2а-882/2022 ~ М-552/2022
86RS0№-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Дудыревой Ю.В., при секретаре Струковой А.П., с участием представителя административного истца ФИО1 и заинтересованного лица на стороне административного истца ООО «Т2 Мобайл» - ФИО2, представителя административного ответчика Отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу муниципального контроля администрации Нефтеюганского района, главному специалисту отдела ФИО4 о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что 22 декабря 2021 года на основании распоряжения начальника отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО3, главным специалистом отдела ФИО4 проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером: 86:08:0020801:16394, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, р-н Нефтеюганский, на Чесновском острове, СНТ «Чесновский», ряд № (левый), участок №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности ФИО1
По результатам проверки 27.12.2021 ФИО4 составлен акт выездной документальной проверки, в котором указано, что установлено использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, на земельном участке возведена конструкция антенной опоры (антенно-мачтового сооружения) сотовой связи.
Начальником отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО3 вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий в предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям №, согласно которому ФИО5 предписано в срок до (дата) демонтировать конструкцию антенной опоры (антенно-мачтового сооружения) сотовой связи; пользование земельного участка с кадастровым номером: № в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Административный истец считает обжалуемое Предписание №13 от 27 декабря 2021 года незаконным, поскольку оно противоречит ч.2 ст.7, ст. ст.42, 72 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца как собственника земельного участка, а именно права по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, предусмотренные ст.209, п.1 ст. 260 ГК РФ и пп. 2 п.1 ст. 40 ЗК РФ.
Административный истец просит суд признать предписание, вынесенное начальником отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО3 №13 от 27 декабря 2021 года об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям незаконным и отменить его полностью.
В письменных возражениях административные ответчики указывают, что вынесение предписания об устранении выявленных нарушений является обоснованной и правомерной мерой.
По итогам проведения внеплановой выездной документарной проверки ответчиком принято решение о выдаче ФИО1 предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Муниципальный земельный контроль осуществляется путем проведения контрольных мероприятий по решению уполномоченного органа. В соответствии с нормами действующего законодательства Российской федерации и принятыми муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля, выдача предписаний об устранении выявленных нарушений является не правом, а обязанностью должностных лиц органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль.
Административный ответчик в лице начальника отдела ФИО3, при вынесении в отношении ФИО1 предписания об устранении выявленных нарушений от 27.12.2021 не вышел за пределы полномочий, предоставленных статьей 72 ЗК РФ, а действовал в рамках функциональных обязанностей, установленных нормами федерального законодательства и принятыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами.
Отделом на основании мотивированного представления вынесенного по результатам рассмотрения поступивших обращений о нарушении требований земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с распоряжением от 13.12.2021 № 4 «Решение о проведении внеплановой выездной документарной проверки физического лица» проведена внеплановая выездная документарная проверка соблюдения обязательных требований в отношении земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим административному истцу.
В ходе проведения внеплановой выездной документарной проверки установлено, что ФИО1 нарушил обязательные требования, предусмотренные статьей 42, частью 1 статьи 77 ЗК РФ, а также требования, предусмотренные статьями 1, 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, использование земельного участка с кадастровым номером №, возможно исключительно для деятельности, определенной Классификатором, утвержденным Приказом № П/0412.
В ходе проведения внеплановой выездной документарной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, используется собственником для эксплуатации конструкции антенной опоры (антенно-мачтовое сооружение) являющегося составляющей частью объекта сотовой связи.
Считают, что утверждение административного истца о том, что действующее законодательство допускает и (или) не запрещает размещение и эксплуатацию на указанном выше земельном участке антенно-мачтовых сооружений, основан на неверном толковании норм права, поскольку возможность размещения конструкции антенной опоры (антенно-мачтового сооружения, линейного объекта оборудования базовой станции сотовой связи) на земельном участке с видом разрешенного использования - садоводство (1.5), которая усматривается примечанием 2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом № П/0412, ограничена нормами федеральных законов.
Отмечают, что размещение конструкции антенной опоры (антенно-мачтового сооружения, линейного объекта оборудования базовой станции сотовой связи) на земельном участке является допустимым и законным, если при этом не нарушается правило о целевом назначении и использовании земельного участка. При этом нормы действующего законодательства обязывают собственника (пользователя) земельного участка использовать по целевому назначению весь земельный участок, исключения в виде возможности использовать часть земельного участка не по целевому назначению, отсутствует.
Полагают, что административный истец, приобретая в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югры, район Нефтеюганский, на Чесновском острове, СНТ «Чесновский», преследовал цель возведения на участке именно конструкции антенной опоры, а не осуществление садоводческой и (или) огороднической деятельности.
Таким образом, установленная на земельном участке с кадастровым номером № конструкция антенной опоры (антенно-мачтовое сооружение) не соответствует целевому назначению земельного участка, ее возведение и эксплуатация, является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 ЗК РФ, а размещение антенной опоры на земельном участке ограничено требованиями федерального закона от 29.07.2017 № 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Просят в удовлетворении требований отказать.
В письменном отзыве на исковое заявление ООО «Т2 Мобайл», требования административного иска поддерживает, считает их подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО1, административного ответчика - главного специалиста отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО4 по правилам ст.226 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 и заинтересованного лица на стороне административного истца ООО «Т2 Мобайл» - ФИО2 требования поддержала, просила удовлетворить по доводам административного искового заявления.
