ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-883/18 от 14.12.2018 Торжокского городского суда (Тверская область)

***

Дело № 2а-883/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Торжок 14 декабря 2018 года

Торжокский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,

с участием административного ответчика ФИО1, его представителя адвоката Кулеба А.П., действующего на основании удостоверения №3 от 09.04.2003, ордера №1741366 от 08.11.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Выборгской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени,

у с т а н о в и л :

Выборгская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО1 и просит взыскать с него таможенные платежи и пени в размере 4032246(четыре миллиона тридцать две тысячи двести сорок шесть) рублей 25 копеек, указав следующее.

03 февраля 2017 года на таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни прибыло грузовое транспортное средство с установленным регистрационным знаком <***>/АН276878 под управлением водителя ООО «ТРАНС» ФИО1, который совершил незаконное перемещение через таможенную границу таможенного союза (из Финляндии в Россию) товара без декларирования таможенному органу. Находясь в зоне таможенного контроля таможенного поста МАПП «Светогорск», ФИО1 совершил таможенные операции путем предоставления талон/контроля, свидетельствующего об отсутствии груза, исключающие применения должностными лицами таможенного органа полномочий в отношении перемещаемого в транспортном средстве товара.

Вопреки установленной процедуре оформления товара при совершении таможенных операций с участием ФИО1 совершено уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации в крупном размере 3 522 308,23 рублей, за что предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст.194 УК РФ.

Обязанность по уплате таможенных платежей возникла у ФИО1 в связи с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС солидарно с ООО «ТРАНС», который совершил таможенные операции, исключающие применение должностными лицами таможенного органа полномочий в отношении перемещаемого груза.

29 июня 2018 года Выборгской таможней в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч.1 ст.194 УК РФ.

В связи с незаконным перемещением товаров установлена солидарная обязанность ФИО1 по уплате таможенных платежей в связи с незаконным перемещением товаров в качестве водителя грузового транспортного средства (***), заключающемся в недекларировании товаров.

В соответствии со ст.56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконное ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

Согласно пункту 5 ст.56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Статьей 55 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в направленном уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.

Согласно ч.6 ст.71 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон) меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, установленных Законом.

В соответствии со ст.30 Закона обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по к уплате таможенных пошлин, налогов (ст.50 ТК ЕАЭС).

В связи с незаконным перемещением товаров через таможенную границу в соответствии со ст.50 ТК ЕАЭС, ст.71 Закона Выборгской таможней в адрес водителя ФИО1 было направлено уведомление (№15-39/15693 от 29.06.2018 №10206000/Ув2018/0000081) об уплате таможенных платежей в сумме 4 032 246,25 рублей (таможенные платежи – 3525127,29 рублей, пени – 507118,96 рублей), которое им получено лично 07.07.2018. Также было направлено уведомление в адрес перевозчика ООО «ТРАНС» (№15-39/15691 от 29.06.2018 №10206000/Ув2018/0000091 об уплате таможенных платежей в сумме 4 032 246,25 рублей (таможенные платежи – 3525127,29 рублей, пени – 507118,96 рублей). Сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определена путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин согласно положениям Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного Приложением к решению Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

В соответствии со ст.160 Налогового кодекса Российской Федерации ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары облагаются налогом на добавленную стоимостью по ставке 18%. Налогооблагаемая база для исчисления НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма: таможенной стоимости этих товаров; подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины. Расчет суммы, подлежащей уплате, таможенных платежей за исследуемый товар по состоянию на 03.02.2017 приведен в таблице 1.

Уплата образовавшейся суммы задолженности должна быть осуществлена декларантом в срок не позднее 20 дней со дня вручения (получения) уведомления. На дату подачи иска должником мер к погашению задолженности не принято.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ТРАНС», ООО «Пигмент».

