2 названного Распоряжения направлению в прокуратуру г. Сызрань для проведения антикоррупционной экспертизы подлежат нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов Администрации г.о. Сызрань, указанные в ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: 1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; 2) государственной и муниципальной собственности, государственной
и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного,
водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; 3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
В силу ч. 3 ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации осуществляется ведение федерального регистра, в том числе муниципальных нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2008г. № 657 (ред. от 29.10.2014г.) "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" утверждено Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов".
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти но ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции Российской Федерации.
В силу п. 3 Данного Постановления актуализация регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ должна обеспечивать пополнение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.
Согласно пунктам 2-7 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, Регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления., должностными лицами и: организациями.
Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре.
Изучение официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации zakon.sc.il.ru показало фактическое отсутствие в федеральном регистре НПА, указанных истцом Положений Администрации г.о. Сызрань.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановления Администрации г.о. Сызрань, которыми утверждены Положения об указанных органах Администрации г.о. Сызрань, не являются нормативно-правовыми актами, т.к. касаются конкретного круга должностных лиц и их функциональных обязанностей, в связи с чем, обязанность прокуратуры <адрес> по изучению данных правовых актов отсутствует.
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности прокурора Самарской области ФИО21. № *** от <дата>. «О приеме-передаче, об исполнении обязанностей» полномочия по исполнению обязанностей прокурора города возложены на Талипову ФИО51 с <дата>.
На основании приказа и.о. прокурора области № *** от <дата>. и.о. прокурора города Сызрани в период с <дата>. являлся ФИО8
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от <дата>№ ***ФИО8 назначен на должность прокурора г. Сызрани. На основании приказа прокурора Самарской области № *** от <дата>. ФИО8 приступил к исполнению обязанностей прокурора г. Сызрани с <дата>., и исполнял таковые до <дата>
В период принятия указанных истцом Постановлений Администрации г.о. Сызрань Талиповой ФИО52 обязанности прокурора города Сызрани не осуществлялись.
В период принятия Постановлений Администрации г.о. Сызрань об утверждении Положений, указанных в административном исковом заявлении, Талиповой ФИО53 как заместителем прокурора <адрес> на основании распоряжений прокурора города Сызрани ФИО8 «О распределении служебных обязанностей между оперативными работниками прокуратуры <адрес>» (№ ***р от <дата>, № *** от <дата>.) осуществлялись обязанности по организации поступления и организации изучения в прокуратуре города нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.
В прокуратуре <адрес> в соответствии с распоряжениями
прокурора о распределении обязанностей между оперативными работниками прокуратуры <адрес> непосредственное изучение и проверка нормативных правовых актов возложена на помощника прокурора. В частности, данные обязанности осуществляются старшим помощником прокурора г. Сызрани ФИО9
В соответствии с распоряжением прокурора г. Сызрани ФИО8№ ***р от <дата>., № *** от <дата>., распоряжением и.о. прокурора Сызрани Талиповой ФИО54№ *** от <дата> на помощника прокурора г.Сызрани ФИО13 возложено обеспечение поступления в прокуратуру г.Сызрани нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, подготовка по ним мотивированных заключений в случае несоответствия федеральному законодательству и наличия коррупциогенных факторов.
Таким образом, в период принятия постановлений Администрации г.о, Сызрань (поименованных в административном исковом заявлении) Талиповой ФИО55 обязанности прокурора города не осуществлялись, а в качестве заместителя прокурора ею осуществлялась организация поступления и организации изучения в прокуратуре города нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов.
Согласно ч. 4 ст. 26 Устава г.о. Сызрань Дума городского округа осуществляет свои полномочия и принимает правовые акты в коллегиальном порядке.
Согласно должностной Инструкции помощника депутата Думы г.о. Сызрань ФИО1 ФИО56 как помощник депутата выполняет работу, связанную с организационным обеспечением работы депутата Думы. Помощник депутата имеет право присутствовать на заседаниях Думы, участвовать в работе постоянных комитетов Думы без права голоса.
Между тем, ФИО1 ФИО57 Думой г.о. Сызрань на представление интересов представительного органа местного самоуправления для подачи данного иска не уполномочивался.
Также административным истцом, в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ, не представлено доказательств нарушения его прав, как помощника депутата и представительного органа Думы г.о. Сызрань на самоуправление и право как субъекта правоотношений с указанными структурами городского Администрации как юридическими лицами совершать юридически значимые действия, поэтому административный иск ФИО1 ФИО58 о признании бездействия исполняющей обязанности прокурора г.Сызрани Талиповой ФИО59, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативно-правовых актов, принятых и утвержденных Главой Администрации г.о. Сызрань, установлению правовых действий указанных структур с момента вступления в силу незаконных положений и их юридических последствий, принятию мер к их устранению, понуждении и.о. прокурора города Талиповой ФИО60 провести проверку нормативно-правовых актов, утвержденных главой Администрации г.о.Сызрань, следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 ФИО61 о признании бездействия исполняющей обязанности прокурора г.Сызрани Талиповой ФИО62, выразившегося в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по проверке муниципальных нормативно-правовых актов, принятых и утвержденных Главой Администрации г.о. Сызрань, установлению правовых действий указанных структур с момента вступления в силу незаконных положений и их юридических последствий, принятию мер к их устранению, понуждении и.о. прокурора города Талиповой ФИО63 провести проверку нормативно-правовых актов, утвержденных главой Администрации г.о.Сызрань - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2016г.
Судья: Левина С.А.