УИД-66RS0003-01-2018-008730-68Мотивированное решение изготовлено 09.01.2019 Дело №2А-8858/2018РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации 26 декабря 2018 года г. Екатеринбург Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Волкоморова С.А. при секретаре судебного заседания Монгуш Ш.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грубцова Виктора Ивановича к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, государственному жилищному инспектору Свердловской области Незамеевой Лилии Фаритовне о признании незаконными предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, действий, выразившихся в отказе отменить предписание, установил: Грубцов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент), в обоснование исковых требований указал, что административному истцу на праве совместной собственности с супругой принадлежит ***, расположенная по адресу: ***. Внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, решения которого оформлены протоколом №1/2018 от 04.06.2018, выбран способ управления многоквартирным домом – товариществом собственников недвижимости «Шейнкмана-130». На данном общем собрании собственниками помещений также приняты решения об утверждении устава ТСН «Шейнкмана-130» и избрании 14 членов правления ТСН, в том числе, Грубцова В.И. (***). На первом заседании правления ТСН в соответствии с уставом председателем правления ТСН «Шейнкмана-130» выбран Н. Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 20.06.2018 №29-05-15-155 проведена внеплановая документальная проверка соблюдения обязательных требований к избранию правления и председателя правления ТСН «Шейнкмана-130». По результатам проверки Департаментом составлен акт №29-05-16-155 от 23.07.2018, кроме того, ТСН «Шейнкмана-130» выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства №29-05-17-155 от 23.07.2018. ТСН «Шейнкмана-130» предписано в срок до 01.10.2018 исключить из членов правления товарищества Грубцова В.И., Ю. и Ф., не являющихся собственниками помещений в многоквартирном *** в ***. Административный истец обратился в Департамент с заявлением от ***, в котором просил отменить в отношении него данное предписание, так как является таким же собственником ***, как и его супруга, на которую зарегистрировано жилое помещение. К заявлению были приложены копии свидетельств о государственной регистрации права и о заключении брака. Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области письмом от 07.09.2018 №29-02-10/25798 отказал в просьбе административного истца, сообщив, что он не может быть членом ТСН и соответственно членом правления ТСН, поскольку квартира, хотя и находится в совместной собственности с супругой, но правом собственности обладает лишь лицо, чьё право зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. 15 сентября 2018 года правление ТСН «Шейнкмана-130» своим решением приостановило полномочия трёх членов правления, указанных в предписании – Грубцова В.И., Ю. и Ф., предложив им написать заявления о сложении с себя полномочий члена правления ТСН по собственному желанию. Административный истец считает предписание №29-05-17-155 от 23.07.2018 об исключении из членов правления ТСН Грубцова В.И., а также отказ административного ответчика в отмене предписания, выраженный в письме от 07.09.2018 №29-02-10/25798, несоответствующими закону по следующим основаниям. Процедура исключения из числа членов правления ТСН, на которой настаивает Департамент в отношении административного истца, как одного из собственников жилого помещения, не предусмотрена законодательством. Таким образом, исполнить предписание правовыми методами невозможно. Государственный орган в своей деятельности должен руководствоваться всей совокупностью законодательных норм, равным образом учитывать не только жилищное, но и семейное законодательство. Квартира приобретена за счёт общих средств супругов по договору купли-продажи. Грубцов В.И. состоит в браке с Грубцовой С.Д. с ***. Следовательно, независимо от того, что квартира оформлена на супругу, она принадлежит по закону обоим супругам в равных долях, по 1/2 доле в праве, поскольку куплена в браке на совместно заработанные денежные средства. Брачный договор или иное соглашение супруги Грубцовы не заключали. Процедура приостановления полномочий члена правления ТСН, которая была применена в отношении Грубцова В.И. решением правления ТСН от 15.09.2018, не предусмотрена законодательством и вызвана только неправомерными действиями административного ответчика. Вышеуказанные действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области нарушают права административного истца как собственника жилого помещения, предусмотренные действующим законодательством: право на членство в ТСН (части 1 и 2 статьи 143 ЖК РФ); право на избрание членом правления ТСН (части 1 и 2 статьи 147 ЖК РФ). На основании изложенного Грубцов В.И. просил суд признать незаконными предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 23.07.2018 №29-05-17-155 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части исключения Грубцова В.И. из членов правления ТСН «Шейнкмана-130»; действия Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, выразившиеся в отказе отменить предписание от 23.07.2018 №29-05-17-155 в части исключения Грубцова В.И. из членов правления ТСН «Шейнкмана-130», оформленные письмом от 07.09.2018 №29-02-10/25798. Определением судьи от 07.12.2018 к участию в административном деле привлечены: в качестве административного соответчика – государственный жилищный инспектор Свердловской области Незамеева Лилия Фаритовна; в качестве заинтересованного лица – Грубцова Светлана Дмитриевна. В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении административного иска по основанию, предмету и доводам, изложенным в заявлении, настаивал и дополнительно пояснил, что о вынесении оспариваемого предписания узнал 15.08.2018. Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование возражений представила письменный отзыв, по доводам которого пояснила, что оспариваемое предписание непосредственно на административного истца никаких обязанностей не возлагает. Способ устранения нарушений ТСН «Шейнкмана-130» избирает самостоятельно. Доводы административного истца являются необоснованными. В ходе проведения проверки Департаментом установлено, что собственником *** многоквартирном *** в г. Екатеринбурге является ФИО3, а не ФИО1, в связи с чем административный истец не может являться членом ТСН «Шейнкмана-130», а, соответственно, и членом правления данного товарищества. В соответствии с п. 9.3 устава ТСН «Шейнкмана-130» правление товарищества избирается из числа членов товарищества сроком на 2 года в количестве не более 15 человек. При исключении из членов правления лиц, не являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, требования к количественному составу правления, установленные уставом, будут соблюдены. Согласно статьям 1, 2 Семейного кодекса Российской Федерации названный кодекс регулирует правоотношения супругов и отношения между ними и третьими лицами, но не регламентирует отношения и не устанавливает обязанности третьих лиц в отношении супругов. Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации с целью соблюдения прав всех собственников помещений в многоквартирном доме сформулированы таким образом, что под субъектами жилищных правоотношений понимаются исключительно титульные собственники жилищного фонда, то есть лица, чьи права на объект недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке. Глава 14 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет правовое положение членов товарищества собственников жилья. Согласно ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. При этом доказать такое право может исключительно титульный собственник, поскольку иные члены товарищества прав и обязанностей по определению семейных отношений, обязательств и законного режима собственности каждого собственника помещения в многоквартирном доме также не имеют. В соответствии со ст. ст. 45-48, ч. 2 ст. 143, ч. 1.1 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации принимать участие с правом голоса в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и в общих собраниях членов товарищества собственников жилья либо правления товарищества, быть членом товарищества собственников жилья, а также членом правления и председателем правления товарищества собственников жилья, вправе исключительно собственник, чьё право на помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в установленном законом порядке, супруг такого собственника указанными правами не обладает. Таким образом, тот факт, что ФИО1 состоит в браке с ФИО3, являющейся титульным собственником квартиры, не свидетельствует о том, что ФИО1 автоматически наделён правом быть членом правления. При этом ни Департамент в ходе проведения проверки соблюдения требований, установленных жилищным законодательством, ни собственники помещений при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не обязаны путём проведения какой-либо экспертизы или сопоставления представленных документов устанавливать права собственности не титульного собственника, чьи права не зарегистрированы в установленном порядке. В случае, если право собственности на помещение в многоквартирном доме не зарегистрировано у лица, изъявившего желание вступить в члены товарищества собственников жилья, то такое лицо не вправе являться членом товарищества. Требования предписания от 23.07.2018 №29-05-17-155 являются чёткими, понятными и нормативно обоснованными, выявленное нарушение необходимо устранить путём исключения из членов правления ТСН «Шейнкмана-130» ФИО1, не являющегося собственником помещения в многоквартирном доме. Иными мероприятиями, кроме как исключением, нарушение не может быть устранено. В случае если указанные в предписании лица не желают добровольно покинуть состав членов правления, вопрос о досрочном прекращении полномочий может быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов товарищества собственников жилья (п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). 15.08.2018 в Департамент от ФИО1 поступило обращение вх. №29-01-01-18252/1 с возражениями на акт и просьбой исключить из предписания его кандидатуру. Обращение принято Департаментом к рассмотрению в рамках Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По результатам рассмотрения обращения в адрес ФИО1 07.09.2018 №29-02-10/25798 направлен ответ по существу поставленных вопросов с разъяснениями позиции Департамента и нормативным обоснованием. Обращение заявителя ФИО1 рассмотрено Департаментом по существу поставленных вопросов и в установленный законом срок. Несогласие с ответом не свидетельствует о незаконности действий Департамента. Требования административного истца несостоятельны и нормативно не подтверждены, в связи с чем Департамент просит отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска в полном объёме. Административный ответчик – государственный жилищный инспектор Свердловской области ФИО4, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, письменные возражения на иск не представила и не просила о рассмотрении дела в своё отсутствие. Представитель заинтересованного лица – ТСН «Шейнкмана-130» – ФИО5 в судебном заседании поддержал требования административного истца и пояснил, что Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области неверно толкует нормы жилищного законодательства. Собственниками помещений могут выступать лица, чьё право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Административный ответчик не учитывает нормы Семейного кодекса Российской Федерации. ФИО1 отказался писать заявление о выходе из членов ТСН «Шейнкмана-130», поэтому во исполнение предписания его полномочия были приостановлены товариществом. Заинтересованное лицо – ФИО3, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направила заявление, в котором просила о рассмотрении дела в своё отсутствие. Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что административный ответчик и заинтересованное лицо извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие государственного жилищного инспектора Свердловской области ФИО4 и ФИО3 Заслушав административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений п. 8 ст. 2, п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора. В пункте 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, организацию и проведение проверок указанных лиц, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Согласно п.п. 2, 4 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 №431-ПП утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Согласно п. 1 данного Положения Департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор. Положением определены полномочия и функции Департамента. В соответствии с пунктом 10 Положения Департамент в целях исполнения полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности (далее – обязательные требования); принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, принимает меры по предотвращению таких нарушений. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа Департамента от 20.06.2018 №29-05-15-155 в период с 26.06.2018 по 23.07.2018 ведущим специалистом правового отдела ФИО4 в отношении ТСН «Шейнкмана-130» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного *** в *** решения о создании товарищества собственников недвижимости «Шейнкмана-130», к избранию общим собранием членов товарищества собственников недвижимости правления товарищества и председателя правления ТСН «Шейнкмана-130». 23 июля 2018 года по итогам проверки государственным жилищным инспектором Свердловской области ФИО4 составлен акт проверки органом государственного надзора юридического лица №29-05-16-155, согласно которому должностное лицо приходит к выводу о том, что решением общего собрания, оформленным протоколом от 04.06.2018 №1/2018, в члены правления избраны лица, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирном *** в ***, в том числе, ФИО1 23 июля 2018 года государственным жилищным инспектором Свердловской области ФИО4 вынесено предписание №29-05-17-155 об устранении ТСН «Шейнкмана-130» в срок до 01.10.2018 выявленного нарушения обязательных требований жилищного законодательства (далее – предписание) путём исключения из членов правления ТСН «Шейнкмана-130» лиц, не являющихся собственниками помещений в многоквартирном *** в ***, в том числе, ФИО1 Как следует из объяснений ФИО1, о предписании №29-05-17-155 от 23.07.2018 он узнал только 15.08.2018, так как не является лицом, в адрес которого оно было выдано. Доказательства, свидетельствующие о наличии у ФИО1 ранее 15.08.2018 сведений о вынесении административным ответчиком данного предписания, административными ответчиками суду не представлены. Судом установлено, что 15.08.2018 ФИО1 обратился в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением, вх. №29-01-01-18252/1, в котором просил рассмотреть его возражения на акт №29-05-16-155 от 23.07.2018, по итогам которого было выдано предписание №29-05-17-155 от 23.07.2018 об исключении из членов правления ТСН «Шейнкмана-130» ФИО1 В обоснование заявления ФИО1 указал, что является собственником *** многоквартирном *** в ***, поскольку жилое помещение куплено *** и оформлено на имя его жены ФИО3, с которой он состоит в браке с ***. Квартира находится в совместной собственности супругов, в связи с чем ФИО1 просил исключить из предписания его кандидатуру. К заявлению были приложены копии свидетельства о заключении брака и свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру. Исх. №29-02-10/25798 от 07.09.2018 Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на заявление от 15.08.2018 сообщил ФИО1 о том, что ТСН «Шейнкмана-130» представлены документы, подтверждающие право собственности лиц, избираемых в члены правления. Собственником *** многоквартирном *** в *** является ФИО3 Тот факт, что ФИО1 состоит в браке с ФИО3, являющейся титульным собственником квартиры, не свидетельствует о том, что ФИО1 автоматически становится собственником данной квартиры. Право собственности ФИО1 на указанную квартиру должно быть зарегистрировано наряду с правом собственности супруги. Только при указанных обстоятельствах ФИО1 может являться членом товарищества собственников жилья с возможностью его выбора в члены правления. Департамент при организации проверочных мероприятий осуществляет проверку соблюдения требований, установленных жилищным законодательством, а не семейным, и предлагает ФИО1 рассмотреть вопрос о защите своей позиции путём оспаривания предписания в судебном порядке. 