ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-885/2016 от 30.11.2016 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-885/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.,

при секретаре судебного заседания Шидаковой З.О.,

в отсутствие представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КЧР,

представителя административного ответчика Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) ликвидатора общины Емельянова В.В.,

рассмотрев дело по административному исковому заявлению административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КЧР к административному ответчику Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по КЧР обратилось в суд с административным иском к административному ответчику Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

В обоснование административного иска административный истец указал следующее.

23ноября 2001 года Управлением Министерства юстиции РФ по КЧР было принято решение о регистрации Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконыБожией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат), 15 декабря 2002 года сведения об Организации внесены в ЕГРЮЛ.

В период с 15.089.2016 г по 09.09.2016 г. Управлением проведена плановая документарная проверка Организации, в результате которой выявлено следующее.

25 января 2016 г. Организация представила в Управление Уведомление о ликвидации юридического лица по установленной форме Р15001, Протокол Собрания о ликвидации и назначении ликвидатором Емельянова В.В. от 15.12.2015 № 11,Решение Пятигорской и Черкесской Епархии Православной церкви о ликвидации Организации.

На основании представленных документов от 08.02.2016 года внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером – 2160900050420.

Таким образом, Организацией пройден 1 этап ликвидации.

После этого в соответствии с п.1 ст. 63 ч.1 ГК РФ ликвидационная комиссия должна опубликовать в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредитора о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юрлица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. (п.2 ст.63 ч.1 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юрлица или органом, принявшими решение о ликвидации юрлица. (п.6 ст.63 ч.1 ГК РФ).

Однако Организацией меры для прохождения дальнейших этапов ликвидации не предпринимаются.

В пояснительной записке от 16.08.2016 г. ликвидатор Емельянов В.В. указал, что

Организация уставной и финансово-хозяйственной деятельности не ведет, счетов в банках не имеет, и просит оказать содействие в ликвидации Организации.

2).Устав Организации утвержден 3 сентября 2001 г. Епархиальным архиереем Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной Церкви.

В связи с внесением изменений в устав и наименование вышестоящей организации Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) необходимо было привести устав и наименование в соответствие с данными вышестоящей организации.

Таким образом, в наименовании Организации, а также в уставе неверно указано название вышестоящей религиозной организации.

3). Пунктом 4 ст. 3 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой коммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и банки со своим наименованием.

В нарушение указанной нормы законодательства печать Организации не содержит ее полного наименования.

Кроме того, в нарушение ФЗ от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательстве акты РФ по вопросам символики некоммерческих организаций» Организация на печати использует символику, описание которой не содержится в ее уставе.

По результатам плановой документарной проверки комиссией сделан вывод о том, что организация фактически прекратила свою деятельность.

Данный вывод подтверждается тем, что:

1). Организацией начата процедура ликвидации:

2). пояснительной запиской ликвидатора Организации Емельянова В.В. от 16.08.2016 г., в которой он указал, что уставной и финансово-хозяйсственной деятельности Организация не ведет, счетов в банках не имеет и просит оказать содействие в ликвидации Организации.

3). В нарушение п.1 ст. 5 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не представляет обновленные сведения, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по КЧР не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель административного ответчика Емельянов В.В. не явился в суд, извещен о времени и месте судебного заседания, не уведомил суд об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу п. 4 ст.263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Огласив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, суд полагает административный иск Управления Министерства юстиции РФ по КЧР подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 25 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях» надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

К отношениям, связанным с защитой прав религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу статьи 6 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" религиозная организация является формой некоммерческой организации. При этом особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в котором установлен перечень оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке (часть 2 статьи 14).

Согласно пункту 9 статьи 8 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности. Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)

Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.

Судом установлено, что 23 ноября 2001 года Управлением Министерства юстиции РФ по КЧР было принято решение о регистрации Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат), 15 декабря 2002 года сведения об Организации внесены в ЕГРЮЛ.

В период с 15.08.2016 г по 09.09.2016 г. Управлением проведена плановая документарная проверка Организации, в результате которой выявлено следующее.

25 января 2016 г. Организация представила в Управление Уведомление о ликвидации юридического лица по установленной форме Р15001, Протокол Собрания о ликвидации и назначении ликвидатором Емельянова В.В. от 15.12.2015 № 11,Решение Пятигорской и Черкесской Епархии Православной церкви о ликвидации Организации.

На основании представленных документов от 08.02.2016 года внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером – 2160900050420.

Однако после прохождения 1 этапа ликвидации Организация не стала исполнять требования п.1 ст. 63 ч.1 ГК РФ, согласно которому ликвидационная комиссия должна опубликовать в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия не принимала меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, не уведомляла в письменной форме кредитора о ликвидации юридического лица; не составила промежуточный ликвидационный баланс о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией, соответственно, промежуточный ликвидационный баланс не утверждался учредителями (участниками) юрлица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. (п.2 ст.63 ч.1 ГК РФ).

Из этого следует, что Организация меры для прохождения дальнейших этапов ликвидации не предприняла.

Согласно пояснительной записке от 16.08.2016 г. ликвидатора Емельянова В.В. организация уставной и финансово-хозяйственной деятельности не вела, счетов в банках не имела, в связи с чем он просит оказать содействие в ликвидации Организации.

Проверкой установлено, что Устав Организации утвержден 3 сентября 2001 г. Епархиальным архиереем Ставропольской и Владикавказской епархии Русской православной Церкви.

В связи с внесением изменений в устав и наименование вышестоящей организации Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) Организация не привела устав и наименование в соответствие с данными вышестоящей организации, в связи с чем в наименовании Организации, а также в уставе неверно указано название вышестоящей религиозной организации.

В нарушение пункта 4 ст. 3 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» о том, что некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой коммерческой организации на русском языке; некоммерческая организация вправе иметь штампы и банки со своим наименованием, печать Организации не содержит ее полного наименования.

В нарушение ФЗ от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательстве акты РФ по вопросам символики некоммерческих организаций» Организация на печати использует символику, описание которой не содержится в ее уставе.

Совокупность исследованных судом доказательств, представленных административным истцом, свидетельствуют о том, что Организация она фактически прекратила свою деятельность.

Иск административного истца Управления Министерства юстиции по КЧР подлежит удовлетворению.

На основании ст.6 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст.ст.8, 14, 25ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ст.ст.61- 63 ГК РФ, руководствуясь ст..264 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по КЧР к Религиозной организации «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) удовлетворить.

Признать Религиозную организацию «Община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при храме Казанской иконы Божией Матери с. Маруха Зеленчукского района КЧР Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной церкви (Московский Патриархат) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц".

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

С у д ь я