Административный истец, Выборгская таможня, о времени и месте рассмотрения дела извещен, своего представителя в судебное заседание не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные административные исковые требования поддерживают, просят их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1, его представитель Кулеба А.П. в судебном заседании административные исковые требования не признали, представив суду письменные возражения, в которых указано, что доводы истца не по праву, не по размеру не соответствуют действующему законодательству. В силу ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, являющихся основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, лежит на истце. В представленных суду доказательствах отсутствуют процессуальное обоснование, способ получения и происхождение документов, на основании каких сведений и документов делались расчеты, были ли соблюдены права лица при проведении проверки. Истцом не подтвержден статус лица в рамках уголовного дела, не представлено документов о незаконном перемещении товара конкретно ответчиком, а также, что ответчик знал или должен был знать о незаконности перемещения товара. В нарушении положений главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует установленная законом (вступившим в законную силу постановлением, решением или приговором суда) задолженность по обязательным платежам. Сведения, положенные в обоснование иска, носят предположительный характер. Истец фактически презюмирует вину ФИО1, подав на него в суд.

В своих пояснениях ФИО1 не отрицал, что в указанное время пересекал границу из Финляндии в Россию на транспортном средстве, имеющем государственный регистрационный знак ***. Однако какого-либо груза на территорию России он не ввозил, таможню прошел пустой, что подтверждается приобщенным к материалам дела талоном ввоза/вывоза транспортного средства. Указал, что никакого отношения к ООО «ТРАНС» не имеет, в данной организации не работал. Печать ООО «ТРАНС» находилась в его машине, он ставил ее на документы при прохождении таможни.

Заинтересованные лица, ООО «ТРАНС», ООО «Пигмент», о времени и месте судебного заседания извещены, участия в судебном разбирательстве не приняли, об уважительных причинах неявки суд не известили, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушания дела не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.

Системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики, является Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ст.19 ТК ЕАЭС).

В силу статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза (при ввозе товаров на таможенную территорию Союза) у лиц, незаконно перемещающих товары, возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. При этом лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза. Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в направленном уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС (ст. 55 ТК ЕАЭС).

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (ст.57 ТК ЕАЭС).

В силу ч.6 ст.71 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон) меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, установленных Законом.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст.30 Закона).

Сведениями из КПС «Автотранспорт» Выборгской таможни подтвержден факт перемещения 03 февраля 2017 года через государственную границу Российской Федерации транспортного средства с государственным регистрационным знаком *** под управлением водителя ФИО1 Указанные обстоятельства также не оспариваются административным ответчиком ФИО1

Из информации, содержащейся в базе данных КПС «АПП» (вкладка «Транспортный контроль»), усматривается, что водитель транспортного средства СКАНИЯ, государственный регистрационный знак ***, прицеп, государственный регистрационный знак ***, ФИО1 03.02.2017 въехал в Россию из Финляндии без груза, инспектор, осуществивший транспортный контроль, ФИО2

В оформленном талоне обратного вывоза/ввоза по ТДТС указаны следующие сведения: номер документа 10206010/030217/Э0038636, дата выдачи документа 03.02.2017; наименование таможни: т/п МАПП Светогорск (Выборгская); номер бланка 10206040/020217/Р0058527; номер декларации 10206010/030217/300038636; автомобиль ***, регистрационный номер ***; собственник ООО «ТРАНС», водитель ФИО1, *** года рождения.

В весовом талоне от 03.02.2017, учетный номер 120699, на транспортное средство, имеющее регистрационный номер ***, с прицепом, государственный регистрационный знак ***, указан вес 16095 кг, имеется отметка «без груза».

В свидетельствах о регистрации транспортных средств масса транспортного средства с прицепом без нагрузки также указана в размере 16095 кг.

В рамках проверочных мероприятий таможенным органом России в компетентные органы Финляндии был сделан запрос о предоставлении из таможенных органов Финляндии документов, представленных отправителем при оформлении процедуры экспорта в отношении товара, возможно перемещаемого в транспортных средствах, указанных в приложении №1, в том числе в отношении вышеуказанного транспортного средства с прицепом.

