ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-883/2021 от 10.08.2021 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-883/2021

УИД 12RS0001-01-2021-001436-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волжск 10 августа 2021 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по РМЭ к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и по страховым взносам

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.227, 227.1 и 228 НК РФ за 2017 год в размере 3081 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) за 2017 года в размере 3979 руб. 25 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) за 2017 год 809 руб.10 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за 2017 год в размере 1422 руб.90 коп. Итого на общую сумму 9292 руб. 25 коп.

В обоснование иска указано, что ФИО1 ИНН была зарегистрирована в налоговом органе и осуществляла предпринимательскую деятельность с 29.04.2009 года и прекратила деятельность 29 августа 2018 года в связи с принятием им соответствующего решения, при этом не уплатила своевременно и в полном объеме за 2017 год налог на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование. В установленный срок налог и страховые взносы ответчиком не были уплачены. На основании ст. 75 Налогового Кодекса РФ административному ответчику начислены пени за неуплату налога.

Административному ответчику было направлено требование об уплате налога, страховых взносов и пени от 09 ноября 2017 года .

В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. Межрайонной ИФНС России по РМЭ было направлено заявление на выдачу судебного приказа о взыскании недоимки и пени. 12 апреля 2021 года вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании недоимки и пени, в связи с тем, что от налогоплательщика поступили возражения относительно судебного приказа.

В судебном заседании представитель Управления ФИО2 полностью поддержал административный иск и суду дополнил, что была проведена сверка со службой судебных приставов и установлено, что с ФИО1 взыскивались суммы по иным судебным приказам. 28000 руб. ФИО1 были уплачены по текущим платежам за 2018 год. Срок исковой давности не истек, т.к. судебный приказ был отменен 12 апреля 2021 года, настоящий административный иск подан 24 мая 2021 года, т.е. в установленный законом срок.

Административный ответчик ФИО1 иск не признала и суду пояснила, что административным истцом пропущен срок исковой давности. Взыскиваемая сумма образовалась после того, как с него была взыскана сумма 28000 руб. судебными приставами, которые распределили эти деньги неправильно.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета; в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (части 9 статьи 45 НК РФ).

Согласно статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Согласно выписки из Единого государственного реестра ИП от 19 мая 2021 года ФИО1 29 апреля 2009 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и 29 августа 2018 года прекратил деятельность в связи с принятием соответствующего решения.

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно декларации по форме 3-НДФЛ по доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 должна уплатить налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.227, 227.1 и 228 НК РФ за 9 месяцев 2017 года в размере 3081 руб., учитывая полученный фактический доход по 9300 руб. за каждый квартал.

Порядок определения фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию и страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию, ранее определялся федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

В настоящее время, согласно ч.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Как следует из статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" страхователями для работающих граждан, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, являются индивидуальные предприниматели.

База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем п.п.1 п.1 ст. 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п.1 ст.420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст.422 настоящего Кодекса (ч.1 ст.421 НК РФ).

Для плательщиков, указанных в п.п. 1 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено настоящей главой (ч.3 ст.421 НК РФ).

Для плательщиков, указанных в п.п. 1 п.1 ста.419 настоящего Кодекса, на период 2017 - 2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год в 2017 году - 1,9 (ч.5 ст.421 НК РФ).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации с учетом пунктов 3 - 5 настоящей статьи. Размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается (ч. 6 ст. 421 НК РФ).

Как следует из ч.2 ст.425 НК РФ тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента; на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Плательщики, указанные в п.п. 2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса; страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного п.п. 3 п. 2 ста.425 настоящего Кодекса (ч.1 ст.430 НК РФ).

В ч.5 ст.430 НК РФ указано, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном за

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (ч.5 ст.432 НК РФ).

Административным истцом рассчитана задолженность ФИО1 по недоимкам страховых взносов на общую сумму 9291 руб.25 коп., в том числе:

задолженности по налогам на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.227, 227.1 и 228 НК РФ за 2017 год в размере 3081 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) за 2017 года в размере 3979 руб. 25 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) за 2017 год 809 руб.10 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за 2017 год в размере 1422 руб.90 коп.

ФИО1 направлено требование об уплате вышеуказанных задолженностей от 20 декабря 2019 года , которые не исполнены.

Суд не может принять доводы административного ответчика о том, что указанная задолженность у нее отсутствует, т.к. она уже была взыскана службой судебных приставов в связи с тем, что административным истцом предоставлены сведения о том, что службой судебных приставов были исполнены судебные приказы по которым не взыскана задолженность по требованию от 09.11.2017 года.

В свою очередь определением от 12 апреля 2021 года судебный приказ мирового судьи от 02 апреля 2021 года о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности отменен.

Суд также не может принять во внимание доводы административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административным истцом после отмены судебного приказа 12 апреля 2021 года подан в суд административный иск 24 мая 2021 года.

Таким образом, срок обращения истцом в суд с административным истцом не пропущен.

На основании ст.114 КАС РФ с административного ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 175 - 177, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по РМЭ к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и по страховым взносам, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета недоимку по налогам по страховым взносам на общую сумму 9292 руб. 25 коп., в том числе: налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст.227, 227.1 и 228 НК РФ за 2017 год в размере 3081 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в т.ч. по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) за 2017 года в размере 3979 руб. 25 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года) за 2017 год 809 руб.10 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за 2017 год в размере 1422 руб.90 коп.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 руб. в доход бюджета городской округ «Город Волжск».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Малышева Л.Н.

Решение в окончательной форме

составлено 20 августа 2021 года