ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-882/20 от 16.12.2020 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Лебедко К.В.,

при секретаре судебного заседания Юленковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края к ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по тем основаниям, что решением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года на Администрацию г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность в течение 1 года по вступлению решения в законную силу организовать искусственное уличное освещение на улицах <адрес> за исключением территории, прилегающей к <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю было возбуждено исполнительное производство № . ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. С указанным выше постановлением должник не согласен по тем основаниям, что исходя из буквального толкования Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» поводом для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого исполнения. Денежные средства на обеспечение жизнедеятельности города выделяются из консолидированного бюджета Рыбинского района в виде дотаций, администрацией города направлялись письма главе Рыбинского района о выделении денежных средств на организацию искусственного уличного освещения на улицах <адрес> до конца улицы, а также постройку тротуаров на улицах <адрес> за исключением территории, прилегающей к СОШ № на общую сумму <данные изъяты> руб. Распоряжением администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ года внесены дополнения в мероприятия по обеспечению улично-дорожной сети города Заозерного Рыбинского района Красноярского края тротуарами в соответствии с требованиями государственных стандартов повышения безопасности дородного движения (включена ул. Прохорова). Распоряжением администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ года внесены дополнения в мероприятия по обеспечению улично-дорожной сети города Заозерного Рыбинского района Красноярского края освещением (включены <адрес>). Специалистами администрации города разработаны локальные сметные расчеты на организацию освещения города Заозерного Рыбинского района Красноярского края пор ул. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года Администрация города Заозерного Рыбинского района заключила муниципальный контракт № с ООО «<данные изъяты>» по которому осуществила ремонт уличного освещения в соответствии с локальным сметным расчетом на выполнение работ по ул. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года Администрация города Заозерного Рыбинского района заключила муниципальный контакт № с ООО <данные изъяты>» по которому осуществила ремонт уличного освещения в соответствии с локальным сетным расчетом на выполнение работ по ул<адрес>. Таким образом, в настоящее время организовано искусственное уличное освещение на улицах <адрес>, частично освещена улица 3<данные изъяты>). Следует отменить, что организация искусственного уличного освещения и постройка тротуаров на улицах города является трудоемким, достаточно затратным как в денежном, так и во временном отношении. Постановлением Администрации Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ года приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ года действие мероприятий «Модернизация систем уличного освещения с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещения». В ДД.ММ.ГГГГ году планируется дополнительно приобрести электроматериалы и светильники для уличного освещения по ул. <адрес>. Частично восстановлен тротуар по <адрес>, остальные работы запланированы на 2022 год. Таким образом, Администрацией города Заозерный Рыбинского района Красноярского края принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта. Решения судов об организации искусственного уличного освещения на улицах, а также постройка тротуаров на улицах исполняются за счет средств специально на это предусмотренных. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. В соответствии с бюджетным процессом производное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии в бюджете города Заозерного денежных средств, предназначенных на эти цели, Администрация города Заозерного Рыбинского района не могла произвольно выполнить работы по организации искусственного уличного освещения и постройки тротуаров на улицах по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета. Администрацией г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края в рамках своих полномочий были предприняты все возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с организацией искусственного уличного освещения на улицах <адрес>, за исключением территории, прилегающей к СОШ № но по объективным причинам, независящим от должника, решение суда не было исполнено в установленный законом срок.

В связи с чем, просит освободить Администрацию г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края от взыскания исполнительного сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель административного истца – администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края Макаров Г.В. (полномочия проверены) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просил о рассмотрении административного иска в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах не явки суд не уведомил.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Пунктом 3 той же статьи закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 7 той же статьи закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с положениями ст. 62, 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия своих решений, действий требованиям закона возложена на судебного пристава исполнителя.