Представитель административного ответчика отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО3 возражала против удовлетворения административного иска по доводам письменных возражений.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).
Согласно положениям пунктов 1. 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемой территории объектов, земли лесного фонда земли водного фонда, земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
На основании части 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если использование земельных участков и объектов капитального строительства продолжается с нарушением градостроительного регламента и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
В соответствии с примечанием 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", содержание видов разрешенного использования, перечисленных в указанном классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, остров Чесновский, СНТ «Чесновский», принадлежит ФИО1 на праве собственности.
Согласно сведениям, из ЕГРН земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - садоводство (1.5) и располагается в границах садоводческого некоммерческого товарищества «Чесновский».
ФИО1 предоставил спорный земельный участок в безвозмездное пользование ООО «Феникс» на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от 19.08.2021 на срок 11 месяцев с последующей пролонгацией.
ООО «Феникс» передало ООО «Т2 Мобайл» часть земельного участка, площадью 16 кв.м. по договору аренды земельного участка № НМ2204 от – 16.11.2021 для размещения и эксплуатации сооружения связи.
01.10.2021 между Сторонами подписан акт приема-передачи о передачи части земельного участка площадью 16 кв.м.
12.11.2021 отделом муниципального контроля администрации Нефтеюганского района на основании задания от 11.11.2021 № 9 на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия было проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №, где зафиксировано размещение и эксплуатация на участке действующей вышки (антенны) цифровой сотовой связи, при отсутствии признаков на участке садоводческой и (или) огороднической деятельности в соответствии с требованиями Закона № 217-ФЗ.
22.12.2021 на основании распоряжения начальника отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района ФИО3 от 13.12.2021 № 4 главным специалистом отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района, ФИО4 была проведена внеплановая выездная документарная проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером: 86:08:0020801:16394, по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югры, р-н Нефтеюганский, на Чесновском острове, СНТ «Чесновский», ряд № (левый), участок №, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности ФИО1
По итогам проведенной выездной документарной проверки 27.12.2021 главным специалистом отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района, ФИО4 составлен акт выездной документальной проверки.
27.12.2021 ФИО1 выдано предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям №, согласно которому ФИО1 предписано в срок до 01 июня 2022 года демонтировать конструкцию антенной опоры (антенно-мачтового сооружения) сотовой связи; использование земельного участка с кадастровым номером: № в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
11.01.2022 государственным инспектором по использованию и охране земель в городе Нефтеюганске и Нефтеюганском районе, в городе Пыть-Ях ФИО6 рассмотрены материалы внеплановой проверки, проведенной отделом муниципального контроля администрации Нефтеюганского района, в возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ отказано, определение вступило в силу.
Разрешая требования административного иска, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1 по следующим основаниям.
Правоотношения, возникающие с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 Закона № 217-ФЗ садовый земельный участок и огородный земельный участок - это земельные участки, предназначенные для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, а так же хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Таким образом, Законом № 217-ФЗ прямо определены цели и задачи ведения садоводства и огородничества - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им, используется для выращивания сельскохозяйственных культур, а также для отдыха (с правом размещения садового или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений).
Законом № 217-ФЗ определено, что относится к садовому дому и хозяйственным постройкам: садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании: хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Конструкция антенной опоры (антенно-мачтовое сооружение), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 86:08:0020801:16394 предназначена для размещения радиоэлектронных средств связи.
Согласно положениям Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» радиоэлектронные средства это технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн. Средства связи это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Согласно примечанию к Приказу № П/0412 содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенномачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит запрета на размещение в границах территорий некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества антенно-мачтовых сооружений связи.
Организация деятельности по размещению сооружений связи и средств связи регламентирована Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред, от 30.12.2021) «О связи», согласно которому сооружения и линии связи могут размещаться на чужом имуществе на условиях возмездной аренды. В соответствии с нормативными документами перед установкой владелец базовой станции сотовой связи обязан получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию.
Запрета на размещение сооружений связи на территориях некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества вышеуказанный нормативный правовой акт не содержит.
В материалах дела имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выданное на основании экспертного заключения № 71-Р от 13.01.2022 ООО «Центр санитарии и эпидемиологии».
Доказательства причинения ущерба окружающей среде, в том числе земельному участку, нарушения прав и законных интересов иных лиц размещением на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ФИО1 конструкции антенной опоры (антенно-мачтового сооружения) сотовой связи, а также нарушения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, материалы дела не содержат.
Таким образом, несмотря на то, что арендуемый по договору земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «садоводство (код 1.5)», размещение на нем антенно-мачтового сооружения допустимо в силу п.2 ст.7 ЗК РФ и положений Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/412.
При таких обстоятельствах, предписание №13 от 27.12.2022 о демонтаже года конструкцию антенной опоры (антенно-мачтового сооружения) сотовой связи в срок до 01 июня 2022 года, использовании земельного участка с кадастровым номером: № в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое ФИО1 к отделу муниципального контроля администрации Нефтеюганского района, главному специалисту отдела ФИО4 о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание отдела муниципального контроля администрации Нефтеюганского района №13 от 27 декабря 2021 года об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья Ю.В. Дудырева
Решение в мотивированной форме составлено 26.04.2022 года.