ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-883/2021 от 29.12.2021 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-883/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 декабря 2021 года р.п. Москаленки

Москаленский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кобзарь О.В.,

при секретаре Искаковой Р.Т.,

с участием заместителя прокурора Москаленского района Омской области Алафьева М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по размещению сведений на сайте и обязании разместить информацию на сайте,

установил:

Прокурор Москаленского района Лобищев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по размещению сведений на сайте и обязании разместить информацию на сайте.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, по результатам которой установлено, что в нарушение действующих положений закона, на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства https://dom.gosuslugi.ru администрацией Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области не размещена, предусмотренная законом информация, о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принятые администрацией Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также отчеты об их реализации.

По факту допущения выявленного нарушения прокурором района 27.08.2021 в адрес главы поселения было внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

Повторным мониторингом сайта ГИС ЖКХ установлено, что до настоящего времени на сайте в разделе «Муниципальная программа в сфере ЖКХ», а также «Муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области муниципальная программа «Муниципальное управление и обеспечение выполняемых полномочий в Элитовском сельском поселении Москаленского муниципального района Омской области на 2018-2027 годы», утвержденная постановлением главы администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 28.12.2017 № 73, задачами которой является повышение качества работы коммунальных систем; снижение параметра износа оборудования; замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство; определить виды сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, строительство которых планируется вести; определить стоимость строительства объектов о укрепленным показателям; стабилизация и снижение удельных затрат в структуре тарифов и ставок оплаты стоимости коммунальных услуг при сохранении (повышении) качества предоставления услуг и устойчивости функционирования систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования; выполнения мероприятий по совершенствованию механизмов энергосбережения и повышения энерго-эффективности систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения; улучшения состояния окружающей среды, создание благоприятных условий для проживания жителей Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, не размещена.

В судебном заседании заместитель прокурора Москаленского района Алафьев М.М. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснив, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены, просит предоставить срок для их устранения в течение 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется отзыв с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с административными исковыми требованиями согласен.

Суд, заслушав пояснения заместителя прокурора Москаленского района, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Действие (бездействие) администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области также могут являться предметом судебной проверки.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9. ст. 226 КАС РФ).

Согласно положениям ст. 14 Кодекса КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Обязанность доказывания установлена статьей 62 КАС РФ.

Так, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации названных полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) – это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. Органы местного самоуправления являются субъектами, размещающими информацию в системе (поставщики информации).

В силу п. 2 Положения «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Согласно ч. 16 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» органы местного самоуправления размещают в системе:

1) информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля;

2) информацию, предусмотренную пунктами 6, 7, 9, 11, 13, 14, 28, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

3) информацию о способе управления многоквартирным домом, а также информацию, предусмотренную пунктом 30 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом;

4) информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

Пунктами 9, 13 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» определено, что в системе должна размещаться информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 114/пр от 29 февраля 2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Разделами 6, 7 данного приказа установлено, что информация об объектах жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние размещается не позднее 15 дней со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, либо со дня прошедших изменений, информация о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности подлежит размещению не позднее 15 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта об утверждении (изменении) муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, муниципального правового акта о внесении в него изменений.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В соответствии с ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства. В результате проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства, на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства https://dom.gosuslugi.ru администрацией Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области не размещена, предусмотренная законом информация, о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, принятые администрацией Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также отчеты об их реализации.

По факту допущения выявленного нарушения прокурором района 27.08.2021 в адрес главы поселения было внесено представление (л.д. 8-11), однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

Повторным мониторингом сайта ГИС ЖКХ установлено, что до настоящего времени на сайте в разделе «Муниципальная программа в сфере ЖКХ», а также «Муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области муниципальная программа «Муниципальное управление и обеспечение выполняемых полномочий в Элитовском сельском поселении Москаленского муниципального района Омской области на 2018-2027 годы», утвержденная постановлением главы администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 28.12.2017 № 73, задачами которой является повышение качества работы коммунальных систем; снижение параметра износа оборудования; замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство; определить виды сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, строительство которых планируется вести; определить стоимость строительства объектов о укрепленным показателям; стабилизация и снижение удельных затрат в структуре тарифов и ставок оплаты стоимости коммунальных услуг при сохранении (повышении) качества предоставления услуг и устойчивости функционирования систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования; выполнения мероприятий по совершенствованию механизмов энергосбережения и повышения энерго-эффективности систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения; улучшения состояния окружающей среды, создание благоприятных условий для проживания жителей Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, не размещена.

Указанные выше нарушения противоречат принципам открытости и доступности информации, чем нарушают права неопределенного круга лиц на получение информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, анализируя вышеприведенное законодательство в совокупности с обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о незаконности бездействия административного ответчика по факту неисполнения требований жилищного законодательства, о которых указано прокурором, как в административном исковом заявлении, так и в представлении, которое было направлено прокурором административному ответчику до обращения в суд, но до настоящего времени выявленные прокурором нарушения устранены не были, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено, вследствие чего требования прокурора законны, обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Москаленского района административных исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Учитывая характер заявленных требований, суд полагает возможным освободить административного ответчика от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Удовлетворить административные исковые требования прокурора Москаленского района Омской области.

Признать незаконным бездействие администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области по непринятию мер по размещению сведений на сайте https://dom.gosuslugi.ru в телекоммуникационной сети «Интернет».

Обязать администрацию Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области разместить в системе ГИС ЖКХ на сайте https://dom.gosuslugi.ru в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предусмотренную законом информацию, а именно, муниципальную программу Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области «Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области на 2018-2027 годы», утвержденную постановлением главы администрации Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от 28.12.2017 № 73, задачами которой является повышение качества работы коммунальных систем; снижение параметра износа оборудования; замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство; определить виды сетей и объектов инженерно-технического обеспечения, строительство которых планируется вести; определить стоимость строительства объектов о укрепленным показателям; стабилизация и снижение удельных затрат в структуре тарифов и ставок оплаты стоимости коммунальных услуг при сохранении (повышении) качества предоставления услуг и устойчивости функционирования систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования; выполнения мероприятий по совершенствованию механизмов энергосбережения и повышения энерго-эффективности систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения; улучшения состояния окружающей среды, создание благоприятных условий для проживания жителей Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Элитовского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Москаленского района Омской области в течение 10 дней по истечению установленного судом срока для устранения допущенных нарушений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение одного месяца.

Судья О.В. Кобзарь

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ______________________

______секретарь судебного заседания_______

(Наименование должности работника аппарата суда)

__ФИО5____

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

УИД 55RS0-72