ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-887/2016 от 19.05.2016 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Алдан 19 мая 2016 г.

Алданский районный суд в составе председательствующего судьи Васильева И.И.,

при секретаре Тонконог Т.И.,

представителя административного истца - ГБУ РС (Я) «Томмотский психоневрологический интернат» Федосеевой Ю.Д.,

с участием административного ответчика - представителя МЧС Алданского района Мыльникова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ГБУ РС (Я) «Томмотский психоневрологический интернат» к Отделу надзорной деятельности по Алданскому району УНД и ПР МЧС России по РС (Я) находящемуся по адресу: ......., о признании незаконным предписания от [Дата]г.,обязывающие об установлении системы фотолюминицентные эвакуационные планы, суд

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился в суд административным иском директор ГБУ «Томмотский психоневрологический интернат» Республики Саха (Якутия) М. с жалобой на предписание ГУ МЧС от [Дата] и в обосновании указал, что в указанное время была проведена внеплановая проверка в Алданском отделении Государственного бюджетного учреждения РС (Я) «Томмотский психоневрологический интернат» Отделом надзорной деятельности по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) с целью контроля за исполнением п. ....... предписания [Номер] от [Дата] по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки было составлено Предписание [Номер] по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от [Дата], в котором установлено следующее нарушение:

- «Имеющиеся планы эвакуации людей при пожаре, выполнены не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, чем нарушены требования п.7 ППР в РФ,ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».

Согласно Письма Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) [Номер] от [Дата] и рекомендуемых образцов документов, используемых должностными лицами органами ГПН при осуществлении административно-правовой деятельности и проведения проверок, в предписании должны содержаться пункты (абзац пункта) нормативно-правового акта, требования которого нарушены. В предписании [Номер] от [Дата], выданномОтделом надзорной деятельности по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) не указано, какие именно требования (пункты, абзац пункта) ГОСТа 12.2.143-2009 нарушенызаявителем, что свидетельствует о необоснованности данного предписания.

С выявленным вышеуказанным нарушением не согласны по следующим основаниям:

Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ) от 25.04.2012 г. № 390 предусматривает, что «На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 №113)».

В нашем учреждении планы эвакуации изготовлены на бумажном носителе, утвержденные руководителем учреждения. Тем самым руководитель учреждения обеспечивает исполнение требований вышеуказанного пункта ППР в РФ.

Пункт 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390
не содержит в себе никаких требований относительно того, на каком материале должны быть изготовлены планы эвакуации и не указывает, что планы эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТР 12.2.143-2009.

ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные требования и методы контроля» - это стандарт, распространяющийся на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания и является автономной, самостоятельной системой безопасности. В пункте 1 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию от 23.07.2009 N 260-ст отмечено, что ГОСТ Р 12.2.143-2009 утвержден для добровольного применения и носит рекомендательный характер и не содержит обязательных требований. Таким образом, неисполнение положений ГОСТ Р 12.2.143-2009, рекомендованного к добровольному исполнению, не свидетельствует о неисполнении заявителем обязательных нормативных требований по пожарной безопасности.

Указанный ГОСТ Р 12.2.143-2009 в предписании должен применяется в том случае, если собственник объекта принял решение установить систему ФЭС. В законодательстве РФ отсутствуют обязательные требования по установке и применению системы ФЭС.

В разделе 6 ГОСТа 12.2.143-2009 «Требования к элементам фотолюминесцентной эвакуационной системы к их размещению» определены требования к планам эвакуации, как к элементу фотолюминесцентной эвакуационной системы. Поэтому в нашем учреждении такая система не установлена. Тем самым установление нарушения вышеуказанного ГОСТа сотрудниками ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) не правомерно в отношении нашего учреждения.

Считаем, что указанные обязанности по использованию планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении на заявителя возложены незаконно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 124-130 Кодекса административного судопроизводства РФ просит признать незаконными и отменить Предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РС (Я) - Отдела надзорной деятельности по Алданскому району [Номер] по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от [Дата]

В судебном заседании представительадминистративного истца Федосеева Ю.Д. просила удовлетворить административный иск в обосновании указала, что предписание представителя ГУ МЧС неправомерно вынес предписание об установлении фотолюминицентных эвакуационной системы, когда как по приказу установление является рекомендательным характером, а не обязательным, просит предписание признать не законным.

Представитель административного ответчика ГУ МЧС Мыльников В.С. просит отказать в иске в связи с тем предписание является законным.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судьей, на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки сотрудником ГУ МЧС по Алданскому району [Дата]г. была проведена выездная проверка Государственного бюджетного учреждения РС(Я) «Томмотский психоневрологический интернат», расположенного по адресу: ....... на основании предписания [Номер] обязал устранить до [Дата]г. по ГОСТ Р 12.2.143-2009, то есть установить фотолюминицентные эвакуационные систему в интернате.

Федеральный закон N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения (п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно п. 33 которых при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Как судом установлено, в Томмотском психоневрологическом интернате имеется эвакуационные планы на бумажном носителе с указанием путей эвакуации в случае пожара. Инженером по противопожарной безопасности Г. проводится соответствующие меры для соблюдения правил противопожарной безопасности. Данные обстоятельства не опровергнуты представителем ГУ МЧС Мыльниковым В.С.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст (далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009), план эвакуации - это план (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации. Судом установлено, что Томмотском психоневрологическом интернате имеется указания путей эвакуации, аварийные выходы и порядок и последовательность действий медицинского персонала при пожаре или иных чрезвычайных ситуациях инструктированы.

Согласно письма МЧС России от 11.03.2014 N 19-1-13-969 "Об изготовлении и применении планов эвакуации" сообщает, что изготовление и применение планов эвакуации могут осуществляться как на бумажном носителе, так и в фотолюминесцентном исполнении, при этом вид материала для изготовления плана эвакуации определяется собственником объекта защиты самостоятельно. Изготовление и применение планов эвакуации в фотолюминесцентном исполнении необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Согласно Приказа от 23 июля 2009г. №260-ст «Об утверждении национального стандарта» рекомендовано для добровольного применения национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" с датой введения в действие 1 июля 2010 г. взамен ГОСТ Р 12.2.143-2002 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля".

В таком случае предписание [иные данные] ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС(Я) [иные данные] Мыльникова В.С. об устранении до [Дата] требований пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система фотолюминицентные эвакуационные. Требования метод контроля» должна иметь рекомендательный характер, а не обязывающий.

В настоящее время в законодательстве нет нормативных правовых документов, где был бы четко указан срок полезного использования плана эвакуации при пожаре. Поэтому отнесение расходов на изготовление плана эвакуации при пожаре будет зависеть от учетной политики учреждения и от того, из чьих материалов он будет изготовлен.

Указанные расходы осуществляются в рамках договора (контракта) об оказании услуг по изготовлению плана эвакуации при пожаре из учреждения. Данные расходы не предусмотрены законом и не финансированы на законодательном уровне.

В таком случае, предписание ГУ МЧС от [Дата] подлежит к отмене и административное исковое заявление директора ГБУ РС(Я) «Томмотский психоневрологический интернат» подлежит к удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173-174, 227 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административный иск ГБУ РС (Я) «Томмотский психоневрологический интернат» заявленный к Отделу надзорной деятельности по Алданскому району УНД и ПР МЧС России по РС (Я)о признании незаконным предписания от [Дата]г.,

Отменить предписание от [Дата] вынесенные ОНД по Алданскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) обязывающие установить фотолюминицентную эвакуационную систему до [Дата] Государственном бюджетном учреждении РС (Я) «Томмотский психоневрологический интернат».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца с момента получения решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий судья: Васильев И.И. .......в