ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-886/19 от 17.05.2019 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-886/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов 17 мая 2019 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Васёнкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ушакова Сергея Валентиновича к Совету депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в части прекращения его полномочий,

УСТАНОВИЛ:

Ушаков С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области «О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушакова Сергея Валентиновича и Полковникова Дмитрия Александровича» были досрочно прекращены полномочия истца, как депутата Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение.

С указанным решением Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающими его права на участие в деятельности органов местного самоуправления, на занятие выборной должности. В обоснование требований ссылался на то, что Совет депутатов не учел, что представление прокуратуры, на основании которого на совете был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий истца, подготовлено с нарушением законодательства и ведомственных приказов Генеральной прокуратуры РФ, в том числе по вопросам проведения проверки. Также истец отмечал отсутствие обстоятельств, явившихся причиной и основанием для досрочного прекращения полномочий.

С учетом уточнения предмета исковых требований Ушаков С.В. просил признать незаконным и отменить указанное решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного прекращения его полномочий.

Ушаков С.В. и его представитель – адвокат Битюков Е.Н., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении и уточненной редакции иска.

Представитель административного ответчика Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение - адвокат Кавинский И.Н., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве и объяснениях, приобщенных к материалам дела, из содержания которых следует, что истец фактически оспаривает исключительно представление Прокуратуры Ломоносовского района, а изложенные в нем факты являются установленными для ответчика, при этом представление носит обязательный характер. Поскольку представлением установлен факт нарушения истцом требований Федерального закона «О противодействии коррупции», то ответчик не мог принять иного решения, кроме как о досрочном прекращении полномочий истца. Обращение прокурора в Совет депутатов с представлением не является нарушением ч.7.3. ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как указанная норма устанавливает компетенцию исключительно исполнительных органов власти и не влияет на права прокуратуры, предусмотренные Федеральным закон от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации». Законодательство не устанавливает требованием, в соответствии с которым каждый депутат может лишаться полномочий в рамках отдельного голосования. Действующие законодательство не предусматривает дифференциации ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. Такое последствие нарушение антикоррупционного законодательства как прекращение полномочий является безальтернативным.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Прокуратуры Ломоносовского района Ленинградской области Тарасова Э.Н. в судебном заседании также просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав позицию в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, о том, что прокуратурой Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов внесено представление об устранении нарушений о противодействии коррупции 13 депутатами в части порядка составления справок о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера (далее - Справка). В данное представление не включались нарушения, допущенные Ушаковым С.В. при составлении Справки. Между тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в период с октября 2015 года по июнь 2016 года Ушаков С.В. не являлся депутатом. В 2017 году проверки достоверности сведений, указанных в Справках депутатом Ушаковым С.В. прокуратурой района не проводились, по причине того, что считалось, что прокуратурой Ленинградской области данные сведения проверялись, однако, как стало известно в ходе проверки, предшествовавшей внесению представления от ДД.ММ.ГГГГ сведения депутата Ушакова С.В. прокуратурой области не проверялись. Проверка сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Ушаковым С.В., проводилась прокуратурой района в 2018 году на основании обращения и.о.главы МО Лебяженское городское поселение Канаева О.М., в связи с чем решение о проведении проверки не требовалось.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ, в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Ушаков С.В. является депутатом Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение, что не оспаривалось ответчиком.

Согласно протоколу 37-ого внеочередного заседания Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Шепелевского избирательного округа Ушакова С.В. в связи с нарушением статей федерального законодательства по установленным фактам несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также депутат Лебяженского Западного избирательного округа Полковникова Д.А., которое оформлено решением от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушакова Сергея Валентиновича и Полковникова Дмитрия Александровича».