Во исполнение указанного запроса отделом таможенного контроля Финляндии предоставлена выборка о перевозках, которые осуществлялись из Финляндии в испрашиваемые периоды, приложены копии сопроводительных документов, касающиеся экспорта. Указано, что документы, приложенные к ответному письму, хранятся строго конфиденциально на территории Финляндии. Из приложенных документов в отношении транспортного средства, имеющего регистрационный знак ***, усматривается факт перевозки товара 03.02.2017, указаны: экспортер De&O1Oy, получатель ООО «Пигмент», стоимость товара 43778,35 Евро, вес 22272,00 кг, декларация содержит перечень экспортируемых товаров (33 позиции).

Решением по результатам таможенного контроля №10206010/220618/НП7 на основании докладной записки от 20.06.2018 №33-13/206 установлен факт незаконного перемещения товаров, наименование, классификационный код, основания таможенных платежей (таможенная стоимость, физические характеристики товара (количество, масса с учетом веса, объем и т.п.)) которых приведены в таблице, содержащей 33 позиции. Указаны срок уплаты таможенных пошлин, налогов – 03.02.2017, плательщик ООО «ТРАНС», лица, несущие солидарную обязанность – ФИО1 В основании указаны экспортные документы, сопроводительные документы таможенного транзита, полученные из правоохранительных органов Финляндии.

Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей возникла у ФИО1 в связи с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС солидарно с ООО «ТРАНС», который совершил таможенные операции, исключающие применение должностными лицами таможенного органа полномочий в отношении перемещаемого груза.

29 июня 2018 года Выборгской таможней в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч.1 ст.194 УК РФ.

Актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 27.06.2018 № 10206000/270618/0000198 в связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей вследствие незаконного перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей в сумме 3 525 127,29 рублей (из них сумма пошлины к уплате – 2 555 120,75 рублей, сумма НДС – 970 006,54 рубля). Сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определена путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин согласно положениям Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного Приложением к решению Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза». Доводов, опровергающих, предоставленный административным истцом расчет таможенных платежей, а также пени, административным ответчиком не представлено.

Поскольку таможенные платежи в установленный законом срок уплачены не были, 27.06.2018 на имя ООО «Транс» и ФИО1 выданы уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10206000/Ув2018/0000081 и № 10206000/Ув2018/0000081С соответственно, которые направлены в их адрес 29.06.2018.

07 июля 2018 года уведомление о неуплаченных таможенных платежах получена ФИО1 Административный ответчик не отрицает, что указанная задолженность по уплате таможенных платежей и пени им до настоящего времени не погашена.

При таких обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом исковых требований.

Позиция ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не может быть принята судом исходя из изложенного выше. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Обязанность ФИО1 по оплате таможенных платежей и пени в сумме 4 032 246 (четыре миллиона тридцать две тысячи двести сорок шесть) рублей 25 копеек является солидарной с ООО "ТРАНС" по уведомлению о неуплаченных таможенных платежах от 27.06.2018 года № 10206000/Ув2018/0000081.

В связи с удовлетворением заявленного требования, в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, поскольку истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 176-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Выборгской таможни удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, *** года рождения, уроженца ***, таможенные платежи в размере 3 525 127 (три миллиона пятьсот двадцать пять тысяч сто двадцать семь) рублей 29 копеек, пени в сумме 507 118 (пятьсот семь тысяч сто восемнадцать) рублей 96 копеек, а всего 4 032 246 (четыре миллиона тридцать две тысячи двести сорок шесть) рублей 25 копеек.

Взыскать с ФИО1, *** года рождения, уроженца ***, государственную пошлину в доход городского округа город Торжок в сумме 28 361 (двадцать восемь тысяч триста шестьдесят один) рубль.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е. Ю. Арсеньева

Решение принято в окончательной форме 19 декабря 2018 года.

Судья подпись

***

***