В судебном заседании установлено, что решением Рыбинского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года на администрацию города Заозерного Рыбинского района Красноярского края возложена обязанность в течение одного года по вступлении решения в законную силу организовать искусственное уличное освещение на улицах <адрес>. А также постройку тротуаров на улицах <адрес> за исключением территории, прилегающей к СОШ №

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ года на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу № г. по иску Рыбинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Заозерного Рыбинского района Красноярского края о возложении обязанности устранения нарушений в сфере благоустройства и безопасности дорожного движения, возбуждено исполнительное производство № , должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино ФИО5 вынесено постановление № о взыскании с администрации г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения, должником не представлено <данные изъяты>

Из письма Администрации города Заозерный Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что администрация города Заозерный Рыбинского района Красноярского края просит предусмотреть на ДД.ММ.ГГГГ год бюджету города Заозерного Рыбинского района денежные средства на проведение работ по организации искусственного уличного освещения на улицах <адрес>, а также постройку тротуаров на улицах <адрес>, за исключением территории, прилегающей к СОШ № в сумме <данные изъяты>

Из письма Администрации города Заозерный Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что администрация города Заозерный Рыбинского района Красноярского края просит выделить в ДД.ММ.ГГГГ году денежные средства на проведение работ по организации освещения по улицам города Заозерного Рыбинского района в сумме <данные изъяты>

Из письма Администрации города Заозерный Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что администрация города Заозерный Рыбинского района Красноярского края просит выделить в ДД.ММ.ГГГГ году денежные средства на проведение работ по обустройству тротуаров на улицах города Заозерного Рыбинского района в сумме <данные изъяты>

Из письма Администрации города Заозерный Рыбинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что администрация города Заозерный Рыбинского района Красноярского края просит выделить в ДД.ММ.ГГГГ году денежные средства на проведение работ по организации искусственного уличного освещения на улицах <адрес>, а также постройку тротуаров на улицах <адрес> за исключением территории прилегающей к СОШ № в сумме <данные изъяты>

Согласно локальному сметному расчету на монтаж освещения по улицам города Заозерного Рыбинского района Красноярского края требуется <данные изъяты> руб., а также средства на оплату труда – <данные изъяты>

Согласно локальному сметному расчету на ремонт уличного освещения ул. <адрес> города Заозерного требуется <данные изъяты> руб., а также средства на оплату труда – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>

Распоряжением Администрации города Заозерного Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в мероприятия по обеспечению улично-дорожной сети города Заозерного Рыбинского района освещением, согласно Приложению (ул<адрес>).

Распоряжением Администрации города Заозерного Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в мероприятия по обеспечению улично-дорожной сети города Заозерный Рыбинского района тротуарами в соответствии с требованиями государственных стандартов безопасности дорожного движения, согласно Приложению (<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ г. между администрацией г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № по ремонту уличного освещения в соответствии с локальным сметным расчетом на выполнение работ. Датой окончания работ установлено ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Администрации Рыбинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ г. приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ действие Мероприятие 2 «Модернизация систем уличного освещения с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещения» подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Рыбинском районе» муниципальной программы «Реформирование и модернизация жилищзно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности (<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ г. между администрацией г. Заозерного Рыбинского района Красноярского края и ООО <данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № по ремонту уличного освещения в соответствии с локальным сметным расчетом на выполнение работ. Датой окончания работ установлено ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В силу ст. 185 Бюджетного кодекса РФ проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Принимая во внимание нормы Бюджетного кодекса о сроках, порядке формировании местного бюджета, а также то, что исполнение требований исполнительного документа при отсутствии денежных средств, заложенных в бюджет невозможно, суд приходит к выводу об отсутствии у Администрации города Заозерный Рыбинского района Красноярского края реальной возможности исполнить решение суда за счет средств местного бюджета без корректировки действующего бюджета в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.

Таким образом, с учетом характера обязательств, в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ года не могло быть исполнено, поскольку для его исполнения необходимо пройти процедуру контрактных закупок, в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 года, для чего понадобилось дополнительное время, кроме того организация искусственного уличного освещения и укладка тротуаров на улицах города является трудоемким, достаточно затратным как в денежном, так и во временном отношении мероприятием.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации г. Заозерного Рыбинского района от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации г. Заозерный Рыбинского района Красноярского края к ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить Администрацию города Заозерный Рыбинского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ года по исполнительному производству № , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий К.В. Лебедко