Из содержания протокола заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что вопрос о досрочном прекращении полномочий рассматривался на основании представления прокуратуры Ломоносовского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В представлении прокуратуры указано о проведении проверки, в ходе которой установлено, что депутат Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение Ушаков С.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в разделе 1 не содержится сведений о доходах с продажи земельного участка с кадастровым (или условным) номером , площадью 1300 кв. м, расположенном по адресу: <адрес><адрес>, который реализован Ушаковым С.В. согласно договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ним в лице его представителя Харитоновой Л.В., и Чупаревым Е.О. При этом, согласно п.3.1 договора цена за указанный участок составляла 450 тыс. рублей, а в п. 3.3. указано, что денежные средства получены до подписания договора. Соответственно, Ушаковым С.В. предоставлены недостоверные сведения о доходах за 2015 год.

Ссылаясь на то, что досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения им обязанности по предоставлению указанных выше сведений или предоставление недостоверных сведений, установленной Федеральным законом № 273-ФЗ, а также на факт неисполнения Ушаковым С.В. возложенной на него законом обязанности, прокурор указал в направленном в адрес представительного органа местного самоуправления представлении о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших указанные нарушения.

В исковом заявлении Ушаков С.В. оспаривает решение Совета депутатов лишь в отношении прекращения своих полномочий.

Указанное решение опубликовано в газете «Балтийский луч» от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 37 Устава муниципального образования Лебяженское городское поселение предусмотрено прекращение полномочий депутата Совета депутатов поселения, перечислены случаи досрочного прекращения полномочий.

В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно части 4 статьи 12.1 Федеральною закона -Ф3 лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данным законом также предусмотрена обязанность по предоставления сведений о расходах.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в частности, лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, обязаны ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

В силу п.1 ст. 24 Устава Совет депутатов Лебяженского городского поселения состоит из 12 депутатов.

Как следует из протокола 37-ого заседания Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ из 12 депутатов поселения на заседании присутствовали 10 депутатов, в том числе Ушаков С.В. За досрочное прекращение полномочий Ушакова С.В. проголосовало «ЗА» - 7 депутатов, «ПРОТИВ» - 2 депутата, «ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 1 депутат.

Таким образом, в соответствии с положениями Устава Лебяженского городского поселения необходимый кворум для принятия оспариваемого истцом решения имелся, решения приняты большинством депутатов от установленного уставом числа депутатов.

Ушакова С.В. на заседании Совета депутатов присутствовал и знал о включении в повестку дня вопроса о прекращение его полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

- указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

- подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

- подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения возложена на орган, принявший такое решение.

В материалы дела административный ответчик не представил документов, послуживших основанием для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Шепелевского избирательного округа Ушакова С.В., а именно: справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Ушакова С.В. за 2015 год; договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от продажи которого Ушакова С.В. получил доход и не отразил в справке, как указано в представлении прокурора.

Кроме того, как следует из протокола 37-ого заседания Совета депутатов МО Лебяженское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ указанные документы не исследовались Советом депутатов, не проверялись обстоятельства, изложенные в представлении прокурора, которые административный ответчик ошибочно посчитал, что они не подлежат проверке и оценке советом депутатов при принятии решения по результатам рассмотрения представления прокурора.

При этом Советом депутатов не исследовался вопрос о том, в каком году Ушаков С.В. получил доход от продажи участка, учитывая, что справка им подавалась за 2015 год, договор купли-продажи подписан ДД.ММ.ГГГГ, а по условиям сделки, как указано в представлении прокурора, денежные средства за участок получены продавцом до подписания договора, то есть получение дохода Ушаковым С.В. могло быть и в 2014 году, однако это обстоятельство не проверялось ни прокурором, ни Советом депутатов.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что административным ответчиком не доказаны основания для принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ в части досрочного прекращения полномочий депутата Шепелевского избирательного округа Ушакова С.В., что является основанием для признания его незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ушакова Сергея Валентиновича удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий депутатов муниципального образования Лебяженское городское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Ушакова Сергея Валентиновича и Полковникова Дмитрия Александровича» в части досрочного прекращения полномочий депутата Шепелевского избирательного округа Ушакова Сергея Валентиновича.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 24 мая 2019 года.

Судья Смирнов А.С.