ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-886/2022 от 15.04.2022 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-886/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2022 года город Кинешма

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Чистяковой Н.В.,

при секретаре Цветковой М.Н.,

с участием административных истцов Абдулина А.А., Абдулиной Т.П.,

представителя административного ответчика – Николаевой Н.А., действующей на основании доверенности от 28 мая 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области административное дело № 2а-886/2022 по административному исковому заявлению Абдулина Антона Алексеевича, Абдулиной Татьяны Павловны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, к администрации городского округа Кинешма о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Абдулин А.А. и Абдулина Т.П., действующие в своих интересах и в защиту интересов несовершеннолетних ФИО4 и ФИО2, обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Кинешма, просили признать незаконным постановление администрации городского округа Кинешма от 28 февраля 2022 года № 313-п в части исключения их семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в связи с превышением одним из супругов возраста 35 лет; обязать администрацию городского округа Кинешма включить их семью, состоящую из 4 человек, в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области».

В обоснование требований указали, что с 2012 года их семья состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении молодой семьи. Постановлением администрации городского округа Кинешма от 28 февраля 2022 года № 313-п была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в связи с достижением Абдулиным А.А. возраста 35 лет. Считают постановление незаконным, так как указанная программа не содержит оснований для исключения молодых семей из списка участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей», в том числе по основанию – превышение возраста 35 лет хотя бы одного из членов семьи, в том случае, когда семья уже признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в такой список. Семья истцов включена в список молодых семей как участники программы «Обеспечение жильем молодых семей» и по указанным в оспариваемом постановлении основаниям не может быть исключена.

Определением суда от 6 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.

В судебном заседании административные истцы Абдулин А.А. и Абдулина Т.П. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили, что по состоянию на 2012 год их семья отвечала всем требованиям, необходимым для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, их никто не уведомлял, что по достижении одним из супругов возраста 35 лет их семья будет исключена из списков, полагают, что достижение одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не является основанием для исключения их семьи из указанного списка на текущий год.

Представитель административного ответчика администрации городского округа Кинешма – Николаева Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которому постановлением администрации городского округа Кинешма от 21 января 2013 года № 173-п семья Абдулиных была включена в список молодых семей, признанных участниками долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма на 2011-2015 годы». Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2020 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Спискки молодых семей участников ведомственной целевой программы формирует Департамент строительства и архитектуры Ивановской области. Орган местного самоуправления направляет списки претендентов на получение субсидии на основании перерегистрации до 1 июня текущего года. Департамент формирует списки. До 30 ноября текущего года администрация формирует заявку на получение субсидии, департамент из полученной заявки формирует список получателей субсидии. 18 февраля 2022 года в адрес администрации городского округа Кинешма был направлен список молодых семей на получение субсидии для приобретения жилья и список на исключение из программы «Молодая семья». Постановлением администрации городского округа Кинешма от 28 февраля 2022 года № 313-п семья Абдулиных была исключена из списка молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с превышением возраста 35 лет хотя бы одного из членов молодой семьи.

Представитель заинтересованного лица Департамента строительства и архитектуры Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке.

Суд с учетом мнения сторон, руководствуясь ст.ст.150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Суд установил, что постановлением администрации городского округа Кинешма от 7 декабря 2012 года № 2708п «Об утверждении списков предприятий и организаций на предоставление и закрепление жилых помещений, о предоставлении и закреплении жилых помещений, изменение стороны в договоре найма» молодая семья Абдулиных в составе двух человек (супруг Абдулин А.А., супруга Абдулина Т.П.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в сводный список молодых семей – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма», изъявивших желание получить субсидию.

На основании постановления администрации городского округа Кинешма от 31 января 2013 года № 173п семья Абдулиных (супруг Абдулин А.А., супруга Абдулина Т.П.) признана участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей городского округа Кинешма» на 2011-2015 годы.

13 февраля 2014 года в семье Абдулиных родилась дочь ФИО11. (л.д.7).

18 февраля 2019 года в семье родился второй ребенок – дочь ФИО2 (л.д.8).

Постановлением администрации городского округа Кинешма от 28 февраля 2022 года № 313-п «Об утверждении решения комиссии от 21.02.2022 г.» семья Абдулиных в составе 4 человек (супруг Абдулин А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга Абдулина Т.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения) исключена из списка участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» в связи с превышением Абдулиным А.А. возраста 35 лет (л.д.10).

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В пункте 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее - Правила) определены специальные требования к участникам мероприятия ведомственной целевой программы. Участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая, в том числе возрастному критерию: возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а» п.6 Правил).

Такое регулирование, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения от 27 мая 2010 года № 738-О-О, от 15 января 2015 года № 3-О).

Пунктом 24 названных Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 25 указанных Правил).

Пунктом 26 указанных Правил определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

В соответствии с пунктом 27 тех же Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

В силу абзаца 2 пункта 27 Правил в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, само по себе не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

На дату формирования Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области в 2022 году списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, Абдулин А.А., достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», ДД.ММ.ГГГГ года рождения ему исполнилось 36 лет, в связи с этим семья Абдулиных перестала соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы по возрастному критерию.

Довод административных истцов о том, что их семья включена в список молодых семей участников подпрограммы и не может быть исключена по указанным в оспариваемом постановлении основаниям, суд отклоняет, поскольку факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию, весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году. Возможность получения административными истцами социальной выплаты в соответствующие годы обусловлена комплексом обстоятельств, в том числе объемом выделяемого из средств бюджетом финансирования на цели данной подпрограммы, количества участников подпрограммы, подлежащих включению в список в первоочередном порядке.

В силу действующего законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение социальной выплаты, а в случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в данной подпрограмме.

С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абдулина Антона Алексеевича, Абдулиной Татьяны Павловны, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, к администрации городского округа Кинешма о признании незаконным постановления от 28 февраля 2022 года № 313-п в части исключения молодой семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Чистякова Н.В.

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2022 года.