ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-883/18 от 04.09.2018 Пензенского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-883/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Кондоль «04» сентября 2018 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Толстенкова А.Б.,

при секретаре Багреевой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, опубликовании на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов и понуждении к принятию мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика и терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», по проведению оценки эффективности данных программ, опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Алферьевского сельсовета бюджетного законодательства и законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, в ходе которой установлено следующее.

Согласно ст.179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

Согласно ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-Фз «О противодействии экстремистской деятельности», в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществления профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в вопросы местного значения поселения входит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.

Данные полномочия переданы сельским поселениям законом Пензенской области от 10.10.2014г. №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области».

Постановлением администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района утвержден Порядок разработки и реализации муниципальных программ Алферьевского сельсовета Пензенского района (далее по тексту – Порядок).

Согласно Разделу 6 Порядка ответственный исполнитель муниципальной программы представляет специфику по учету и отчетности в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, по каждой программе отчет об исполнении мероприятий муниципальной программы, заполняемой ежеквартально нарастающим итогом с начала года; ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, годовой доклад о выполнении муниципальной программы.

Годовой доклад подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет».

Проверкой установлено, что в 2017 году действовала муниципальная программа «Развитие Алферьевского сельсовета на 2014-2020 годы», муниципальная программа «Профилактика правонарушений на территории сельсовета на 2017-2020 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета».

Запланированные к осуществлению мероприятия соответствуют целям и задачам профилактики терроризма и складывающейся на территории муниципального образования оперативной обстановки.

Предусмотренные муниципальными целевыми программами по профилактике террористической и экстремистской деятельности основные мероприятия включают в себя создание надежной системы антитеррористической безопасности муниципальных образований: обеспечение необходимого уровня защищенности уязвимых объектов инфраструктуры (прежде всего, критически важных, потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения населения и с массовым пребыванием граждан); повышение эффективности работы органов местного самоуправления; повышение материально-технической оснащенности структур, привлекаемых к мероприятиям по минимизации и ликвидации последствий возможных террористических актов; повышение уровня знаний населения о правилах поведения в условиях угрозы или совершения террористических актов; создание эффективной системы информационно-пропагандистского сопровождения антитеррористической деятельности на территории муниципального образования; гармонизация этноконфессиональных отношений, этнической нетерпимости и сохранение этнополитической стабильности в муниципальном образовании.

Вместе с тем, отчет об исполнении муниципальной программы утвержден лишь в отношении муниципальной программы «Развитие сельсовета на 2014-2020 годы», отчеты об исполнении иных муниципальных программ до настоящего времени не разработаны и не утверждены, оценка эффективности не проводилась.

Таким образом, администрацией не осуществлялись в приоритетном порядке необходимые меры по противодействию экстремистской деятельности, отчеты об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета на 2017-220 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета» не разрабатывались и не утверждались, оценка эффективности данных программ не проводилась, что лишает граждан права на выражение своего волеизъявления в отношении данных программ, размещенных на официальном сайте в сети «Интернет».

По указанным фактам в июне 2018 года главе администрации Алферьевского сельсовета было внесено представление, однако администрацией сельсовета мер, направленных на устранение нарушений, не принималось, отчеты не разработаны и не утверждены, не размещены на официальном сайте администрации.

Бездействие администрации сельсовета приводит к нарушению основополагающих принципов бюджетного законодательства, указанных в ст.28 БК РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение является муниципальным образованием.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, по непринятию мер по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов. Обязать администрацию Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры по разработке и утверждению отчета об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», по проведению оценки эффективности данных программ, по опубликованию данных отчетов на официальном сайте администрации сельсовета.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Андриянова Е.А. доводы административного иска поддержала, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, возражений на административный иск не представил.

Выслушав старшего помощника прокурора Пензенского района Андриянову Е.А., исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.

В соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 10.10.2014г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации муниципальных программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

Согласно ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществления профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п. 7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в вопросы местного значения поселения входит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.

Данные полномочия переданы сельским поселениям законом Пензенской области от 10.10.2014г. №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области».

Постановлением администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района утвержден Порядок разработки и реализации муниципальных программ Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области.

Согласно разделу 6 Порядка разработки и реализации муниципальных программ Алферьевского сельсовета Пензенского района ответственный исполнитель муниципальной программы представляет специфику по учету и отчетности в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, по каждой программе отчет об исполнении мероприятий муниципальной программы, заполняемой ежеквартально нарастающим итогом с начала года; ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, годовой доклад о выполнении муниципальной программы подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в 2017 году на территории муниципального образования действовали: муниципальная программа «Развитие Алферьевского сельсовета на 2014-2020 годы», муниципальная программа «Профилактика правонарушений на территории сельсовета на 2017-2020 годы», муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета».

Вместе с тем, сведений о том, что администрацией Алферьевского сельсовета принимались меры по разработке и утверждению отчетов за 2017 год об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», принимались меры по проведению оценки эффективности данных программ, принимались меры по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета отчетов об исполнении указанных муниципальных программ, материалы дела не содержат и суду не предоставлены.

Таким образом, администрацией не принимались все необходимые меры по профилактике правонарушений, противодействию терроризма и экстремизма, отчеты об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета» не составлялись и не утверждались, оценка эффективности данных программ не проводилась, что лишает граждан права на выражение своего волеизъявления в отношении данных программ, размещенных на официальном сайте в сети «Интернет». Бездействие администрации сельсовета приводит к нарушению основополагающих принципов бюджетного законодательства и интересов неопределенного круга лиц. По этим основаниям суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению отчетов об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», непринятию мер по проведению оценки эффективности данных программ, по непринятию мер по опубликованию на официальном сайте администрации сельсовета указанных отчетов.

Обязать администрацию Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области принять меры по разработке и утверждению отчета об исполнении муниципальных программ «Профилактика правонарушений на территории сельсовета», «Профилактика терроризма и экстремизма и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории сельсовета», по проведению оценки эффективности данных программ, по опубликованию данных отчетов на официальном сайте администрации сельсовета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение одного месяца, со дня принятия.

Председательствующий