ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-883/2022 от 27.07.2022 Похвистневского районного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.Л.,

при секретаре Газизовой Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Похвистнево административное дело №2а-883/2022 по исковому заявлению Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области к ОСП г. Похвистнево УФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора

у с т а н о в и л:

Администрация сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области обратилась в суд с иском к заместителю старшего судебного пристава ОСП Похвистнево УФССП России по Самарской области ФИО4. об освобождении от взыскания исполнительного сбора, указав, что об освобождении от взыскания исполнительского сбора по гражданскому делу , указав, что решением Похвистневского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- территорию первого пояса ЗСО источника водоснабжения (2 водозабор) в обеспечить охраной, в соответствии с требованием п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- утвердить границы зон санитарной охраны источников в Правительстве Самарской области, в соответствии с требованием п.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- получить на источники питьевого централизованного водоснабжения Алькино санитарно- эпидемиологическое заключение, в соответствии с требованием ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- на кладбищах с. - 2, - 1, - 1) площадки для мусоросборников оборудовать ограждением, твердым покрытием, подъездами к ним, в соответствии с требованием п. 6.6, п. 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

На основании решения был выдан исполнительный лист ФС от ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава ОСП Похвистнево УФССП России по Самарской области ФИО5. возбуждено исполнительное производство

В связи с неисполнением истцом исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установил истцу исполнительный сбор в размере 50 000 рублей.

Представитель истца просила освободить Администрацию сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области от взыскания исполнительского сбора по гражданскому делу , поскольку исполнить решение суда в установленный срок в полном объеме не представилось возможным по объективным причинам: отсутствие в бюджете соответствующих денежных средств.

Представитель административного истца Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика ОСП г. Похвистнево УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен судебной повесткой.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Частью 11 ст.30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.12 ст.30 указанного Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ст.105).

Положениями ч.1 ст.112 указанного Закона предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112 данного закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с п.6 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.В судебном заседании установлено, что решением Похвистневского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу от ДД.ММ.ГГГГ, были удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Отрадном в защиту неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневского района Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства.

На Администрацию сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- территорию первого пояса ЗСО источника водоснабжения (2 водозабор) в обеспечить охраной, в соответствии с требованием п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- утвердить границы зон санитарной охраны источников в Правительстве Самарской области, в соответствии с требованием п.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- получить на источники питьевого централизованного водоснабжения Алькино санитарно- эпидемиологическое заключение, в соответствии с требованием ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- на кладбищах с. - 2, - 1, - 1) площадки для мусоросборников оборудовать ограждением, твердым покрытием, подъездами к ним, в соответствии с требованием п. 6.6, п. 6.7. СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».

ДД.ММ.ГГГГ Похвистневским районным судом Самарской области выдан исполнительный лист серии ФС .

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г.Похвистнево УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области возбуждено исполнительное производство должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Похвистневского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области была предоставлена отсрочка исполнения данного решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ

В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, заместителем старшего судебного пристава ОСП Похвистнево УФССП России по Самарской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В силу ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вынес Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с Администрации СП Алькино исполнительского сбора в период действия отсрочки исполнения решения суда, предоставленной ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя оснований для применения положений п. 5 ч. 7 ст. 36 и ст.112 названного закона у судебного пристава-исполнителя не имелось, поскольку должником было реализовано право на отсрочку исполнения судебного акта

С учетом положений ч.7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», усматривая отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности Администрации СП Алькино за нарушение обязательства суд считает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным заявление Администрации сельского поселения об освобождении от взыскания исполнительского сбора по гражданскому делу удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Освободить Администрацию сельского поселения Алькино муниципального района Похвистневский Самарской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем старшего судебного пристава ОСП Похвистнево УФССП России по Самарской области по исполнительному производству , возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ.

Административное решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Похвистневский районный суд в месячный срок.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.22 г.

Судья С.Л.Федосеева