26 ноября 2018 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными предписания от 23.07.2018 №29-05-17-155 и действий, выразившихся в отказе отменить предписание от 23.07.2018 №29-05-17-155 в части исключения ФИО1 из членов правления ТСН «Шейнкмана 130», оформленных письмом от 07.09.2018 №29-02-10/25798. Исходя из положений частей 1 и 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание факт подачи 15.08.2018 ФИО1 заявления об отмене предписания, суд считает, что административное исковое заявление предъявлено административным истцом в суд в установленный законом трёхмесячный срок. Оценивая доводы ФИО1 о незаконности предписания и действий административного ответчика, выразившихся в отказе отменить предписание, суд учитывает следующее. Оспариваемое предписание выдано Департаментом в соответствии с компетенцией и в рамках полномочий, предоставленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 №431-ПП, Положением о порядке организации и проведения регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области, утверждённым Постановлением Правительства Свердловской области от 08.11.2013 №1379-ПП, Административным регламентом по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утверждённым Приказом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 30.12.2016 №1768-А. Как видно из материалов дела, ТСН «Шейнкмана-130», ОГРН <***>, создано решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном *** в ***, что подтверждается протоколом №1/2018 от 04.06.2018. Согласно протоколу №1/2018 от 04.06.2018 внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме приняты решения, в том числе, о выборе способа управления многоквартирным домом путём создания ТСН «Шейнкмана-130», утверждении устава ТСН «Шейнкмана-130», выборе членов правления названного ТСН, включая ФИО1 (***). 15 сентября 2018 года правлением ТСН «Шейнкмана-130», в связи с вынесением предписания Департаментом, принято решение о приостановлении полномочий члена правления ФИО1, также ему предложено добровольно сложить с себя полномочия члена правления, написав в правление соответствующее заявление. Между тем, суд учитывает, что оспариваемым предписанием не разрешен вопрос о правах и обязанностях административного истца, поскольку оно принято по результатам проверки ТСЖ «Шейнкмана-130» и в отношении названного товарищества, в связи с чем само по себе не нарушает права и законные интересы ФИО1 В свою очередь, ТСН «Шейнкмана-130» самостоятельно и в рамках действующего законодательства выбирает способ исключения ФИО1 из членов правления товарищества. В силу ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. В соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 145, ч. 2 ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится избрание членов правления товарищества. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Как установлено в судебном заседании, а также в ходе проверки, проведённой Департаментом в отношении ТСН «Шейнкмана-130», жилое помещение, расположенное по адресу: ***, принадлежит на праве собственности ФИО3 с *** на основании договора купли-продажи от ***, что подтверждается свидетельством ***. Право собственности ФИО1 на данное жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. Согласно свидетельству <***> от *** ФИО1 и ФИО6 *** заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО7. В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учётом основных начал семейного законодательства, закреплённых в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации, и регулируемых им правоотношений, названный кодекс не устанавливает обязанности и права третьих лиц, не являющихся родственниками, по отношению к супругам. Как верно указывает представитель административного ответчика, глава 7 Семейного кодекса Российской Федерации определяет законный режим имущества супругов и не содержит обязанностей третьих лиц, вступающих в правоотношения с супругами, по установлению семейных связей и определению режима собственности, оснований приобретения супругами права собственности и источников происхождения денежных средств, личных или совместно нажитых, использованных для приобретения имущества. Имущество, приобретённое в браке, может являться как совместной собственностью супругов в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, так и имуществом каждого из супругов согласно ст. 34 данного кодекса. Обязанность по соблюдению прав и законных интересов супругов согласно положениям глав 7-9 Семейного кодекса Российской Федерации возлагается исключительно на супругов, а не на третьих лиц, вступающих с ними в правоотношения. Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации с целью соблюдения прав всех собственников помещений в многоквартирном доме сформулированы таким образом, что под субъектами жилищных правоотношений понимаются исключительно титульные собственники жилых помещений, то есть лица, чьи права на объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке. Так, Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок реализации жилищных прав от имени титульного собственника супругом, чьё право собственности на помещение в многоквартирном доме не зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством; не наделяет правами и обязанностями иных собственников помещений в многоквартирном доме и органы государственного жилищного надзора, управляющие организации и товарищества собственников жилья (недвижимости) по определению семейных отношений, обязательств и законного режима собственности каждого собственника помещения в многоквартирном доме. При этом права супруга титульного собственника в жилищных правоотношениях с иными собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляются супругом, являющимся титульным собственником недвижимого имущества в таком доме, который и несёт ответственность за несоблюдение им же прав своего супруга в указанных отношениях. Глава 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок проведения общих собраний собственников помещений, не содержит как прав, так и обязанностей собственников помещений в многоквартирном доме по определению семейных отношений, обязательств и законного режима собственности каждого собственника помещения в многоквартирном доме для установления количества голосов, которым обладает каждый собственник, необходимых для проведения такого собрания, а также не наделяет супругов титульного собственника правом голоса на таком собрании. Жилищный кодекс Российской Федерации также не содержит норм, предусматривающих начисление платы за жилищно-коммунальные услуги супругу собственника, плата за данные услуги предъявляется исключительно титульному собственнику жилого помещения. Согласно ч. 1 ст. 143 Жилищного кодекса Российской Федерации доказать право на членство в товариществе собственников жилья может исключительно титульный собственник, поскольку иные члены товарищества прав и обязанностей по определению семейных отношений, обязательств и законного режима собственности каждого собственника помещения в многоквартирном доме также не имеют. Исходя из смысла и содержания ст. ст. 45-48, ч. 2 ст. 143, ч. 1.1 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации принимать участие с правом голоса в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и в общих собраниях членов товарищества собственников жилья либо правления товарищества, являться членом товарищества собственников жилья, а также членом правления и председателем правления товарищества собственников жилья, вправе только собственник, чьё право на помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в установленном законом порядке. Супруг такого собственника указанными правами не обладает. При таких обстоятельствах административный ответчик, рассматривая заявление ФИО1 от 15.08.2018, обоснованно указал в письме от 07.09.2018 о том, что наличие зарегистрированного брака между административным истцом и ФИО3, являющейся титульным собственником квартиры, не свидетельствует о том, что ФИО1 вправе быть принятым в члены товарищества собственников жилья и избираться в члены правления товарищества. Действующее законодательство не обязывает Департамент в ходе проведения проверки соблюдения обязательных требований и собственников помещений при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома путём проведения какого-либо расследования или сопоставления представленных документов устанавливать возникновение права собственности у лица, права которого на помещение не зарегистрированы в установленном порядке (не титульного собственника). В случае если право собственности на помещение в многоквартирном доме не зарегистрировано у лица, изъявившего желание вступить в члены товарищества собственников жилья, то такое лицо не вправе являться членом товарищества. Требования предписания от 23.07.2018 №29-05-17-155, вопреки доводам административного истца, нормативно обоснованы, сформулированы чётко и недвусмысленно: выявленное нарушение подлежит устранению путём исключения из членов правления ТСН «Шейнкмана-130» ФИО1, не являющегося собственником помещения в многоквартирном доме. При этом если ФИО1 не желает добровольно покинуть состав членов правления, вопрос о досрочном прекращении его полномочий может быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов товарищества собственников недвижимости в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявление ФИО1 от 15.08.2018 рассмотрено Департаментом в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и в рамках компетенции, установленной подп. 13 пункта 16 Постановления Правительства Свердловской области от 27.05.2015 №431-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области». В соответствии с ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ Департамент, рассмотрев заявление 07.09.2018, то есть не позднее 30 дней со дня регистрации обращения, направил ФИО1 письменный ответ по существу поставленных вопросов с разъяснениями правовой позиции Департамента и её нормативным обоснованием, тем самым не нарушил право административного истца на обращение в государственные органы и установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан. С учётом изложенного суд отказывает ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, государственному жилищному инспектору Свердловской области ФИО4 о признании незаконными предписания от 23.07.2018 №29-05-17-155 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части исключения ФИО1 из членов правления ТСН «Шейнкмана 130», и действий, выразившихся в отказе отменить предписание от 23.07.2018 №29-05-17-155 в части исключения ФИО1 из членов правления ТСН «Шейнкмана 130», оформленных письмом от 07.09.2018 №29-02-10/25798. Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В удовлетворении исковых требований судом отказано, поэтому оснований для возмещения ФИО1 судебных расходов по оплате государственной пошлины не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, государственному жилищному инспектору Свердловской области ФИО4 о признании незаконными предписания от 23.07.2018 №29-05-17-155 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства в части исключения ФИО1 из членов правления ТСН «Шейнкмана 130», действий, выразившихся в отказе отменить предписание от 23.07.2018 №29-05-17-155 в части исключения ФИО1 из членов правления ТСН «Шейнкмана 130», оформленных письмом от 07.09.2018 №29-02-10/25798, – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья Кировского районного суда г. Екатеринбурга ФИО8 |